Количество случаев производственного травматизма при выполнении шиномонтажных работ не уменьшается.
По данным
Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной
защиты Республики Беларусь, полученным по результатам расследований несчастных
случаев на производстве, причинами травматизма при выполнении шиномонтажных
работ, как правило, являются:
- привлечение
потерпевшего к работе не по специальности;
- недостатки
в обучении и инструктаже потерпевшего по охране труда;
-
невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда;
- нарушение
потерпевшим трудовой дисциплины, требований нормативных правовых актов,
технических нормативных правовых актов, локальных правовых актов по охране
труда.
Пунктом 36
Типового перечня работ с повышенной опасностью (приложение 7 к Инструкции №
175), определено, что эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание
транспортных средств, сельскохозяйственных машин, малых сельскохозяйственных
машин и самоходных лесохозяйственных машин (тракторов) относятся к работам с
повышенной опасностью. Для допуска к выполнению таких работ требуются
дополнительные меры.
В частности,
Инструкция № 175 устанавливает, что рабочие, принятые или переведенные на
работы с повышенной опасностью, к самостоятельной работе допускаются после
прохождения стажировки по вопросам охраны труда и последующей первичной
проверки знаний по вопросам охраны труда. Следовательно, для допуска к
шиномонтажным работам работающий должен пройти не только инструктаж по охране
труда, но и стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.
Работы по монтажу, демонтажу шин
выполняются с применением специального оборудования, приспособлений и
инструмента, а также специальных ограждений, обеспечивающих безопасность
работающих.
Перед монтажом шины необходимо проверить
исправность и чистоту обода колеса, его бортового и замочного колец.
После монтажа шины на обод проверяется
положение вентиля и посадка бортов покрышки на полки обода колеса.
Установка замочного кольца на колесо
выполняется только с помощью специальной монтажной лопатки без применения
инструмента ударного действия.
Демонтаж шины выполняется на специальном
стенде или с помощью специального съемного устройства.
Запрещается:
- демонтировать с обода колеса шину,
находящуюся под давлением;
- снимать с транспортного средства колесо с
разобранным ободом в случае нахождения шины под давлением;
- выбивать обод (диск) колеса кувалдой
(молотком);