«Домачево»
- у каждого, кто интересуется историей этого западнополеского местечка,
возникает целиком логический вопрос относительно его названия: что оно
означает, откуда произошло, как менялось в истории и почему. Это ещё тем более
важно, т.к. вопрос названия связан и с вопросом происхождения самого местечка.
Основных
теорий, про которые рассказывают почти все исследователи, только три:
название
происходит от фамилии Домаш, Домашевич, или, что более вероятно, от имени
Домаш, Томаш;
вторая
возможность – от местного названия платья или юбки «домоткивка»;
от местного
произношения немецкого «Dolmetscher», что означает «переводчик».
История
уходит своими корнями в то время, когда на наших землях владычествовал
Радзивил, который и пригласил к себе на поселения первых немцев-протестантов из
Европы, которые нашли себе тут пристанище и новую Родину. Вместе с убегающими
протестантами, из Европы в XVI столетии уезжало много евреев, которым далеко не так
выгодно стало жить в Европе, где всё чаще случались еврейские погромы. Чтобы
избежать этого, они снимались с мест в Испании, Франции, Германии, Чехии и
переезжали дальше на восток на Мазовию, Подляшье, Волынь, Полесье и ещё дальше.
Вот так и
над Бугом, кроме всех прочих, появились и поселенцы-лютеране, и
поселенцы-евреи. Немцы выбрали себе красивые места и поселились на самом Буге
(по обе стороны) отдельно от других, дали своим поселениям свои названия
«Найдорф» и «Нейбров». Евреи же – более способные к языкам и к
предпринимательской деятельности, а также более открытые к местным жителям,
поселялись в удобном месте между ними и немцами, организовав рынок и помогая
переводами (благодаря тому, что язык евреев из Чехии или Германии был очень
близок к языку самих немцев). Идиш родственен с немецким языком. Евреям
переводить было легко, торгашами они были «от природы», возможно, для оживления
быта они же и организовали возле рынка и первый шинок. А где есть шинок и рынок
– там обязательно появляется поселение. Сначала переезжали ближе местные
(особенно мастера: кузнецы, портные, ткачи), потом еврейское общество построило
синагогу и количество их увеличилось, далее, потихоньку население смешивалось,
приехали поляки, соорудив костёл, местные жители построили церковь, и, в
результате, Домачевостало таким, каким оно было до 30-х годов ХХ столетия:
многоконфессиональным и многонациональным местечком, где евреи, немцы, поляки и
местные могли жить вместе.
Местное сказание о возникновении названия «Домачево»
В семье Мацкевичей
существовало своё придание, относительно возникновения названия «Домачево».
Мацкевич Ульян Давидович, местный кузнец, рассказывал маленьким внукам, которые
спрашивали откуда произошло название, такую историю:
«Однажды
какой-то богатый пан ехал куда-то со своими слугами и, проезжая через лес,
хотел посмотреть который час на своих очень дорогих золотых часах, и случайно
уронил их. Но такую ценность нельзя так просто потерять, необходимо было
обязательно найти. Проезжавшие остановились, и все слуги бросились на поиски.
Долго слуги искали, и долго переживал пан, пока наконец, он не услышал крик «domacaw» («домацав», что значит «нашёл», «намацал»). Очень обрадовался пан, и на
радости такой основал на этом месте деревню Домацава».