Единый налог является обязательным режимом налогообложения, который распространяется на организации и начало применения которого обусловлено осуществлением деятельности по оказанию услуг по техническому обслуживанию и (или) ремонту автомототранспортных средств и (или) их компонентов (далее - услуги по обслуживанию и ремонту) и наличием списочной численности работников организации за месяц не более 15 человек.
При этом подпунктом 5.3 пункта 5 статьи 378 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее- НК) определен перечень услуг, которые относятся к услугам по обслуживанию и ремонту. Помимо прямо поименованных в перечне к услугам по обслуживанию и ремонту также относятся услуги, которые в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 "Классификатор продукции по видам экономической деятельности", утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. №83, классифицируются в классе 45.20 "Услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств" и категории 45.40.5 "Услуги по техническому обслуживанию и ремонту мотоциклов".
В случае если организация выполняет работы по мойке, полировке лакокрасочного покрытия воском (тефлоном), уборке автомототранспортных средств или их компонентов и не оказывает иные услуги, относимые к услугам по обслуживанию и ремонту, то обязанности исчислять и уплачивать единый налог у такой организации не возникает. Однако если помимо работ по мойке, полировке лакокрасочного покрытия воском (тефлоном), уборке автомототранспортных средств или их компонентов организация также оказывает иные услуги по обслуживанию и ремонту, относимые к таковым в соответствии с подпунктом 5.3 пункта 5 статьи 378 НК, то с 1-го числа месяца, за который списочная численность работников организации составит не более 15 человек и в котором осуществлялись эти услуги, организация обязана начать применение единого налога в отношении всех услуг по обслуживанию и ремонту, включая мойку, полировку лакокрасочного покрытия воском (тефлоном), уборку автомототранспортных средств или их компонентов.
Плательщики единого налога при одновременном осуществлении иной деятельности кроме оказания услуг по обслуживанию и ремонту и (или) осуществлении внереализационных операций в отношении этой иной деятельности и внереализационных операций уплачивают налоги в общеустановленном порядке. При этом они обязаны обеспечить раздельный учет выручки от реализации услуг по обслуживанию и ремонту и затрат по производству и реализации этих услуг.
Следует отметить, что обороты по реализации услуг по обслуживанию и ремонту, оказанных плательщиком единого налога, не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС). При этом с 2019 г. плательщику предоставлено право исчислять и уплачивать НДС в календарном году в отношении оборотов по реализации услуг по обслуживанию и ремонту в случае принятия им такого решения, которое должно быть отражено в его учетной политике. В таком случае исчисление и уплата НДС производятся в течение всего периода применения единого налога в календарном году в отношении всех оборотов по реализации услуг по обслуживанию и ремонту.
Налоговая база для определения единого налога представляет собой денежное выражение дохода от оказания услуг по обслуживанию и ремонту. Доходом от оказания услуг по обслуживанию и ремонту признается сумма вмененного дохода за налоговый период и выручки от реализации услуг по обслуживанию и ремонту за налоговый период в размере, превышающем вмененный доход за налоговый период.
С 2019 г. базовая доходность рассчитывается путем деления ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, установленной согласно приложению 24 к НК.
При этом НК предоставляет право областным Советам депутатов уменьшать либо увеличивать базовую доходность.
Следует помнить, что при принятии местными Советами депутатов решения об отмене ранее принятого решения либо принятии решения о корректировке базовой доходности в ином размере исчисление и уплата единого налога исходя из ранее установленного размера базовой доходности прекращаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие решения вступили в силу.
Порядок применения базовой доходности для исчисления единого налога с учетом принятых местными Советами депутатов решений отражен в таблице.
Ставка единого налога составляет 5%, налог исчисляется ежемесячно без нарастающего итога.
Налоговая декларация (расчет) по единому налогу на вмененный доход (далее - декларация по единому налогу) за налоговые периоды 2019 г. представляется по форме согласно приложению 22 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 января 2019 г. №2 "Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей". Срок представления декларации по единому налогу - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.