Белорусское государство вынуждено
реагировать на деструктивные заявления и конкретные шаги, которые
предпринимаются в отношении Беларуси со стороны иностранных государств и
западных межгосударственных объединений.
1. Характеристика
военно-политической обстановки, складывающейся вокруг Республики Беларусь
По информации Министерства обороны
Республики Беларусь, раскручивающийся маховик противостояния по линии «Запад – Восток»
указывает на нежелание коалиции западных государств во главе с США снизить
градус напряженности и вернуться к конструктивному диалогу.
Как следствие, в Европейской зоне (в том числе в сопредельных с нашей страной
государствах) наблюдается беспрецедентное сосредоточение значительных вооружений по боевому и
численному составу. В воздушном пространстве европейских стран фактически
на постоянной основе осуществляются полеты стратегической бомбардировочной
авиации ВВС США.
Справочно:
Только за последние два года в Польше и странах
Балтии количество ежегодных учений вооруженных сил блока НАТО увеличилось более чем в три раза: с 20 до 75. Состав
участников тоже возрос – с 34 до 180 тыс.
Одновременно на территории
восточноевропейских государств ударными
темпами развивается военная инфраструктура, что направлено на расширение
возможностей НАТО по развертыванию коалиционных войск Североатлантического альянса
в регионе.
В приоритете западного руководства – совершенствование аэродромов,
военно-морских баз, полигонов, а также создание передовых баз для
заблаговременного размещения и хранения техники, вооружения и др.
По мнению военных аналитиков, результаты
прошедшего 11–12 июля 2023 г. в Вильнюсе
саммита НАТО демонстрируют, что альянс окончательно вернулся к схемам
«холодной войны». По итогам саммита был принят ряд решений, касающихся дальнейшего наращивания боевого потенциала Объединенных
вооруженных сил блока, усиления
военного присутствия на т.н. «восточном фланге», а также поддержки Украины в вооруженном
противоборстве с Российской Федерацией.
Варшава,
используя существенную военно-техническую поддержку Вашингтона, все настойчивее
декларирует стремление стать форпостом НАТО в противостоянии по линии «Запад – Восток».
Справочно:
В текущем году военный
бюджет Польши достиг рекордного среди европейских стран альянса показателя – 27,7 млрд евро, что составляет 4% ВВП страны. Для сравнения: в 2021
году Польша потратила на вооружение около 2,8 млрд евро, в 2020 году –
3,1 млрд евро, в 2019 году – 2 млрд евро.
Существенное
влияние на состояние военной безопасности Республики Беларусь оказывает
спровоцированный Западом «украинский кризис», обостривший ситуацию на южных
рубежах нашей страны.
Справочно:
Продолжается масштабная милитаризация украинских
рубежей. Только с 1 по 10 июля 2023 г. украинские военные оборудовали на
подступах к Беларуси 30противотанковых минных полей с использованием 5,8 тыс. мин.
Фактором,
усиливающим внешние вызовы безопасности Республики Беларусь, является беспрецедентная по своим
масштабам и интенсивности антибелорусская информационная кампания. Для
достижения цели задействуются практически все возможности западных профильных
организаций и структур.
Динамика происходящих геополитических
процессов указывает на отсутствие возможностей
нормализации военно-политической обстановки вокруг Республики Беларусь в
среднесрочной перспективе. Стремление коллективного Запада создать условия
для безоговорочного господства западной модели мироустройства способствует
росту напряженности международных отношений и поступательному переходу межгосударственного
противостояния сугубо в военную плоскость.
2. Необходимость
принятия Закона Республики Беларусь «О народном ополчении» в современных
условиях.
На встрече с жителями агрогородка
Беловежский в Каменецком районе Брестской области 1 августа 2023 г. Глава государства заявил:
«Я не хочу, чтобы мой народ, особенно при
мне, воевал. Вы видите, что происходит у наших соседей. Близкие нам люди, не
чужие. Много родственников там, здесь. Это страшное дело. Делаем выводы, уроки
для нас очень серьезные. Но я хочу, чтобы вы понимали: мы оружием не бряцаем, но готовимся в любой момент защитить свою страну».
17 июля 2023 г. Президент
Республики Беларусь подписал Закон
Республики Беларусь № 287-З «О народном ополчении» (далее – Закон). Цель
Закона – придать обороне белорусского государства всенародный характер.
Закон
определяет правовые основы для добровольного участия граждан в обеспечении
военного положения, введенного в административно-территориальных единицах
республики. Кроме того,
создаются дополнительные условия для оказания содействия территориальным ОВД
при исполнении ими полномочий и защиты имущества всех форм собственности от преступных и иных посягательств.
В
Республике Беларусьуже апробировали порядок действий
отрядов народного ополчения.
Справочно:
Пробная
тренировка с формированием отряда народного ополчения и выполнением
определенных заданий была организована
в сентябре 2022 г. в Могилевской области(аг.Лобжа, Климовичский район). Первый отряд ополченцев состоял из 22 человек.
Планируется,
что состав (списки участников) народного ополчения будет определен в мирное
время, чтобы в случае возникновения угрозы эти вопросы не пришлось решать
мгновенно.
3. Основные
положения Закона «О народном ополчении»
В соответствии с Законом участие граждан
в деятельности народного ополчения основывается на принципах добровольности, законности, гуманизма и гласных форм
действий.
Формирование народного ополчения осуществляется на основании
указа Президента Республики Беларусь.
Отрядынародного
ополчения (их количество, структура и
численность с учетом наличия добровольцев и решаемых задач) формируются на основании решений местных
исполнительных
и распорядительных органов, местных советов обороны.
Справочно:
Планируется, что количество участников отрядов
народного ополчения будет зависеть от числа значимых объектов на территории
района и их стратегической важности, а также ведутся ли там военные действия
или он в тылу.
В каждом отряде народного ополчения
назначаются командир отряда и его заместитель (заместители) из числа
добровольцев. Их кандидатуры согласовываются с руководителями территориальных
органов внутренних дел и государственной безопасности.
Комплектование отрядов народного ополченияосуществляется добровольцами,
способными по своим личным качествам, состоянию здоровья выполнять возложенные
на них задачи, и не имеющие препятствий к применению оружия.
Справочно:
По информации
Министерства обороны, численность народного ополчения может составить 100–150 тыс. человек. При этом
в ведомстве не исключают, что добровольцев может быть и больше.Планируется, что
для добровольцев будут предусмотрены курсы подготовки.
Зачисление
гражданина добровольцем в народное ополчение не является основанием для
освобождения от призыва на военную службу по мобилизации и прекращения трудовых
отношений.
По решению местного исполкома, местного
совета обороны наниматель обязан освобождать работника от работы для участия
в деятельности народного ополчения. При освобождении от работы за работником
сохраняются место работы, должность служащего (профессия рабочего), средний заработок по месту работы.
Справочно:
В народное
ополчение не могут быть зачислены граждане:
отбывающие
наказание в виде ареста, ограничения свободы с
направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы
на определенный срок или пожизненного лишения свободы;
в отношении
которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу или домашнего
ареста;
в отношении
которых принято решение об интернировании;
признанные в
установленном порядке недееспособными либо ограниченно дееспособными;
имеющие
заболевания или физические недостатки, при наличии которых противопоказано
владение оружием.
Отказ (решение об отказе) местного исполнительного и распорядительного органа, местного совета
обороны в зачислении гражданина в народное ополчение обжалованию не подлежит.
Согласно положениям Закона, отряды
народного ополчения дислоцируются и
выполняют задачи в границах административно-территориальной единицы, в которой были сформированы.
А добровольцы размещаются по месту
жительства.
Общее руководство народным ополчением
осуществляется местным советом обороны, а непосредственное
– территориальным органом внутренних дел.
В Законе определены полномочия должностных лиц
и государственных органов:
Министерство обороны обеспечивает
отряды народного ополчения оружием и боеприпасами к нему, определяет порядок их
выдачи и учета.
Справочно:
Выдача оружия
добровольцам народного ополчения строго регламентирована. В Законе четко прописан механизм выдачи оружия ополченцам: со
складов Министерства обороны местным органам внутренних дел, которые, в свою
очередь, будут его выдавать проверенным ополченцам-добровольцам по заранее
составленным спискам.
Предусматривается,
что вооружение отрядов ополчения будет включать только стрелковое оружие,
освоение которого не вызывает сложностей.
В соответствии с Законом добровольцу в связи с исполнением им
обязанностей (в том числе при нахождении
в плену (кроме случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или
интернированного) предоставляются
социальные гарантии, установленные законодательством для военнослужащих,
проходящих военную службу по мобилизации.
Финансовое
и материальное обеспечение народного ополчения осуществляется за счет средств местных бюджетов,
а также добровольных пожертвований юридических и физических лиц и иных
источников, не запрещенных законодательством.
Главной
отличительной особенностью народного ополчения от территориальных войск
является добровольность участия гражданв обеспечении правопорядка на той территории, где они проживают.
Их количество, состав и задачи
определяются решениями руководителей местных исполнительных и распорядительных
органов исходя из потребностей и возможностей соответствующей
административно-территориальной единицы.
Добровольцы отрядов народного ополчения
размещаются по месту жительства.
Основной задачей, выполняемой народным
ополчением, является оказание содействия
территориальным органам внутренних дел
в обеспечении военного положения и поддержания правопорядка в местах, где они
были сформированы (сельсоветах, сельских
населенных пунктах и районах отдельных городов).
****
Мы – мирные люди, и для нас нет большей
радости, чем спокойно жить и трудиться на родной земле. Тем не менее на
протяжении столетий белорусскому народу не раз приходилось с оружием в руках
отстаивать независимость Родины.