ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ –
ОСНОВА ПРОЦВЕТАНИЯ ОБЩЕСТВА,
ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА
Развитие человечества неразрывно связано с
трансформациями демографических процессов. В XXI веке наблюдается быстрый и
непрерывный, но при этом неравномерный рост численности населения планеты. На
фоне стремительного увеличения численности жителей многих стран Африки, Азии и
Латинской Америки минимальный прирост населения либо отрицательные
демографические тенденции отмечаются в Европе, на постсоветском пространстве,
Японии и др. По прогнозам ученых-демографов, до 2050 года в 45 странах мира убыль населения будет наблюдаться
минимум на 10%. В эту группу попадает и восточноевропейский регион, в том
числе Беларусь.
Ученые обращают внимание на связь
демографических процессов с господствующими в современном обществе ценностными
ориентирами. Стремление жить в свое удовольствие, нежелание жертвовать своим
комфортом, приоритет личностных интересов над общественными составляют первую
группу причин снижения рождаемости, особенно в развитых странах мира.
Негативно на рождаемости сказываются
объективные достижения современного общества, связанные с изменением роли в нем
женщины: рост ее занятости в рыночной экономике, стремление достигать карьерных
успехов, желание получить нескольких образований. Нередко указанные тенденции
ведут не только к позднему рождению детей, но даже и отказу от него.
1. Демографическая безопасность – важнейшая
составляющая национальной безопасности Республики Беларусь
Одним из составляющих элементов национальной
безопасности Республики Беларусь является демографическая
безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от
воздействия демографических угроз, обеспечивающее стабилизацию численности
населения, развитие человеческого потенциала страны, сохранение семейных и
межпоколенческих связей.
В нашей стране вопросы обеспечения
демографической безопасности, поддержки семьи, защиты материнства и детства
находятся на постоянном контроле Главы государства.
Выступая с Посланием белорусскому народу и
Национальному собранию Республики Беларусь 30 марта 2023 г., Президент А.Г.Лукашенко подчеркнул: ”Здоровье детей – вопрос демографической
безопасности, без чего нет смысла
думать о завтрашнем дне… Чтобы крепко стоять на своей земле, нас, белорусов, должно быть значительно
больше – это важнейшее условие суверенитета. И государство делает много,
чтобы обеспечить для этого соответствующие условия“.
В демографической сфере основными национальными
интересами являются:
стабилизация численности населения и создание
предпосылок для его устойчивого роста на основе последовательного увеличения
рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни, снижения смертности;
повышение общего уровня здоровья народа, охрана
здоровья матери и ребенка;
укрепление института семьи как социального института,
наиболее благоприятного для реализации потребности в детях, их воспитания,
развитие системы поддержки семей с детьми и улучшение условий их
жизнедеятельности;
оптимизация внешних миграционных потоков, обеспечение
положительного сальдо миграции.
Осознание значимости демографического
фактора в обеспечении национальной безопасности послужило причиной для актуализации демографической составляющей в
проект новой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь.
В этом документе в числе основных угроз национальной безопасности указаны:
депопуляция, демографическое старение, снижение уровня рождаемости, сокращение продолжительности
жизни.
В демографической сфере внутренними источниками угроз национальной безопасности являются:
диспропорции в половозрастной структуре населения;
снижение репродуктивных установок населения, их
неполная реализация;
негативные трансформации института семьи (снижение
уровня брачности, увеличение возраста вступления в первый брак, рост числа
неполных семей, овдовение и иное);
снижение общего уровня здоровья населения, его
отдельных половозрастных групп;
неблагополучная эпидемиологическая ситуация.
Во многих странах созданию условий для роста населения
и решению вопросов демографической безопасности препятствует ряд субъективных
факторов.
В их числе – новомодная субкультура ”чайлдфри“, суть
которой состоит в сознательном нежелании рожать и воспитывать детей. По этому
поводу Глава государства А.Г.Лукашенков своем Послании заявил: ”Любая популяризация идей бездетной семейной
пары в нашем информационном и культурном пространстве должна пресекаться. Любые
вбросы таких завуалированных призывов, равно как и все нетрадиционные веяния –
не что иное, как попытка обезлюдить и ослабить государство. Никак не меньше. Такая идеология должна быть
вне закона“.
”Мы вырастили детей, которые ни в чем не
нуждались, и теперь они хотят как можно дольше пожить для себя, откладывая
рождение ребенка. Не все, но тенденция есть, она опасная, – таково было
следующее замечание А.Г.Лукашенко. –Парадигму
такого мышления надо менять. Есть вещи, которые молодые люди просто не
могут понять в силу своего возраста. Но мы, старшее поколение, можем вовремя и
должны вовремя объяснить, что жизненный успех и опыт бессмысленны, когда их
некому передать“.
Помимо этого, Президентуказал на необходимость разрушения
стереотипа ”либо карьера, либо семья“,
поскольку в Беларуси ”созданы все
условия, чтобы женщина могла реализовать себя, как мама и как профессионал“.
Основнымвнешним источником угрознациональной безопасности в демографической сфере является проведение
иностранными государствами политики, направленной на стимулирование эмиграции
населения Республики Беларусь.
2. Динамика демографических
процессов в Беларуси
Несмотря на то, что в Республике Беларусь созданы условия для улучшения здоровья
населения с охватом всех этапов жизни, повышения качества и доступности услуг
системы здравоохранения, демографическая
ситуация продолжает требовать пристального внимания.
Справочно:
В 2021 году доля населения в возрасте
старше 65 лет составила 15,8%. В начале 2021 года базовое
значение продолжительности жизни при рождении составило 74,5
года (69,3 для мужчин и 79,4 для женщин).
За последние 10 лет на 14,5%
уменьшилось число женщин репродуктивного возраста (с 2 494 тыс. в
2012 году до 2 134 тыс.
в 2022 году).
В 2022 году число родившихся
уменьшилось на 20% по сравнению с 2019 годом. Суммарный коэффициент рождаемости
за данный период уменьшился с 1,73 до 1,38 ребенка на одну женщину фертильного
возраста.
Продолжает оставаться актуальной проблема неустойчивости брачных союзов. Ценность
и значимость официального брака для большинства населения сохраняется, но
количество браков несколько снизилось наряду с увеличивающимся числом разводов.
Справочно:
В 2021 году коэффициент заключенных браков составил
6,4 на 1 тыс. человек, а коэффициент разводов – 3,7 (2016 год – 6,8
и 3,4 соответственно).
Несмотря на снижение числа абортов за последние 5 лет на 30,3%, частота искусственного
прерывания беременности в стране остается высокой (в 2021 году – 7,8 на 1 тыс.
женщин фертильного возраста). Это свидетельствует о необходимости
продолжения комплекса мероприятий, направленных на профилактику
и снижение абортов, включая проведение предабортного психологического
консультирования.
В современных условиях отмечается рост гинекологических заболеваний, высокий
уровень женского и мужского бесплодия.
Значительное число бесплодных семей нуждаются в применении вспомогательных
репродуктивных технологий. Число женщин, страдающих бесплодием, составляет
около 750-780 на 100 тыс. женского населения 18-49 лет, мужчин –
около 100-200 на 100 тыс. мужского населения в возрасте
18 лет и старше. Эффективность применения экстракорпорального
оплодотворения колеблется в пределах 41-43%.
Справочно:
Согласно результатам
общереспубликанского мониторингового исследования, проведенного в апреле 2023
г. Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси:
имеют детей 77% опрошенных (одного ребенка –
35,3%, двух детей – 48,9%, трех – 12,7%, четырех и больше – 2,6%);
планируют с
учетом реальных жизненных обстоятельств одного ребенка – 22,4%, двух детей
– 44,6%, трех – 10,7%, четырех и больше – 2,2% (учитывая тех, которые уже
есть);
по мнению 52,4% опрошенных,
современные пары не могут иметь желаемое
количество детей по причине боязни того, что не смогут обеспечить ребенка
всем необходимым;
если бы позволяли материальные и
другие условия, то планировали иметь одного ребенка 14,8%,
двух детей – 45,5%, троих – 19,9%, четверых и больше – 5,6% респондентов.
Серьезной проблемой безопасности общества является
преждевременная смертность. В Республике Беларусь смертность от внешних причин (ДТП, несоблюдение техники
безопасности на производстве, убийства, и пр.) в возрасте до 40 лет почти в пять раз превышает потери, связанные
с болезнями системы кровообращения и в три раза – онкологическими заболеваниями.
Экономические потери общества от смертности от внешних
причин сопоставимы с ежегодными дотациями, выделяемыми из бюджета страны на
социально-экономическое развитие трех регионов Беларуси.
Основными особенностями смертности от внешних причин
является ее предотвратимость и социальная обусловленность. Исходя из этого
снижение указанного вида смертности необходимо сопровождать мероприятиями,
нацеленными на рост доходов населения, снижение уровня безработицы, повышение
качества медицинского обслуживания, развитие инфраструктуры и пропаганду здорового
образа жизни. Позитивное воздействие перечисленных факторов поможет сберечь до
50 человек на 100 тыс. населения только в результате сокращения смертности от
внешних причин.
3. Ключевые
направления деятельности белорусского государства по обеспечению
демографической безопасности
Согласно ст. 32 Конституции
Республики Беларусь, брак как союз женщины и мужчины, семья, материнство,
отцовство и детство находятся под защитой государства.
В соответствии со ст. 1 Кодекса Республики Беларусь о браке и
семье задачами законодательства о браке и семье являются:
укрепление семьи в Республике Беларусь как
естественной и основной ячейки общества на принципах общечеловеческой морали,
недопущение ослабления и разрушения семейных связей;
построение семейных отношений на
добровольном брачном союзе женщины и мужчины, равенстве прав супругов в семье,
на взаимной любви, уважении и взаимопомощи всех членов семьи;
установление прав детей и обеспечение их
приоритета в соответствии с настоящим Кодексом;
установление прав и обязанностей супругов,
родителей и других членов семьи в соответствии с положениями КонституцииРеспублики Беларусь, нормами международного права;
охрана материнства и отцовства, прав и
законных интересов детей, обеспечение благоприятных условий для развития и
становления каждого ребенка;
учет наилучших интересов ребенка при
принятии государственными органами, иными организациями решений в отношении
детей.
Указом
Президента Республики Беларусь от 21 января 1998 г. № 46 утверждены основные направления государственной
семейной политики. Основные цели
государственной семейной политики:
обеспечение улучшения
социально-экономических условий жизнедеятельности семьи и выполнения ею
репродуктивной, экономической и воспитательной функций;
укрепление нравственных основ семьи и
повышение ее престижа в обществе.
Развитие системы поддержки семей с детьми
предусмотрено Программой
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы. Ее
практическое воплощение осуществляется в рамках Государственной программы ”Здоровье народа и демографическая
безопасность Республики Беларусь“ на 2021–2025 годы, иных государственных
программ и национальных планов (Национальный
план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2022–2026 годы и
др.).
4. Социальная
защита матери и ребенка
Одно из ключевых направлений
государственной политики – повышение
благополучия семей как основы демографической безопасности государства и
общества.
Комплексная система поддержки семей с
детьми предусматривает гарантии и льготы в различных сферах их
жизнедеятельности. Особое внимание уделяется многодетным семьям.
Поддержка
семьи начинается еще до рождения ребенка – с бесплатного
комплексного медицинского сопровождения женщины во время беременности и родов,
а также предоставления отпуска по беременности и родам с выплатой пособия в
размере 100% среднедневного заработка.
Основным инструментом материальной
поддержки при рождении и воспитании детей выступает система государственных пособий.
Единовременное
пособие в связи с рождением ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком
в возрасте до 3 лет назначаются всем семьям независимо от доходов родителей, их
занятости и уплаты страховых взносов. Это отличает нашу систему пособий от
других государств, поскольку во
многих странах выплаты зависят от заработной платы родителей, а
незастрахованные лица получают их в минимальном размере.
Для отдельных, наиболее уязвимых категорий
семей, предусмотрено пособие на детей старше 3 лет, которое также назначается на каждого ребенка в семье.
Справочно:
По состоянию на 1 июня
2023 г. пособия составляют:
единовременное пособие в связи с рождением ребенка:
при рождении первого
ребенка – 3 521,30 руб. (10 бюджетов прожиточного минимума (далее – БПМ) в
среднем на душу населения);
при рождении второго и
последующих детей – 4 929,82 руб.
(14 БПМ);
ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет:
на первого ребенка –
605,99 руб. (35% средней заработной платы работников (далее – СЗП) в стране);
на второго и
последующих детей – 692,56 руб. (40% СЗП);
на ребенка-инвалида –
779,13 руб. (45% СЗП);
ежемесячное пособие на детей старше 3 лет из отдельных
категорий семей (воспитывающих ребенка-инвалида либо
ребенка, инфицированного ВИЧ; из семей, в которых родители имеют инвалидность 1
или 2 группы; из семей, в которых отца (отчима) призвали на срочную военную
службу):
на ребенка-инвалида и
ребенка, инфицированного ВИЧ, –
246,49 руб. (70% БПМ);
на других детей в таких
семьях – 176,07 руб. (50% БПМ).
Каждый пятый ребенок (почти 400 тыс. детей) охвачен тем или иным видом пособия, при этом дети до 3 лет – 100%
(пособие выплачивается на 220,1 тыс. детей до 3 лет).
В
2023 году на систему государственных пособий выделено
3,5 млрд рублей, из них 2 млрд – на выплату пособия по уходу за ребенком до
3 лет.
Одна из самых значимых мер поддержки белорусских семей – это программа семейного капитала, которая
реализуется с 2015 года при рождении
третьего или последующего ребенка. Его размер
с 1 января 2023 г. составляет почти 30 тыс. рублей (на 4 тыс. рублей больше, чем в 2022 году).
За более чем 8 лет реализации программы
специальные депозитные счета открыли почти 127 тыс. многодетных семей, из
республиканского бюджета на них зачислено 826 млн долларов США и 1,1 млрд
рублей (за 5 месяцев 2023 г. открыто уже 5 тыс. депозитов ”Семейный капитал“).
С
2020 года многодетные семьи вправе досрочно (независимо от даты назначения) использовать средства семейного капитала на строительство (реконструкцию)
или покупку жилья, погашение кредитов (займов организаций), выданных на эти
цели, – если они нуждаются в улучшении жилищных условий; на оплату
образования, медицинских услуг и средств социальной реабилитации для членов
семьи с инвалидностью.
Справочно:
Из общего количества
поданных заявлений на досрочное распоряжение семейным капиталом, 83% составляют заявления на решение
жилищных вопросов (10% – на медицинские услуги, 7% – на образование).
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь
от 4 июля 2017 г. № 240 ”О государственной поддержке граждан при строительстве
(реконструкции) жилых помещений“ многодетным
семьям предоставляется субсидия на погашение основного долга в соответствии
с количеством детей в возрасте до 23 лет в следующих размерах:
при наличии троих детей в возрасте
до 23 лет – в размере 95% от суммы основного долга по кредиту;
при наличии четверых и более детей в возрасте
до 23 лет– в размере 100% от суммы основного долга по кредиту.
Молодым семьям, предоставляется субсидия
на погашение основного долга в следующих размерах:
при рождении (усыновлении, удочерении)
первого ребенка – в размере 10% от суммы основного долга по кредиту;
при рождении (усыновлении, удочерении)
второго ребенка – в размере 20% от суммы основного долга по кредиту.
В 2023 году на обеспечение программы семейного капитала
в республиканском бюджете предусмотрено 430 млн рублей.
Из
средств местных бюджетов финансируется адресная социальная помощь, в системе которой четыре вида поддержки.
Бесплатными
продуктами питания в 2022 году
обеспечены более 12 тыс. детей в возрасте до 2 лет (6,5% от общей численности детей
до 2 лет), средний размер помощи на одного ребенка составил порядка 200
рублей в месяц. При этом семьи при рождении двойни (тройни) получают детское
питание без учета доходов (более 4 тыс.
детей).
Семьям, в которых воспитывается
ребенок-инвалид с 4 степенью утраты здоровья, предоставляется социальное
пособие для возмещения затрат на
приобретение предметов гигиены. В 2022 году средний размер выплаты составил 435 рублей, такое пособие
выплачено
на 12,6 тыс. детей-инвалидов.
Семьи с детьми – основные получатели ежемесячного и единовременного социальных
пособий – более 70% от общей численности получателей таких пособий. Причем для многодетных семей действуют льготные
условия предоставления ежемесячного социального пособия – критерий нуждаемости составляет 115% БПМ (для
других семей 100% БПМ). В 2022 году ежемесячное социальное пособие получили
более 50 тыс. человек из категории многодетных семей.
На
оказание адресной социальной помощи в 2023 году выделено 132,7 млн рублей.
Поддержка семьям с детьми предоставляется
не только в виде материальных выплат. Широкий спектр социальных услуг оказывают
146 территориальных центров социального
обслуживания населения и 2 центра социального обслуживания семьи и детей
(гг.Минск, Гомель).
Востребованной является услуга няни, которая предоставляется бесплатно
семьям, в которых:
воспитываются тройни (до 40 часов в
неделю), двойни
(до 20 часов в неделю), дети с инвалидностью
(до 20 часов в неделю);
оба родителя либо единственный родитель
являются инвалидами 1 или 2 группы (до 20 часов в неделю).
Справочно:
В 2022 году
услугой няни воспользовались почти 2,5 тыс. семей, в том числе 1,6 тыс. –
воспитывающих двойню (тройню).
Для организации
комплексного подхода в решении проблем семьи в территориальных центрах
оказывается услуга социального патроната.
Справочно:
В 2022 году такую
услугу получили 3,2 тыс. семей с детьми.
Детскими домами-интернатами
предоставляется услуга социальной
передышки для родителей
детей-инвалидов в возрасте
от 4 до 18 лет. Она предусматривает кратковременное (до 56 дней в календарном
году) освобождение родителей от ухода за ребенком-инвалидом с целью отдыха,
восстановления сил, решения иных вопросов семьи.
Справочно:
В 2022 году такую
услугу получили 106 семей, воспитывающих детей-инвалидов.
На обучение навыкам
уважительного и позитивного взаимодействия с детьми, гармонизацию супружеских и
детско-родительских отношений направлены программы,
реализуемые в территориальных центрах (”Папа-школа“, ”Искусство быть
мамой“, ”Семья как ценность“), иные социальные проекты.
Поддержка работающих родителей
представлена гарантиями в трудовой
сфере, которые являются обязательными
для реализации всеми нанимателями и формируют ключевые условия для
комфортного совмещения родительства и работы.
Справочно:
Например,
обеспечивается защита занятости родителей, находящихся
в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком в возрасте до
3 лет. На период нахождения в этих отпусках за работниками сохраняется рабочее место. Более того,
после окончания отпуска по уходу за ребенком наниматель обязан с согласия
родителя продлить с ним контракт (заключить новый) до достижения ребенком 5 лет.
Родители обладают
своеобразным иммунитетом при увольнении. Например, гарантируется недопущение расторжения трудового договора по инициативе
нанимателя с беременной женщиной,
матерью или одиноким отцом с ребенком в возрасте до 3 лет.
Ряд гарантий учитывает потенциальную потребность работающих родителей в
дополнительном свободном от работы времени.
Справочно:
Например, по желанию
беременной женщины, женщины с ребенком до 14 лет наниматель обязан
устанавливать неполное рабочее время (неполный рабочий день, неполную рабочую
неделю, неполный рабочий день).
Родителям, воспитывающим двоих детей в возрасте до 16 лет,предоставляется один дополнительный
выходной день в месяц.
Его оплата может предусматриваться в коллективном договоре или ином локальном
правовом акте. Родителям с тремя и более
детьми до 16 лет или ребенком-инвалидом
до 18 лет предоставляется дополнительный выходной день в неделю, который
оплачивается в размере среднего дневного заработка.
Несмотря на достаточно развитый механизм
государственной поддержки родителей на рабочих местах, а также их
дополнительной поддержки в рамках социального партнерства, государство постоянно ищет новые возможности удовлетворения
потребностей современных родителей, помогая им успешно совмещать воспитание
детей и работу без ущерба для какой-либо из сфер жизни.
Справочно:
С января 2020 г. установлен новый вид отпуска – отпуск отцу
(отчиму) при рождении ребенка продолжительностью
до 14 дней. Наниматель обязан
предоставить такой отпуск по желанию работника в течение 6 месяцев после рождения,
его оплата может быть предусмотрена коллективным договором, локальным актом
нанимателя.
В июне 2023 г. Советом
Республики Национального Собрания Республики Беларусь одобрены изменения в Трудовой кодекс, которые расширяют возможности для
совмещения работы и родительства(законопроект вступит в силу с 1 января 2024 г.).
Справочно:
В частности, по желанию
многодетного родителя по согласованию с нанимателем, если это не препятствует
нормальной деятельности организации, вместо
одного свободного от работы дня в неделю предоставляется возможность работать с сокращением ежедневной продолжительности работы (смены) на один час с сохранением заработной
платы.
Государственная поддержка
родителям предоставляется
не только в период воспитания детей, но
и в дальнейшем – в пенсионный
период.
Периоды, когда один из родителей ухаживал
за детьми в возрасте до 3 лет и не работал, включаются в общий трудовой стаж,
который влияет на размер пенсии (суммарно до 12 лет).
Женщинам с четырьмя детьми для назначения пенсии
снижены требования к страховому стажу – до 10 лет работы с уплатой взносов.
Женщине с пятью детьми пенсия назначается
на пять лет раньше общего пенсионного возраста (если женщина не менее 10 лет
работала в производстве сельскохозяйственной продукции такая пенсия назначается
независимо от возраста). При этом для них требования к страховому стажу снижены
до 5 лет.
В республике создана и функционирует Национальная комиссия по правам ребенка (в г.Минске и каждом областном центре
работают уполномоченные Национальной
комиссии и общественные приемные), основной целью деятельности которой
является осуществление и совершенствование государственной политики по
обеспечению защиты прав и законных интересов детей.
Справочно:
В течение последних трех лет в ходе
заседаний Национальной комиссии особое внимание уделялось вопросам сохранения
здоровья и жизни детей, защиты их прав и законных интересов, противодействия
насилию в отношении детей, защиты детей и молодежи от наркоторговли и
потребления наркотиков, профилактики суицидо-опасного поведения детей и
молодежи, совершенствования социальной политики и механизмов поддержки детства,
укрепления семьи.
Труд материнства высоко ценится на государственном уровне.
Женщины, родившие и воспитавшие пять и
более детей, награждаются высокой государственной наградой – орденом Матери.
Справочно:
Уже в текущем году ее
удостоены более 200 женщин, всего за период с 1996 года орденом Матери
награждено 13 тыс. женщин. При этом при награждении орденом Матери
предоставляется единовременная денежная выплата в размере 5 БПМ.
Целенаправленная политика поддержки семей с детьми с
фокусом на многодетные семьи дает ощутимые результаты.
Справочно:
На 1 июня 2023 г. в
Беларуси проживает более 122 тыс. многодетных семей. Наибольшее количество (80,4%)
– это семьи с тремя детьми, 14,3% – с
четырьмя, 5,3% – с пятью и более детьми.
В Республике Беларусь сформирована государственная политика по реализации
права каждого ребенка на жизнь и воспитание в семье. Вместе с тем на
сегодняшний день в Беларуси порядка 19 тыс. детей, которые признаны находящимся
в социально опасном положении в 9 тыс. семей. Главная цель работы с такими
детьми – сохранить ребенка в родной семье, не допустить ухудшения ситуации,
оказать необходимую помощь.
5.
Оптимизация внешних миграционных потоков
В условиях сокращения населения путем
естественного движения крайне актуальными остаются вопросы, связанные с
миграционными процессами. Миграция – это возможность не только стабилизировать
численность населения, но и удовлетворить потребности страны в трудовых
ресурсах, а также сэкономить средства на образовании и профессиональной
подготовке кадров. Неслучайно многие страны Евросоюза ведут активную политику,
направленную на привлечение квалифицированных трудовых ресурсов из государств Восточной
Европы, в том числе Беларуси.
Справочно:
По информации Министерства внутренних
дел, в 2022 году в Беларуси трудились 11071 иностранных граждан. Основное
количество въехавших в нашу страну на работу иностранцев составили граждане
Российской Федерации – 3080, Китая – 2018, Украины – 1265 и Туркменистана –
808.
Всего по состоянию на 30 декабря 2022 г. на учете в территориальных
органах внутренних дел состояло более 215 тыс. иностранцев, в том числе более
45 тыс., имеющих разрешение на временное проживание, из них 19 тыс. прибывших
на учебу и более 8,5 тыс. – для осуществления трудовой деятельности, а также
более 169 тыс. постоянно проживающих.
В области регулирования миграции приняты
решения по созданию в отношении высококвалифицированных иностранных специалистов
отдельных преференций, способствующих их более активному вовлечению в
белорусскую экономику. Так, ряд новаций содержит, вступившая в силу с 1 июля
2023 г., новая редакция закона ”О внешней трудовой миграции“: отменяется
разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, выдаваемое раньше МВД тем
субъектам хозяйствования, которые массово приглашали рабочих из других стран –
от 10 человек и выше. Новации закона затронули и иностранных граждан,
получивших высшее образование и планирующих трудоустраиваться в нашей стране –
для них отменено соответствующее требование по получению специального
разрешения. Это дает возможность формировать положительное миграционное сальдо
за счет иностранцев, фактически интегрированных в белорусское общество и
заполнять квалифицированными кадрами определенные ниши в отдельных секторах
экономики.
При этом на данный момент анализ рынка
труда Беларуси показывает, что в стране не хватает работников по некоторым
специальностям, где требуются не высококвалифицированные специалисты, а рабочие
кадры с определенными навыками (сельское хозяйство, строительство, сфера
обслуживания). Мигранты смогут занять должности, пользующиеся малым спросом у
жителей Беларуси. Тем самым это будет выгодно для нашей страны как с
экономической (на подготовку необходимых местных кадров требуется время и
средства), так и с демографической точек зрения.
Также одним из способов увеличения
миграционного прироста страны является тесное сотрудничество и взаимодействие с
белорусской диаспорой, которая насчитывает около 1,5 млн. человек. Так как в ее
число входят и эмигрировавшие студенты, и высококвалифицированные специалисты –
потенциальное возвращение белорусов представляется значимым человеческим и
трудовым ресурсом для демографического развития страны.
6. Формирование
ценностей семьи, брака, материнства и отцовства
Предоставление льгот и гарантий семьям с
детьми, безусловно, очень важно. Но без прочного духовно-нравственного
фундамента семья не может быть устойчивой.
С 1996 года в нашей стране празднуют День матери (14 октября).
С 1998 года – День семьи (15 мая).
В 2022 году Указом Главы государства
учрежден новый праздничный день – День
отца (21 октября). Тем самым подчеркнута значимость роли отца в создании
крепкой семьи, счастливого детства.
Сегодня
как никогда необходима целенаправленная пропаганда и утверждение, особенно в
молодежной среде, ценности брака и семьи с детьми, повышение престижа
материнства и отцовства.
В этих целях в учреждениях образования
реализуются:
учебные
программы факультативных занятий для
учеников
9-10 классов школ ”Основы семейной
жизни“, направленные на формирование у обучающихся ценностного отношения к
институту брака и семьи;
республиканский
проект ”Родительский университет“
(с 2020/2021 учебного года). Его цель – совершенствование деятельности
педагогических коллективов учреждений общего среднего образования по оказанию
социально-педагогической поддержки и психологической помощи семьям в воспитании
детей. Основная задача – формирование родительских компетенций и культуры
семейных отношений, повышение родительской ответственности за воспитание детей;
Справочно:
Программы
педагогического просвещения родителей реализуются в 2,8 тыс. учреждениях общего
среднего образования, участие приняли порядка 975 тыс. родителей.
В целях укрепления
духовно-нравственных основ семьи, возрождения и пропаганды семейных ценностей и
традиций с 2012 года проводится
республиканский конкурс ”Семья года“. С каждым годом число его участников
увеличивается – в пятом республиканском конкурсе, состоявшемся в 2022 году,
участие приняли более 500 семей из всех регионов страны.
В 2023 году организован региональный фестиваль ”Семьи за мир и
созидание!“, приуроченный к празднованию Дня семьи. Участие в ”семейном
движении“ приняли порядка 16 тыс. семей
(более 50 тыс. участников).
В ряду мероприятий по повышению престижа семьи – республиканский конкурс среди печатных и электронных средств
массовой информации ”Крепка семья – крепка держава“, республиканский фотоконкурс ”Счастливая семья“, телевизионный проект ”Родные люди“.
7. Место
Беларуси в международных рейтингах по вопросам демографии
Меры по улучшению демографической
ситуации, предпринимаемые в Республике Беларусь, – залог для последующего
динамичного развития страны. Это подтверждается достаточно высокими позициями
нашей страны в соответствующих рейтингах.
Согласно информации агентства финансово-экономической
информации Bloomberg, в 2018 году в рейтинге стран мира по эффективности систем здравоохранения Республика Беларусь
опережала Соединенные Штаты Америки (55-е место) и Россию (53-е место), занимая49-е место (в основе рейтинга три ключевых показателя: средняя ожидаемая
продолжительность жизни при рождении, государственные затраты на
здравоохранение в процентах от ВВП на душу населения, стоимость медицинских
услуг в перерасчете на душу населения).
В целом, наша страна занимает 4-е место в мире по показателю младенческой
и материнской смертности, что характеризует не только работу медиков, но и
в целом заботу государства о здоровье детей, счастливом и комфортном
материнстве.
По
показателю младенческой смертности Республика Беларусь по итогам 2021 года (в 2021 году – 2,7 на 1 тыс. родившихся; в
2020 году – 2,9 на 1 тыс.) входит в топ-10 из 236 стран с наиболее
низкими показателями, опережая, в том числе, Израиль (26 место), Польшу (33
место), Францию (37 место), Великобританию (38 место), Россию (40 место), США
(60 место).
По индексу
”смертность детей при рождении“ Беларусь находится в одной группе с такими
странами, как Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Израиль, Нидерланды,
Норвегия, Чехия, Финляндия, Франция, Япония.
По состоянию на 2022 год, Беларусь
находится на 35-м месте среди 175
стран по рейтингу счастливого детства,
опережая Великобританию, Данию, Польшу и США. При этом следует отметить, что
счастливое детство обеспечивается не только тем, что делается на первом году
жизни, но и для детей всех возрастов.
Беларусь по праву занимает 25-ю позицию в рейтинге самых комфортных
для материнства стран и входит в топ-50
лучших стран мира по ведению беременности и организации родовквалифицированными специалистами. По уровню доступа к услугам по охране
репродуктивного здоровья Беларусь соответствует уровню Франции, Финляндии,
Люксембурга.
Справочно:
В нашей стране 100%
родовспоможений проходит в условиях стационара. Выживаемость детей с
экстремально низкой массой тела на первом году жизни – 81,2%.
****
Государство предпринимает сегодня
последовательные меры по обеспечению охраны здоровья и демографической
безопасности:
содействие укреплению
репродуктивного здоровья, формированию культуры здорового образа жизни белорусов;
совершенствование системы
поддержки семей с детьми, улучшение условий их жизнедеятельности, укрепление
института семьи;
охрана и восстановление
репродуктивного здоровья населения,
в том числе увеличение объемов оказания медицинской помощи по лечению бесплодия
с использованием современных вспомогательных репродуктивных технологий;
повышение качества
информационной работы по укреплению института семьи и семейных ценностей;
создание условий для воспитания
в семьях детей-инвалидов,
в том числе из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей;
внедрение в учреждениях общего
среднего образования родительских университетов и обеспечение подготовки к
семейной жизни обучающихся;
создание условий для снижения
смертности от внешних причин;
оптимизация законодательства,
направленная на повышение миграционной привлекательности Беларуси.