Брестский районный исполнительный комитет

Брестский районный исполнительный комитет
burger
Главная // Экономика // Налоговая служба

Изменения в налоговом законодательстве на 2019 год

09/01/2020 07:20

Налог на недвижимость.

С 1 января 2019 года вступила в силу новая редакция Налогового кодекса Республики Беларусь (далее -НК), согласно которой внесен ряд изменений в исчислении налогов.

Так, при исчислении налога на недвижимость из состава объектов налогообложения исключены здания, сооружения и передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства. То есть с 2019 года не требуется исчислять налог на недвижимость по таким объектам строительства.

Кроме того, в перечне объектов налогообложения у организаций не указаны машино-места. Данный перечень включает только капстроения (здания, сооружения), их части (далее - капстроение). Однако, как и прежде, машино-места подлежат налогообложению.

С 2019 года при исчислении налога на недвижимость под капстроением понимают объект, классифицируемый в соответствии с законодательством для целей определения нормативных сроков службы ОС как здание, сооружение или передаточное устройство.

Введены ставки налога на недвижимость в отношении капстроений, возведенных организациями после 1 января 2019 г.

Так, при исчислении налога на недвижимость в течение второго - пятого годов с момента приемки капстроения в эксплуатацию применяются дифференцированные ставки

Размер ставки, %

Период с момента приемки капстроения в эксплуатацию

0,2

В течение второго года (12 месяцев)

0,4

В течение третьего года (12 месяцев)

0,6

В течение четвертого года (12 месяцев)

0,8

В течение пятого года (12 месяцев)

Налог на недвижимость по новым ставкам исчисляется с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, на который приходится дата истечения годичного, двухлетнего, трехлетнего или четырехлетнего периода с даты приемки возведенного капстроения в эксплуатацию.

Местным Советам депутатов сохранено право на увеличение (уменьшение) ставок налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков. Вместе с тем предусматривается особый порядок установления коэффициентов

Отчетный год

Коэффициент увеличения (уменьшения) ставки налога

2019

До 2,5 раза

2020 и последующие

До 2 раз

Так, с 2019 года увеличивающий коэффициент не будет применяться в отношении: организаций, признанных банкротами и находящихся в процедуре ликвидации; унитарных предприятий и учреждений общественных объединений инвалидов.

Кроме того, увеличение ставок по решениям местных Советов депутатов не предусматривается в отношении капстроений, по которым налог будет рассчитываться с применением дифференцированных ставок.

Земельный налог

Произошли изменения при определении земельного налога. Как и ранее, в большинстве случаев в качестве налоговой базы принимается кадастровая стоимость земельного участка на 1 января календарного года, за который исчисляется земельный налог. Кадастровая стоимость определяется в белорусских рублях и зависит от целевого назначения земельного участка (вида оценочной зоны). Вместе с тем, если кадастровая стоимость земельного участка за гектар небольшая (менее установленного порога), в качестве налоговой базы выступает площадь земельного участка.

С 2019 года изменен установленный порог в отношении земельных участков общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций. Так, при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 7770 белорусских рублей за гектар, земельный налог нужно рассчитывать исходя из площади земельных участков. Ранее порог составлял 5180 белорусских рублей за гектар.

Что касается земельных участков общественно-деловой зоны для размещения автомобильных рынков, игорных заведений и иных объектов, а также земельных участков других оценочных зон, то корректировка установленного порога в отношении них не проводилась.

В 2019 году предусмотрен следующий порядок определения налоговой базы:

- для участков, относимых к общественно-деловой зоне, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка в белорусских рублях на дату оценки такой зоны;

- для участков производственной зоны устанавливается кадастровая стоимость земельного участка в белорусских рублях, полученная путем пересчета действующей на 01.01.2018 кадастровой стоимости этой зоны, определенной в долларах США, по официальному курсу Нацбанка на 01.01.2016, проиндексированной на сложившийся индекс роста потребительских цен за 2017 год и прогнозные индексы роста потребительских цен на 2018 и 2019 годы;

- для участков жилой многоквартирной, жилой усадебной, включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы, и рекреационной зон устанавливается кадастровая стоимость в белорусских рублях, проиндексированная на прогнозные индексы роста потребительских цен на 2018 и 2019 годы.

Плательщикам земельного налога, как и прежде, не требуется самостоятельно определять кадастровую стоимость земельного участка. Сведения о ней по состоянию на 01.01.2019 можно получить из регистра стоимости Национального кадастрового агентства (http://vl.nca.by).

В НК-2019 изменена структура главы "Земельный налог". В частности, порядку определения ставок земельного налога отведена одна общая ст. 241 НК. Напомним, что ранее ставки налога устанавливались ст. 196 - 201 НК в разрезе категорий земель.

Однако в отношении некоторых земельных участков произведена корректировка размера ставок налога.

Так, для земельных участков общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, по которым в качестве налоговой базы применяется его кадастровая стоимость, установлена ставка в размере 2% (ранее - 3%) (приложение 6 к НК-2019).

Кроме того, проведена ежегодная индексация ставок налога на сельхозземли сельхозназначения и средних ставок налога по районам республики.

Также увеличена ставка налога на земли сельхозназначения, занятые капстроениями и другими объектами, с 0,84 до 0,88 белорусских рублей за гектар.

Введены новые коэффициенты к ставке налога в отношении земельных участков (их частей), на которых расположены капстроения (здания, сооружения), их части (далее - капстроение), возведенные организациями после 1 января 2019 года .

Так, при исчислении земельного налога по указанным земельным участкам в течение второго - пятого годов с момента приемки капстроений в эксплуатацию применяются дифференцированные коэффициенты к годовой ставке:

Размер коэффициента к ставке

Период с момента приемки капстроения в эксплуатацию

0,2

В течение второго года (12 месяцев)

0,4

В течение третьего года (12 месяцев)

0,6

В течение четвертого года (12 месяцев)

0,8

В течение пятого года (12 месяцев)

Обращаем внимание, что с 2019 года земельные участки (их части), на которых расположены впервые введенные в действие капстроения, освобождаются от земельного налога в течение одного года с даты приемки этих капстроений в эксплуатацию. Такая льгота ранее не применялась.

С 2019 года не применяется увеличение ставки земельного налога:

- в 2 раза - в случае нахождения на земле сверхнормативного объекта строительства;

- 10 раз - в случае нарушения порядка землепользования (несвоевременный возврат земли, полученной во временное пользование; самовольное занятие земли; ее нецелевое использование).

Местным Советам депутатов сохранено право на увеличение (уменьшение) ставок земельного налога отдельным категориям плательщиков. При этом в качестве местных Советов депутатов выступают областные Советы депутатов или по их поручению местные Советы депутатов базового территориального уровня и Мингорсовет. Предусмотрен особый порядок установления коэффициентов:

Отчетный год

Коэффициент увеличения (уменьшения) ставок налога

2019

До 2,5 раз

2020 и последующие годы

До 2 раз

С 2019 года увеличивающий коэффициент не будет применяться в отношении таких плательщиков, как:

- организации, признанные банкротами, в процедуре ликвидации;

- унитарные предприятия и учреждения общественных объединений инвалидов.

Также увеличение ставок по решениям местных Советов депутатов не предусматривается в отношении земельных участков, по которым к ставке налога применяются дифференцированные коэффициенты.

Как и ранее, бюджетные организации, передавшие в аренду капстроения, признаются плательщиками земельного налога за земельные участки, на которых находятся эти капстроения. Исключение составляют определенные.

Вместе с тем порядок исчисления налога в такой ситуации изменен. Так, с 2019 года бюджетные организации смогут исчислять земельной налог с 1-го числа месяца, следующего за месяцем передачи капстроения в аренду. Ранее им приходилось это делать начиная с 1-го числа месяца сдачи в аренду.

Кроме того, с 2019 года предусмотрено, что если дата передачи в аренду капстроений и дата их возврата приходятся на один и тот же календарный месяц, то бюджетные организации не будут признаваться плательщиками земельного налога.

Налог при упрощенной системе налогообложения

С 2019 года расширен круг плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения (далее-УСН) как за счет снятия некоторых ограничений для применения УСН, так и увеличения критериев валовой выручки.

Так, унитарные предприятия, собственником имущества которых является некоммерческая организация Республики Беларусь, с 2019 года вправе применять УСН.

Увеличились критерии валовой выручки как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей:

- для перехода на УСН со следующего календарного года организации, которые претендуют начать применение упрощенной системы, валовая выручка нарастающим итогом девяти месяцев составляет не более 1 465 565 белорусских рублей;

индивидуальные предприниматели, у которых валовая выручка нарастающим итогом за первые девять месяцев года, предшествующего календарному году, в котором они претендуют начать применение упрощенной системы, составляет не более 315 000 белорусских рублей.

- для применения УСН без НДС в течение календарного года валовая выручка организации нарастающим итогом в течение календарного года составила не более 1 337 415 белорусских рублей;

- для ведения учета в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения в течение календарного года размер валовой выручки которой нарастающим итогом с начала года не превышает 738 000 белорусских рублей.

С 2019 года не вправе применять УСН организации и ИП, осуществляющие операции с цифровыми знаками (токенами) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги и их обмен на иные цифровые знаки (токены).

В 2019 году в валовую выручку при сдаче недвижимого имущества в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), сдаче в наем жилых помещений не включаются суммы возмещаемых арендодателю (лизингодателю, наймодателю) расходов по приобретению коммунальных услуг.

С 01.01.2019 ограничено право на ведение учета в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения для плательщиков:

- обязанных в соответствии с актами Президента Республики Беларусь перечислять в бюджет часть прибыли (дохода);

- реализующих инвестиционные проекты в соответствии с заключенными с Республикой Беларусь инвестиционными договорами.

Более подробную информацию можно получить в ИМНС по Брестскому району по адресу: г. Брест, ул. Наганова, 10 или  по телефону 21 24 83.

К списку новостей

Интернет-ресурсы

Полезные ссылки