Брестский районный исполнительный комитет

Брестский районный исполнительный комитет
burger
Главная // Общество // Идеология // Единый день информирования // Тематика к Единому дню информирования в августе 2023 г.

РОЛЬ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О НАРОДНОМ ОПОЛЧЕНИИ» В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

17/08/2023 08:14

 

Белорусское государство вынуждено реагировать на деструктивные заявления и конкретные шаги, которые предпринимаются в отношении Беларуси со стороны иностранных государств и западных межгосударственных объединений.

1. Характеристика военно-политической обстановки, складывающейся вокруг Республики Беларусь

По информации Министерства обороны Республики Беларусь, раскручивающийся маховик противостояния по линии «Запад – Восток» указывает на нежелание коалиции западных государств во главе с США снизить градус напряженности и вернуться к конструктивному диалогу.

Как следствие, в Европейской зоне (в том числе в сопредельных с нашей страной государствах) наблюдается беспрецедентное сосредоточение значительных вооружений по боевому и численному составу. В воздушном пространстве европейских стран фактически на постоянной основе осуществляются полеты стратегической бомбардировочной авиации ВВС США.

Справочно:

Только за последние два года в Польше и странах Балтии количество ежегодных учений вооруженных сил блока НАТО увеличилось более чем в три раза: с 20 до 75. Состав участников тоже возрос – с 34 до 180 тыс.

Одновременно на территории восточноевропейских государств ударными темпами развивается военная инфраструктура, что направлено на расширение возможностей НАТО по развертыванию коалиционных войск Североатлантического альянса в регионе.
В приоритете западного руководства – совершенствование аэродромов, военно-морских баз, полигонов, а также создание передовых баз для заблаговременного размещения и хранения техники, вооружения и др.

По мнению военных аналитиков, результаты прошедшего 11–12 июля 2023 г. в Вильнюсе саммита НАТО демонстрируют, что альянс окончательно вернулся к схемам «холодной войны». По итогам саммита был принят ряд решений, касающихся дальнейшего наращивания боевого потенциала Объединенных вооруженных сил блока, усиления военного присутствия на т.н. «восточном фланге», а также поддержки Украины в вооруженном противоборстве с Российской Федерацией.

Варшава, используя существенную военно-техническую поддержку Вашингтона, все настойчивее декларирует стремление стать форпостом НАТО в противостоянии по линии «Запад – Восток».

Справочно:

В текущем году военный бюджет Польши достиг рекордного среди европейских стран альянса показателя – 27,7 млрд евро, что составляет 4% ВВП страны. Для сравнения: в 2021 году Польша потратила на вооружение около 2,8 млрд евро, в 2020 году –
3,1 млрд евро, в 2019 году – 2 млрд евро.

Существенное влияние на состояние военной безопасности Республики Беларусь оказывает спровоцированный Западом «украинский кризис», обостривший ситуацию на южных рубежах нашей страны.

Справочно:

Продолжается масштабная милитаризация украинских рубежей. Только с 1 по 10 июля 2023 г. украинские военные оборудовали на подступах к Беларуси 30противотанковых минных полей с использованием 5,8 тыс. мин.

Фактором, усиливающим внешние вызовы безопасности Республики Беларусь, является беспрецедентная по своим масштабам и интенсивности антибелорусская информационная кампания. Для достижения цели задействуются практически все возможности западных профильных организаций и структур.

Динамика происходящих геополитических процессов указывает на отсутствие возможностей нормализации военно-политической обстановки вокруг Республики Беларусь в среднесрочной перспективе. Стремление коллективного Запада создать условия для безоговорочного господства западной модели мироустройства способствует росту напряженности международных отношений и поступательному переходу межгосударственного противостояния сугубо в военную плоскость.

2. Необходимость принятия Закона Республики Беларусь «О народном ополчении» в современных условиях.

На встрече с жителями агрогородка Беловежский в Каменецком районе Брестской области 1 августа 2023 г. Глава государства заявил:
«Я не хочу, чтобы мой народ, особенно при мне, воевал. Вы видите, что происходит у наших соседей. Близкие нам люди, не чужие. Много родственников там, здесь. Это страшное дело. Делаем выводы, уроки для нас очень серьезные. Но я хочу, чтобы вы понимали: мы оружием не бряцаем, но готовимся в любой момент защитить свою страну».

17 июля 2023 г. Президент Республики Беларусь подписал Закон Республики Беларусь № 287-З «О народном ополчении» (далее – Закон). Цель Закона – придать обороне белорусского государства всенародный характер.

Закон определяет правовые основы для добровольного участия граждан в обеспечении военного положения, введенного в административно-территориальных единицах республики. Кроме того, создаются дополнительные условия для оказания содействия территориальным ОВД при исполнении ими полномочий и защиты имущества всех форм собственности от преступных и иных посягательств.

В Республике Беларусьуже апробировали порядок действий отрядов народного ополчения.

Справочно:

Пробная тренировка с формированием отряда народного ополчения и выполнением определенных заданий была организована
в сентябре 2022 г. в Могилевской области(аг.Лобжа, Климовичский район). Первый отряд ополченцев состоял из 22 человек.

Планируется, что состав (списки участников) народного ополчения будет определен в мирное время, чтобы в случае возникновения угрозы эти вопросы не пришлось решать мгновенно.

 

3. Основные положения Закона «О народном ополчении»

В соответствии с Законом участие граждан в деятельности народного ополчения основывается на принципах добровольности, законности, гуманизма и гласных форм действий.

Формирование народного ополчения осуществляется на основании указа Президента Республики Беларусь.

Отрядынародного ополчения (их количество, структура и численность с учетом наличия добровольцев и решаемых задач) формируются на основании решений местных исполнительных
и распорядительных органов
, местных советов обороны.

Справочно:

Планируется, что количество участников отрядов народного ополчения будет зависеть от числа значимых объектов на территории района и их стратегической важности, а также ведутся ли там военные действия или он в тылу.

В каждом отряде народного ополчения назначаются командир отряда и его заместитель (заместители) из числа добровольцев. Их кандидатуры согласовываются с руководителями территориальных органов внутренних дел и государственной безопасности.

Комплектование отрядов народного ополченияосуществляется добровольцами, способными по своим личным качествам, состоянию здоровья выполнять возложенные на них задачи, и не имеющие препятствий к применению оружия.

Справочно:

По информации Министерства обороны, численность народного ополчения может составить 100–150 тыс. человек. При этом
в ведомстве не исключают, что добровольцев может быть и больше.Планируется, что для добровольцев будут предусмотрены курсы подготовки.

Зачисление гражданина добровольцем в народное ополчение не является основанием для освобождения от призыва на военную службу по мобилизации и прекращения трудовых отношений.

По решению местного исполкома, местного совета обороны наниматель обязан освобождать работника от работы для участия
в деятельности народного ополчения. При освобождении от работы за работником сохраняются место работы, должность служащего (профессия рабочего), средний заработок по месту работы.

Справочно:

В народное ополчение не могут быть зачислены граждане:

отбывающие наказание в виде ареста, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы на определенный срок или пожизненного лишения свободы;

в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста;

в отношении которых принято решение об интернировании;

признанные в установленном порядке недееспособными либо ограниченно дееспособными;

имеющие заболевания или физические недостатки, при наличии которых противопоказано владение оружием.

Отказ (решение об отказе) местного исполнительного и распорядительного органа, местного совета обороны в зачислении гражданина в народное ополчение обжалованию не подлежит.

Согласно положениям Закона, отряды народного ополчения дислоцируются и выполняют задачи в границах административно-территориальной единицы, в которой были сформированы.
А добровольцы размещаются по месту жительства.

Общее руководство народным ополчением осуществляется местным советом обороны, а непосредственное – территориальным органом внутренних дел.

В Законе определены полномочия должностных лиц
и государственных органов
:

Министерство обороны обеспечивает отряды народного ополчения оружием и боеприпасами к нему, определяет порядок их выдачи и учета.

Справочно:

Выдача оружия добровольцам народного ополчения строго регламентирована. В Законе четко прописан механизм выдачи оружия ополченцам: со складов Министерства обороны местным органам внутренних дел, которые, в свою очередь, будут его выдавать проверенным ополченцам-добровольцам по заранее составленным спискам.

Предусматривается, что вооружение отрядов ополчения будет включать только стрелковое оружие, освоение которого не вызывает сложностей.

В соответствии с Законом добровольцу в связи с исполнением им обязанностей (в том числе при нахождении в плену (кроме случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного) предоставляются социальные гарантии, установленные законодательством для военнослужащих, проходящих военную службу по мобилизации.

Финансовое и материальное обеспечение народного ополчения осуществляется за счет средств местных бюджетов, а также добровольных пожертвований юридических и физических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством.

Главной отличительной особенностью народного ополчения от территориальных войск является добровольность участия гражданв обеспечении правопорядка на той территории, где они проживают.

Их количество, состав и задачи определяются решениями руководителей местных исполнительных и распорядительных органов исходя из потребностей и возможностей соответствующей административно-территориальной единицы.

Добровольцы отрядов народного ополчения размещаются по месту жительства.

Основной задачей, выполняемой народным ополчением, является оказание содействия территориальным органам внутренних дел
в обеспечении военного положения и поддержания правопорядка в местах, где они были сформированы (сельсоветах, сельских населенных пунктах и районах отдельных городов).

****

Мы – мирные люди, и для нас нет большей радости, чем спокойно жить и трудиться на родной земле. Тем не менее на протяжении столетий белорусскому народу не раз приходилось с оружием в руках отстаивать независимость Родины.

 

 

К списку новостей

Интернет-ресурсы

Полезные ссылки