ШИНА МОЖЕТ БЫТЬ КАК МИНА
Нередко в организациях регистрируются несчастные случаи с тяжелыми последствиями, связанные с выполнением шиномонтажных работ: снятием, установкой, ремонтом и подкачкой колес транспортных средств.
Анализ обстоятельств и причин несчастных случаев, произошедших при производстве шиномонтажных работ, указывает на то, что в большинстве из них со стороны нанимателей и работников не обеспечивалось, а зачастую и игнорировалось соблюдение технологических процессов, отмечалось несоответствие производственного оборудования, рабочих мест требованиям нормативных правовых актов, а также невыполнения требований безопасности, изложенных в локальных правовых актах.
Необходимо отметить, что требования по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта, в том числе при производстве шиномонтажных работ, определены Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 4 декабря 2008 г. № 180/128 (с изменениями и дополнениями).
При выполнении шиномонтажных работ не допускается:
- демонтировать с обода колеса шину, находящуюся под давлением;
- снимать с транспортного средства колесо с разобранным ободом в случае, когда шина находится под давлением;
- выбивать обод колеса кувалдой (молотком);
- при накачивании шины воздухом исправлять ее положение на ободе постукиванием;
- монтировать шину на обод (диск) колеса, не соответствующий размеру шины;
- во время накачивания шины ударять по замочному кольцу колеса молотком или кувалдой;
- накачивать шину свыше установленной организацией-изготовителем нормы давления;
- применять при монтаже шины замочные и бортовые кольца, не соответствующие данной модели колеса;
- заменять золотники на колесе различного рода заглушки;
- накачивать шину на разборном ободе колеса с болтовыми соединениями, не убедившись, что все гайки затянуты одинаково.
Накачивание шин в сборе с ободом колеса производится в специальном металлическом ограждении, способном защитить работающих от ударов съемными деталями обода колеса при самопроизвольном демонтаже.
Накачивание шин с разобранным ободом колеса необходимо осуществлять в два этапа: вначале довести до давления 0,05 МПа (0,5 кгс/см кв.) с проверкой положения замочного кольца колеса, а затем – до нормативного давления, установленного организацией-изготовителем.
В случае обнаружения неправильного положения замочного кольца колеса необходимо выпустить воздух из накаченной шины, исправить положение кольца колеса, а затем снова повторить в два этапа.
Накачивание шин без демонтажа проводится, если давление воздуха в них снизилось не более чем на 40% от норматива, установленного организацией-изготовителем.
На основании выше изложенного и в целях недопущения несчастных случаев при проведении шиномонтажных работ необходимо потребовать от руководителей организаций, эксплуатирующих механические транспортные средства и выполняющих шиномонтажные работы:
- не допускать к выполнению шиномонтажных работ работников, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;
- монтаж и демонтаж шин проводить только при помощи предназначенных для этого устройств, оборудования, приспособлений и инструмента, обеспечивающих безопасность работающих;
- организовать работу в соответствии с Правилами, обеспечив контроль за соблюдением изложенных в них требований;