Налоговые органы, руководствуясь статьей 73-1 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, далее – НК), проводят контрольные мероприятия по сопоставлению расходов доходам физических лиц.
Целью данной проверки служит выявление
сокрытых от налогообложения доходов через превышение расходов физического лица над
его доходами.
Основным критерием для направления
физическому лицу требования о представлении пояснений об источниках доходов
является превышение расходов над доходами в размере 1000 и более базовых
величин исходя из размера базовой величины, установленной на день такого
превышения.
После получения физическим лицом такого
требования, в течении 30 календарных дней следует представить в налоговый
орган, который направил требование, пояснения об источниках доходов.
При представлении физическим лицом
пояснений, налоговый орган проводит контрольно-аналитические мероприятия за
достоверностью сведений, указанных в пояснениях.
Согласно пп. 14.1 п. 14 ст. 73-1 НК
доходы, заявленные в качестве источников для осуществления расходов, могут не
учитываться налоговым органом при наличии хотя бы одного из следующих
оснований:
- отсутствовала возможность или
реальность получения физическим лицом таких доходов;
- совершена сделка, не имеющая иных
правовых последствий, в т.ч. не влекущая изменение прав и обязанностей ее
сторон, кроме направленности на неуплату (неполную уплату) суммы налога, сбора;
- имеются расхождения об условиях и
порядке получения дохода в информации, представленной проверяемым физическим
лицом и лицом, являющимся источником дохода;
- физическим лицом в качестве источника
заявлен доход, с которого не был уплачен соответствующий налог, сбор (пошлина).
По результатам рассмотрения представленных
физическим лицом пояснений, налоговым органом составляется сообщение о
соответствии расходов доходам (в случае отсутствия превышения) либо акт
камеральной проверки (при выявлении превышения расходов над доходами).
Ставка подоходного налога с физических
лиц в данном случае, согласно пп. 7.1 п. 7 ст. 214 НК, составляет 26%.
Приведем
пример применения норм пп. 14.1 п. 14 ст. 73-1 НК.
Проверяемым
лицом в качестве источника заявлен доход, полученный от родного брата в виде
займа, который на момент представления пояснений возвращен частично.
Согласно
пояснениям брата, факт предоставления займа подтвержден, однако в размере,
отличном от указанного проверяемым лицом, также займ, согласно пояснений брата,
не возвращался.
Таким
образом, налоговым органом установлены расхождения об условиях и порядке
получения дохода в информации, представленной проверяемым физическим лицом и
лицом, являющимся источником дохода (абз. 4 пп. 14.1 п. 14 ст. 73-1 НК). В
связи с вышеизложенным, данные денежные средства при проведении налоговым
органом проверки не учтены.
Проверяемым
лицом в качестве источников заявлен доход, полученный от умершего дяди (брата
матери) в сумме, превышающей установленные размеры доходов, в пределах которых
такие доходы освобождаются от обложения подоходным налогом с физических лиц.
Физическим
лицом налоговые декларации (расчеты) по подоходному налогу с физических лиц не
представлены, подоходный налог не уплачен.
Таким
образом, проверяемым лицом в качестве источника заявлены доходы, с которых не
были уплачены соответствующие налоги (абз. 5 пп. 14.1 п. 14 ст. 73-1 НК). При
этом после уплаты соответствующих налогов, такие доходы будут приняты во
внимание, а результаты проверки пересмотрены.
Проверяемым
лицом в качестве источников заявлен доход, полученный от реализации золотых
изделий.
Пояснение
о таком доходе содержат неполные сведения об источнике дохода (не указано кому
реализовано), а также данная сделка не имеет правовых последствий, кроме
направленности на неуплату (неполную уплату) суммы налога (п. 12, абз. 3 пп.
14.1 п. 14 ст. 73-1 НК). В связи с вышеизложенным, данные денежные средства при
проведении налоговым органом проверки не учтены.