В целях реализации мер, направленных на
увеличение доли безналичных расчетов при продаже товаров, выполнении работ,
оказании услуг, постановлением:
сокращается перечень случаев,
при которых юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать
платежи в свой адрес наличными денежными средствами при продаже товаров,
выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности без
применения кассового оборудования и (или) карточных платежных терминалов;
расширяется перечень объектов
(видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) юридические лица и
индивидуальные предприниматели обязаны использовать платежные терминалы,
определенный приложением 11 к постановлению
№ 924/16.
Так, постановлением предусматривается
исключение из пункта 35 Положения подпунктов 35.5, 35.7, 35.11, 35.12, 35.16 и
35.17 и, соответственно, вводится обязанность использовать кассовое оборудование
при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг в следующих случаях:
осуществление разносной торговли;
оказание услуг и продажи товаров (за
исключением алкогольных напитков и табачных изделий) в поездах городских,
региональных, межрегиональных, международных, коммерческих линий в
ассортименте, утвержденном государственным объединением «Белорусская железная дорога»;
оказание на дому услуг, а также
осуществление торговли с доставкой товаров на дом операторами почтовой связи и
электросвязи, выездными бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг;
выполнение работ, оказание услуг вне
постоянного места осуществления деятельности на территории сельской местности;
оказание бытовых услуг (за исключением технического
обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения
автотранспортных средств) в объектах, расположенных в сельских населенных
пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не
более одного человека в одну смену;
осуществление розничной торговли
товарами в объектах бытового обслуживания населения (за исключением таких
объектов, предназначенных для технического обслуживания и ремонта транспортных средств,
машин и оборудования, хранения автотранспортных средств), расположенных в
сельских населенных пунктах, с численностью работников не более одного.
С целью расширения возможности
осуществлять расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные
услуги с помощью банковских платежных карточек и (или) иных платежных инструментов,
а также увеличения доли безналичных расчетов постановлением предусматривается
расширение перечня объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении
которых) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны использовать
платежные терминалы (приложение 11 к постановлению № 924/16), путем включения в
указанный перечень следующих объектов (видов деятельности):
разносная торговля;
оказание услуг и продажа в поездах
городских, региональных, межрегиональных, международных, коммерческих линий
товаров (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий) в ассортименте,
утвержденном государственным объединением «Белорусская железная дорога»;
осуществление торговли с доставкой
товаров на дом операторами почтовой связи и электросвязи, выездными бригадами
организаций службы быта и коммунальных услуг;
выполнение работ, оказание услуг вне
постоянного места осуществления деятельности;
автомобильные перевозки пассажиров в
нерегулярном сообщении (за исключением автомобильных перевозок пассажиров
автомобилями-такси);
объекты бытового обслуживания населения
с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более одного
человека в смену;
оказание от имени дипломатических
представительств и консульских учреждений иностранных государств услуг по
приему заявлений о выдаче визы для въезда в государства с визовым режимом.
Таким образом, включение
предусматриваемых проектом постановления объектов (видов деятельности) в
приложение 11 к постановлению № 924/16 не подразумевает обязательное
приобретение и использование карточного платежного терминала и, следовательно,
не повлечет значительных расходов для субъектов хозяйствования, поскольку выполнение
предлагаемой обязанности предполагает возможность использования в том числе
программного обеспечения, позволяющего принимать безналичные платежи (например,
приложение «Оплати», установка программного обеспечения банка на смартфон для
возможности приема платежей с использованием банковских платежных карточек и иные
варианты, не предусматривающие физическое наличие карточного платежного
терминала).
Также постановлением предусматривается совершенствование
порядка приема средств платежа с использованием торговых автоматов на
территории Республики Беларусь.
В последние годы рынок торговых
автоматов претерпел значительные изменения в связи с развитием технологий в
сфере приема платежей в безналичной форме. Большинство торговых автоматов в настоящее
время оборудовано как минимум устройствами, позволяющими принимать платежи с
использованием банковских платежных карточек, отдельные торговые автоматы
позволяют принимать платежи с использованием иных форм безналичных расчетов
(QR-коды и другие).
В этой связи постановлением
предусматривается внесение изменений в главу 5 постановления № 924/16,
предполагающих совершенствование порядка использования торговых автоматов, а
также полноценный учет выручки (наличной и безналичной) субъектов
хозяйствования, использующих такие торговые автоматы. Так, в частности,
постановлением
предусматривается, что:
если субъект хозяйствования использует
торговый автомат, обеспечивающий прием платежей только наличными денежными средствами,
то в такой автомат должно быть установлено средство контроля налоговых органов
или встроен кассовый суммирующий аппарат с установленным средством контроля
налоговых органов (данное требование действует в настоящее время) либо в такой
торговый автомат должна быть установлена программная касса (размещенная на
устройстве пользователя) или он должен взаимодействовать с программной кассой, размещенной
в центре обработки данных операторов программных кассовых систем;
если субъект хозяйствования использует
торговый автомат, обеспечивающий прием платежей наличными денежными средствами и
в безналичной форме, то в такой торговый автомат должен быть встроен кассовый
суммирующий аппарат с установленным средством контроля налоговых органов либо в
такой торговый автомат должна быть установлена программная касса (размещенная
на устройстве пользователя) или он должен взаимодействовать с программной
кассой, размещенной в центре обработки данных операторов программных кассовых
систем.
Кроме того, постановлением
предусматривается возможность использования торговых автоматов при продаже
товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками и (или) средствами
идентификации, при условии соответствия кассовых суммирующих аппаратов с
установленным средством контроля налоговых органов и программных касс
требованиям, установленным пунктом 101 Положения.
Кроме того, в целях создания равных
условий для всех субъектов хозяйствования, использующих кассовое оборудование,
постановлением предусматривается возможность для юридического лица или индивидуального
предпринимателя, использующего специальную компьютерную систему (далее – СКС)
при согласии покупателя (потребителя) выдавать покупателю (потребителю)
платежный документ только в электронном виде. Способ выдачи такого платежного
документа будет определяться определяется юридическим лицом или индивидуальным
предпринимателем, использующим такую СКС.