В целях реализации мер, направленных на
увеличение доли безналичных расчетов при продаже товаров, выполнении работ,
оказании услуг, постановлением:
сокращается перечень случаев, при которых
юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать платежи в
свой адрес наличными денежными средствами при продаже товаров, выполнении
работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности без
применения кассового оборудования и (или)
карточных платежных терминалов;
расширяется перечень объектов (видов
деятельности), в которых (при осуществлении которых) юридические лица и
индивидуальные предприниматели обязаны
использовать платежные терминалы, определенный приложением 1-1 к постановлению
№ 924/16.
Так, постановлением предусматривается
исключение из пункта 35 Положения
подпунктов 35.5, 35.7, 35.11, 35.12, 35.16 и 35.17 и,
соответственно, вводится обязанность использовать кассовое оборудование при
продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг в следующих случаях:
осуществление разносной торговли;
оказание услуг и продажи товаров (за
исключением алкогольных напитков и табачных изделий) в поездах городских,
региональных, межрегиональных, международных, коммерческих линий в
ассортименте, утвержденном государственным объединением «Белорусская железная
дорога»;
оказание на дому услуг, а также
осуществление торговли с доставкой товаров на дом операторами почтовой связи и
электросвязи, выездными бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг;
выполнение работ, оказание услуг вне
постоянного места осуществления деятельности на территории сельской местности;
оказание бытовых услуг (за исключением
технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования,
хранения автотранспортных средств) в объектах, расположенных в сельских
населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих такие
услуги, не более одного человека в одну смену;
осуществление розничной торговли
товарами в объектах бытового обслуживания населения (за исключением таких
объектов, предназначенных для технического обслуживания и ремонта транспортных
средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств),
расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью работников не более
одного.
С целью расширения возможности осуществлять
расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги с помощью
банковских платежных карточек и (или) иных платежных инструментов, а также
увеличения доли безналичных расчетов постановлением предусматривается
расширение перечня объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении
которых) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны использовать
платежные терминалы (приложение 1-1 к постановлению
№ 924/16), путем включения в указанный перечень следующих объектов (видов
деятельности):
разносная торговля;
оказание услуг и продажа в поездах
городских, региональных, межрегиональных, международных, коммерческих линий
товаров (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий) в
ассортименте, утвержденном государственным объединением «Белорусская железная
дорога»;
осуществление торговли с доставкой
товаров на дом операторами почтовой связи и электросвязи, выездными бригадами
организаций службы быта и коммунальных услуг;
выполнение работ, оказание услуг вне
постоянного места осуществления деятельности;
автомобильные перевозки пассажиров в
нерегулярном сообщении (за исключением автомобильных перевозок пассажиров
автомобилями-такси);
объекты бытового обслуживания населения
с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более
одного человека в смену;
оказание от имени дипломатических
представительств и консульских учреждений иностранных государств услуг по
приему заявлений о выдаче визы для въезда в государства с визовым режимом.
Справочно. Платежный терминал - программное или
программно-техническое средство, используемое на основании договора на оказание
платежных услуг в соответствии с законодательством в области платежных систем и
платежных услуг и предназначенное для регистрации операций при использовании
банковских платежных карточек и (или) любого (любых) из иных платежных
инструментов с последующим формированием платежного документа.
Таким
образом, включение предусматриваемых проектом постановления объектов (видов деятельности)
в приложение 1-1 к
постановлению № 924/16 не подразумевает обязательное приобретение и
использование карточного платежного терминала и, следовательно, не повлечет
значительных расходов для субъектов хозяйствования, поскольку выполнение
предлагаемой обязанности предполагает возможность использования в том числе
программного обеспечения, позволяющего принимать безналичные платежи (например,
приложение «Оплати», установка программного обеспечения банка на смартфон для
возможности приема платежей с использованием банковских платежных карточек и
иные варианты, не предусматривающие физическое наличие карточного платежного
терминала).
Также постановлением предусматривается совершенствование порядка
приема средств платежа с использованием торговых автоматов на территории Республики Беларусь.
В
этой связи постановлением предусматривается
внесение изменений в главу 5 постановления
№ 924/16, предполагающих совершенствование порядка использования торговых
автоматов, а также полноценный учет выручки (наличной и безналичной) субъектов
хозяйствования, использующих такие торговые автоматы. Так, в
частности, постановлением предусматривается,
что:
если
субъект хозяйствования использует торговый автомат, обеспечивающий прием
платежей только
наличными денежными средствами, то в такой автомат должно быть
установлено средство контроля налоговых органов или встроен кассовый
суммирующий аппарат с установленным средством контроля налоговых органов
(данное требование действует в настоящее время) либо в такой торговый автомат
должна быть установлена программная касса (размещенная на устройстве
пользователя) или он должен взаимодействовать с программной кассой, размещенной
в центре обработки данных операторов программных кассовых систем;
если
субъект хозяйствования использует торговый автомат, обеспечивающий прием
платежей наличными денежными средствами и
в безналичной форме, то в такой торговый автомат должен быть встроен
кассовый суммирующий аппарат с установленным средством контроля налоговых
органов либо в такой торговый автомат должна быть установлена программная касса
(размещенная на устройстве пользователя) или он должен взаимодействовать с
программной кассой, размещенной в центре обработки данных операторов
программных кассовых систем.
Кроме
того, постановлением предусматривается
возможность использования торговых автоматов при продаже товаров, подлежащих
маркировке унифицированными контрольными знаками и (или) средствами
идентификации, при условии соответствия кассовых суммирующих аппаратов с
установленным средством контроля налоговых органов и программных касс
требованиям, установленным пунктом 10-1 Положения.
Кроме
того, в целях создания равных условий для всех субъектов хозяйствования,
использующих кассовое оборудование, постановлением предусматривается возможность для
юридического лица или индивидуального предпринимателя, использующего
специальную компьютерную систему (далее - СКС) при согласии покупателя
(потребителя) выдавать покупателю (потребителю) платежный документ только в
электронном виде. Способ выдачи такого платежного документа будет определяться
определяется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем,
использующим такую СКС.
Справочно. В настоящее
время, в соответствии с пунктом 15-1, абзацем вторым пункта 23 Положения,
при согласии покупателя (потребителя) юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель, использующие кассовый аппарат или программную кассу, формируют
и выдают покупателю (потребителю) платежный документ только в электронном виде.