СПОСОБЫ размещения и выкладки товаров отечественного
производства в визуально и физически доступных местах, обозначения мест
размещения и выкладки товаров отечественного (приложение к рекомендациям по соблюдению
Доктрины национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь)
Размещение товаров – распределение товаров на площади торгового зала в соответствии с планом помещения.
Выкладка – способы расположения, укладки и демонстрации товаров в торговом зале на торговом оборудовании.
Первичная выкладка – расположение товара среди схожих товаров (групп, категорий товаров) других производителей или торговых марок на традиционных торговых площадях – полках, витринах. Эта выкладка всегда приоритетна.
Вторичная выкладка (дополнительные точки продаж) – расположение товара на нетрадиционных торговых площадях (нестандартные конструкции – дисплеи, стойки, корзины, различные «горки» и «пирамиды» из товаров, специальные брендированные стеллажи и др.), которое дублирует выкладку товаров в основном месте продажи. Вторичная выкладка производится из одного товара или из товаров одного производителя.
Указанная норма считается выполненной при размещении и выкладке товаров отечественного производства в торговом зале с соблюдением следующих условий:
ВИЗУАЛЬНО
- в целом
обеспечена обозреваемость товаров отечественного производства, позволяющая
показать покупателям весь имеющийся ассортимент товаров отечественного
производства (ширина и глубина выкладки);
- товар
должен располагаться так, чтобы покупатель имел возможность его
рассмотреть без дополнительных усилий и приспособлений, все товары
отечественного производства должны выкладываться фронтально, лицевой
стороной (этикетками и рисунками на упаковке) в сторону, обращенную к
покупателю;
- товар
отечественного производства должен иметь достаточный «фейсинг»
(определенное количество товаров в одинаковой упаковке, выставляемых на
полке), не менее чем аналогичный товар иностранного производства, в том
числе товар СТМ, расположенный рядом;
- выкладка
товаров отечественного производства производится способом, позволяющим
покупателям визуально выделить указанные товары от иных товаров, и
сопровождается информационной надписью «Сделано в Республике
Беларусь/Зроблена ў Беларусi» или иными надписями, средствами и способами
(POS-материалы, баннеры, воблеры, ленты и др.).
ФИЗИЧЕСКИ ДОСТУПНЫЕ МЕСТА
- товары
отечественного производства размещаются и выкладываются в торговом зале
таким образом, чтобы обеспечивались свободный проход и доступ к ним покупателей
без дополнительных физических усилий;
- товары
отечественного производства выкладываются в большом количестве
(максимальное количество SKU с учетом соблюдения ассортиментного перечня
товаров) таким образом, чтобы покупатель мог легко взять их.
ВЫКЛАДКА ТОВАРА
Горизонтальная
- тот или
иной товар размещается вдоль по всей длине оборудования, на самой нижней
полке размещается товар самых больших размеров, товар выкладывается слева
направо по уменьшению объема;
- уровень расположения
товаров отечественного производства на стеллажах: 2 – 3-я полки сверху на
уровне глаз и рук покупателей, не ниже 110 ±20 см от пола;
- длина
выкладки товаров отечественного производства соразмерна длине, занимаемой
аналогичными товарами иностранного производства, в том числе товарами СТМ,
в случае значительного
(в 3 и более раз) преобладания количества SKU товаров иностранного производства, длина выкладки таких товаров не должна превышать длину выкладки товаров отечественного производства более чем в
2 раза); - при
одинаковом количестве SKU товаров отечественного и иностранного
производства, в том числе товаров СТМ, не допускается дублирование только
последних.
Вертикальная
- однородные
товары выкладываются на полках по вертикали. сверху вниз;
- ширина
выкладки товаров отечественного производства не менее 40–50 см или
соразмерна ширине, занимаемой аналогичными товарами иностранного
производства, в том числе товарами СТМ (в случае значительного (в 3 и
более раз) преобладания количества SKU товаров иностранного производства,
ширина выкладки таких товаров не должна превышать ширину выкладки товаров
отечественного производства более чем в 2 раза).
Комбинированная
- сочетание
горизонтального и вертикального способов выкладки товаров;
- уровень расположения
товаров отечественного производства на стеллажах: 2 – 3-я полки сверху на
уровне глаз и рук покупателей, не ниже 110 ±20 см от пола, ширина выкладки
товаров отечественного производства не менее 40-50 см (в случае
значительного (в 3 и более раз) преобладания количества SKU товаров
иностранного производства, ширина выкладки таких товаров не должна
превышать ширину выкладки товаров отечественного производства более чем в
2 раза).
Дисплейная (дополнительная точка продаж)
- отдельно
стоящий фирменный стенд или стойка, не привязанные к основной точке
продажи этого товара;
- максимально
доступное размещение фирменного оборудования в центре зала или недалеко от
входа, позволяющее покупателям визуально выделить отечественные товары,
может сопровождается информационной надписью «Сделано в Республике
Беларусь/Зроблена ў Беларусi» или иными надписями, средствами и способами
(POS-материалы, баннеры, воблеры, ленты и др.).
Паллетная
- расположение
товара одного наименования на паллете и похожей конструкции в одном
конкретном месте;
- отечественные
товары выделяются визуально крупным ценником и сопровождаются
информационной надписью «Сделано в Республике Беларусь/Зроблена ў
Беларусi» или иными надписями, средствами и способами (POS-материалы,
баннеры, воблеры, ленты и др.).
Общая
- полка
(стенд, стойка, паллет и др.) должна быть максимально заполнена
отечественным товаром в глубину;
в
случае отсутствия в данной категории товаров отечественного производства, места
и (или) полочное пространство заполняются другими товарами по усмотрению субъекта
торговли.