Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
15/12/2022 11:12
 
01/12/2022 08:12
 
04/10/2022 07:10

С 1 сентября 2022 г. вступило в силу постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14 июля 2022 г. № 45 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175».

Данным постановлением внесены изменения в:

- Инструкцию о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда.

- форму личной карточки по охране труда.

- типовой перечень работ с повышенной опасностью.

Изменения в инструкции:

Пп. 10-14 Инструкции приводится в соответствие с нормами Кодекса Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-3 (в редакции Закона Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 154-3) и дополнены терминами «курсы целевого назначения» и «учебный предмет».

В п. 18 Инструкции внесены изменения в связи с принятием постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 21 декабря 2021 г. № 82 «Об обеспечении пожарной безопасности», на которые содержится ссылка в Инструкции.

В п. 26 Инструкции, с учетом возникавших у юридических лиц вопросов в связи с изменениями в законодательстве о труде и об охране труда, установлены нормы прямого действия, согласно которым:

- первичный инструктаж на рабочем месте и повторный инструктаж по решению нанимателя могут не проводится с лицами, которые используют по назначению офисное оборудование;

- с работниками, выполняющими дистанционную работу, первичный и повторный инструктаж не проводятся.

В п. 27 Инструкции слова «тяжелым последствиям» заменены «происшествиям» с учетом пп. 7 и 8 Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Советпа Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30.

По аналогичным причинам внесены изменения в п. 57 Инструкции.

П. 35 Инструкции приведен в соответствие с п. 22 Правил № 53.

П. 38 Инструкции уточнен с учетом определения термина «производственное оборудование», содержащегося в п. 3 Правил № 53.

П. 39 Инструкции с учетом практики применения этого нормативного правового акта дополнен нормой прямого действия, предусматривающий право нанимателя продлить при необходимости стажировку по вопросам охраны труда.

Из п. 47 Инструкции исключено требование о необходимости уведомления о дате, времени и месте проведения первичной проверки знаний по вопросам охраны труда работников не позднее чем за 15 календарных дней. Таким образом, теперь уведомлять не позднее чем за 15 календарных дней нужно будет только о проведении повторной проверки знаний.

В п. 57 Инструкции уточняется, что прохождение руководителями и специалистами внеочередной проверки знаний по вопросам охраны труда при принятии нормативных правовых актов, соблюдение которых входит в должностные обязанности руководителей и специалистов, требуется только в случае, если их принятие влечет изменение подходов в реализации этих обязанностей.
04/10/2022 07:10

С 22 июля 2022 г. вступило в силу постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 5 мая 2022 г. № 29/44 «Об утверждении Правил по охране труда в сельском и рыбном хозяйствах, которым утверждены Правила по охране труда в сельском и рыбном хозяйствах.

Правила направлены на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работающих, занятых выполнением работ, связанных с растениеводством, животноводством, первичной переработкой продукции растениеводства, животноводства, производством молочных продуктов, ведением рыбного хозяйства.

Правила содержат 23 главы, которые объединены в 4 раздела.

Раздел 1. Общие положения

В разделе 1 Правил систематизированы нормативные правовые предписания общего порядка, требования при организации сельскохозяйственных работ и работ, связанных с ведением рыбного хозяйства, а также требования к рабочим местам.

1. Установлены определения ряда терминов: агрохимикаты, животноводство, зоотехнические и ветеринарные мероприятия, механизированный ток, обслуживание животных, продукция растениеводства, растениеводство, ручной садово-огородный инструмент, сельскохозяйственные машины, сенаж, силос, средства защиты растений, средства малой механизации садово-огородного применения механизированные, фумигант.

2. С учетом обязанностей работодателя по обеспечению охраны труда, установленных ст. 17 Закона об охране труда, конкретизированы назначаемые им лица, ответственные за организацию охраны труда и осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, а также при выполнении отдельных видов работ.

В частности, должны быть назначены лица, обеспечивающие:

- исправное состояние сельскохозяйственных машин, машин и оборудования для животноводства, птицеводства и кормопроизводства, маломерных судов;

- безопасную эксплуатацию сельскохозяйственных машин, машин и оборудования для животноводства, маломерных судов;

- выпуск на линию в исправном состоянии сельскохозяйственных машин;

- техническое обслуживание сельскохозяйственных машин, установку их на хранение;

- безопасное проведение работ с применением пестицидов (агрохимикатов), химических веществ;

- выполнение работ по уборке продукции растениеводства;

- безопасное проведение работ по закладке силоса (сенажа);

- пользование маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок;

- безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений (плотин, дамб, иных).

3. Разграничены обязанности работающих при выполнении ими работ группой (бригадой).

4. Уточнены требования по допуску работающих к выполнению отдельных сельскохозяйственных работ и работ, связанных с ведением рыбного хозяйства.

5. Определены минимальные расстояния от наивысшей точки самоходной сельскохозяйственной машины или груза на грузовом транспортном средстве до проводов линии электропередач, при которых допускается передвижение сельскохозяйственной машины, грузового транспортного средства.

6. Определены места, в пределах которых постоянно действуют или потенциально могут действовать опасные производственные факторы, в связи с чем такие места следует относить к опасной зоне.

7. Уточнены требования к рабочим местам.

Раздел 2. Требования при выполнении работ, связанных с растениеводством, первичной переработкой продукции растениеводства.

В данном разделе Правил следует обратить внимание на следующее:

1. Требования при эксплуатации сельскохозяйственных машин и малых сельскохозяйственных машин, включая их техническое обслуживание и ремонт.

2. В Правилах уточнены требования:

- при выполнении работ по обработке почвы, уходу за насаждениями, уборочных работ;

- при проведении работ с применением пестицидов (агрохимикатов), их транспортировке и хранении;

- при выполнении работ по заготовке травяных кормов (сена, соломы, силоса, сенажа);

- к послеуборочной обработке продукции растениеводства.

Раздел 3. Требования при выполнении работ, связанных с животноводством, первичной переработкой продукции животноводства.

В разделе 3 Правил содержатся главы, устанавливающие требования при (к):

1. к местам обслуживания животных, местам загонной пастьбы животных с помощью электрического ограждения;

2. при выполнении работ по обслуживанию животных;

3. при автомобильной перевозке животных.

Также в названном разделе Правил установлены новые нормы касательно обслуживания животных и птиц: крупного рогатого скота, свиней, лошадей, мелкого рогатого скота, птицы.

Кроме этого Правилами впервые установлены требования по охране труда при уходе за пчелами и первичной переработке продукции пчеловодства.

Установлена норма прямого действия касательно машин и оборудования для животноводства, птицеводства, кормопроизводства, эксплуатация которых должна осуществляться в соответствии с требованиями, установленными техническими нормативными правовыми актами, а также эксплуатационными документами организаций-изготовителей.

Раздел 4. Требования при ведении рыбного хозяйства.

В разделе 4 Правил содержатся главы, устанавливающие требования при:

- эксплуатации гидротехнических сооружений;

- эксплуатации маломерных судов, орудий рыболовства, лова, оборудования и инструмента, используемого для рыболовства;

- проведении работ по кормлению, лову, сортировке и ручной разделке рыбы, кошению водной растительности.

Уточнены требования при ручной разделке и обработке рыбы разделочными ножами, не допускается:

- производить резкие движения;

- разделывать рыбу на весу;

- проверять остроту лезвий рукой;

оставлять нож во время перерыва в работе в разделываемом продукте или на столе без футляра;

- опираться на мусат при правке ножа.

Установлено, что править нож о мусат необходимо в стороне от других работающих, а переносить разделочные ножи разрешается только в футлярах, чехлах, иных устройствах, защищающих от механических повреждений, на поясе.
19/09/2022 13:09

В соответствии с решением Комиссии по чрезвычайным ситуациям при Совете Министров Республики Беларусь (протокол от 29.09.2021 № 33/21пр) 22 сентября 2022 года будет проведен Единый день безопасности.

В соответствии с имеющимся планом проведения мероприятия, утвержденного Брестским областным исполнительным комитетом, будет реализован комплекс мер, включающий в себя:

- доведение информации о проведении Единого дня безопасности до каждого работника предприятия;

- проведение внеплановых инструктажей с трудовыми коллективами предприятий о порядке действий при отработке планов эвакуации людей при пожаре, действиям в условиях иных чрезвычайных и нештатных ситуаций, оказанию первой помощи;

- проведение практической отработки действий при возникновении пожара, действий в условиях иных чрезвычайных и нештатных ситуаций на объекте, по оказанию первой помощи.

01/09/2022 06:09

1 августа в здании Брестского райисполкома состоялся обучающий семинар по охране труда для специалистов по охране труда предприятий района, с участием заместителя председателя райисполкома Л.И. Шлыкова, главного государственного инспектора Брестского областного управления Департамента государственной инспекции труда О.Н. Корчагина, начальником управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома Мельник Е.П., заведующего филиала Белорусского национального технического университета  Семенчука Михаила Александровича, главного специалиста отдела по труду управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома А.А. Ляшко.

На данном семинаре были рассмотрены вопросы: «О состоянии производственного травматизма в области», «Порядок проведения расследований несчастных случаев на производстве», «Повышение квалификации руководителей и специалистов предприятий в области охраны труда, промышленной и радиационной безопасности. Обучение персонала предприятий по рабочим профессиям», «Ответственность работников за нарушение законодательства по охране труда».

14/07/2022 06:07

Активную деятельность в вовлечении молодёжи в социально-экономическую жизнь общества осуществляют студенческие отряды. Их работа направлена на содействие процессам трудовой и социальной адаптации молодежи, ее личностного развития, приобретение молодыми людьми навыков профессиональной, трудовой и управленческой деятельности, формирования гражданственности и патриотизма.

С этой целью ежегодно учреждениями образования, общественным объединением «Белорусский республиканский союз молодежи» и его организационными структурами, наделенными правами юридического лица, другими молодежными общественными объединениями (далее - направляющие организации) осуществляется формирование студенческих отрядов.

В свою очередь республиканские органы государственного управления, государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы определяют принимающие организации, объекты, виды работ и количество рабочих мест для участников студенческих отрядов с оплатой труда не ниже минимальной заработной платы по согласованию с принимающими организациями либо в соответствии с их заявками.

Перечни принимающих организаций, объектов, видов работ и количество рабочих мест для участников студенческих отрядов утверждаются городскими, районными исполнительными комитетами, администрациями районов г. Минска ежегодно до 1 января.

Порядок организации деятельности студенческих отрядов на территории Республики Беларусь определен Положением о порядке организации деятельности студенческих отрядов на территории Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 18 февраля 2020 г. № 58 (далее - Положение). Кроме того, при организации деятельности студенческих отрядов необходимо учитывать требования Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК), Закона Республики Беларусь «Об охране труда» (далее - Закон), иных нормативных правовых актов.

Так, в обязательном порядке между направляющей и принимающей организациями должен заключаться договор, определяющий условия деятельности студенческого отряда с учетом требований законодательства о труде, в том числе об охране труда, а также обязательства принимающей организации по обеспечению условий размещения, питания, оплаты труда участников студенческого отряда (пункт 8 Положения).

Подбор видов работ для студенческих отрядов, в состав которых входят студенты, учащиеся учреждений среднего специального и профессионально-технического образования, по возможности осуществляется с учетом профиля их подготовки.

В соответствии с законодательством обязанности по обеспечению охраны труда при выполнении работ студенческим отрядом возложены как на направляющую, так и на принимающую сторону.

Согласно Инструкции о порядке организации деятельности студенческих отрядов, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 7 июня 2012 г. № 60, направляющая организация должна обеспечить обучение участников студенческого отряда основам законодательства о труде, в том числе законодательства об охране труда, а также проведение инструктажей по предстоящей деятельности.

Принимающая организация обязана обеспечить для студенческого отряда соответствующие договору объекты и виды работ и создать на каждом рабочем месте здоровые и безопасные условия труда, заключить с участниками студенческих отрядов соответствующие трудовые или гражданско-правовые договоры, проводить обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Кроме того, на принимающую организацию возложена обязанность по обеспечению участников студенческого отряда средствами индивидуальной защиты в соответствии с Инструкцией о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 209 (далее - Инструкция № 209).

Также информируем, что правоотношения, вытекающие из гражданско-правовых договоров, регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее - ГК) и Указом Президента Республики Беларусь от 6 июня 2005 г. № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам».

По общему правилу, в соответствии с пунктом 1 статьи 20 ГК гражданская дееспособность лица (способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их) в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении лицом 18-летнего возраста. Именно с этого возраста возможно заключение договора подряда с физическим лицом без каких-либо ограничений при условии, что оно не является недееспособным.

Для несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, при заключении гражданско-правового договора (совершении сделки), необходимо получение письменного согласия своих законных представителей – обоих родителей, усыновителей или попечителей (пункт 1 статьи 25 ГК).

Справочно. Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Сделки могут быть дву- или многосторонними (договоры) и односторонними (статья 154, пункт 1 статьи 155 ГК).

Сделка же, совершенная несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), ничтожна. К такой сделке применяются правила, предусмотренные частью второй и третей пункта 1 статьи 172 ГК (пункт 1 статьи 173 ГК).

В соответствии со статьей 6 ТК обязательства, возникающие на основании договоров, предусмотренных гражданским законодательством, не попадают под действие ТК.

Таким образом, нормы законодательства о труде, в том числе установленный порядок приема работников на работу, права и обязанности работников и нанимателей, государственные гарантии по оплате труда работников, гарантии и компенсации, режим труда и отдыха, трудовые и социальные отпуска, дисциплинарная и материальная ответственность работников, на гражданско-правовые отношения не распространяются.

Исходя из изложенного, с целью обеспечения защиты прав трудоустраивающихся лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, в том числе участников студенческих отрядов, при приеме на работу целесообразно заключать с каждым из них трудовой договор.

Справочно. В соответствии с требованиями статей 18, 19 ТК трудовой договор заключается в письменной форме и должен содержать обязательные условия и сведения.

Одним из условий зачисления в студенческий отряд является отсутствие у участника студенческого отряда медицинских противопоказаний к выполнению осуществляемых отрядом видов деятельности.

Также, в целях принятия работодателями необходимых мер по обеспечению сохранения жизни, здоровья и работоспособности несовершеннолетних необходимо учитывать ограничения, установленные для них законодательством, в частности нормы статей 114, 117, 274, 275, 276 ТК, статьи 16 Закона, постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет», постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 июня 2013 г. № 67 «Об установлении списка работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет», постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную».

В 2021 году при проведении обследований объектов, на которых был организован труд участников студенческих отрядов, были выявлены следующие нарушения.

В ОАО «Иванский-Агро», ОАО «Проземле-Агро» Чашникского района Витебской области на участников студенческих отрядов не заводились трудовые книжки. В трудовых договорах, заключенных ОАО «Барановичское хлопчатобумажное предприятие» Брестской области со студентами студенческого педагогического отряда «Зничка», не указывались дни выплаты заработной платы. Не велись табеля учета рабочего времени несовершеннолетних в КСУП «Оревичи», ОАО «Велетин-Агро», КСУП «Экспериментальная база «Стреличево» Лоевского района Гомельской области. Также выявлены нарушения при оформлении трудовых договоров в ГУО «Вилейский районный оздоровительный лагерь «Сказка» Вилейского района Минской области, ОАО «Свитанак» г. Жодино.

Не проведены обязательные предварительные при поступлении на работу медицинские осмотры работников студенческих отрядов в КСУП «Совхоз «Заря» Лоевского района Гомельской области. В КСУП «Ваверка-Агро» Лидского района Гродненской области медицинские справки имели истекший срок действия, и проведенный медосмотр не соответствовал виду работ, к которым привлекались участники студенческого отряда.

Имели место случаи нарушения работодателями требований Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 28 ноября 2008 г. № 175.

Так, в ОАО «Гродненский мясокомбинат» участники студенческого отряда допускались к выполнению работы без обучения по вопросам охраны труда. Не проводились обучение, инструктаж, стажировка и проверка знаний по вопросам охраны труда в КСУП «Заря и К» Волковысского района Гродненской области. В ГОЛХУ «Глубокский опытный лесхоз» Глубокского района Витебской области, ОАО «Строительно-монтажный трест № 41» г. Сморгонь членам студенческого отряда не проводился первичный инструктаж на рабочем месте. В УОСПК «Путришки» Гродненского района осуществлялся допуск к выполнению работ без прохождения членами студенческого отряда стажировки.

Установлены факты допуска членов студенческих отрядов к выполнению работ без средств индивидуальной защиты в ОАО «Октябрь-Березки» Хотимского района, ОАО «Роднянский» Климовичского района, КСУП «Езерский» Чериковского района, КСУП «Малятичи-Агро» Кричевского района Могилевской области, КРСУП «Экспериментальная база «Боруны» Ошмянского района, филиале «Жодишки» УПП «Сморгонский комбинат хлебопродуктов», ГЛХУ «Лидский лесхоз», ОАО «Строительно-монтажный трест № 19» г. Лида, КСУП «Трабы» Ивьевского района Гродненской области, ГЛХУ «Петриковский лесхоз» Петриковского района, КСУП «Ударный» Лельчицкого района, КСУП «Экспериментальная база «Стреличево» Хойникского района, ПМК-76 ОАО «Гомельский объединенный строительный трест» Житковичского района, Гомельской области, ОАО «Агро-Пелище» Каменецкого района, ГУСП «Малоритская ПМК-20» Малоритского района Брестской области, ГЛХУ «Россонский лесхоз» Россонского района ОАО «Верхнедвинский льнозавод», ГЛХУ «Верхнедвинский лесхоз» Верхнедвинского района Витебской области, ЗАО «Атлант», УП «Ремавтодор Ленинского района г. Минска», ОАО «Заславльстройиндустрия» Минского района, УО «Негорельский учебно-опытный лесхоз» Дзержинского района Минской области.

Выявлены нарушения, связанные с применением членами студенческих отрядов неисправной оснастки и инструмента в ДУП «ПМК-201» Любанского района, ОАО «Крупский льнозавод» Крупского района, Минской области, СОАО «Коммунарка» г. Минск.

Приведенные примеры свидетельствуют о ненадлежащем исполнении отдельными должностными лицами своих обязанностей, предусмотренных законодательством, при регулировании труда молодежи в студенческих отрядах.

Учитывая изложенное, в целях соблюдения трудовых прав участников студенческих отрядов, а также предупреждения несчастных случаев при выполнении ими работ, республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому, ОО «БРСМ» предлагается:

1.         Довести данное письмо до руководителей организаций, направляющих и принимающих участников студенческих отрядов.

2.         Потребовать от вышеназванных руководителей обеспечить соблюдение требований законодательства Республики Беларусь при организации деятельности студенческих отрядов.
28/06/2022 08:06

О ходе месячника безопасности труда в строительных организациях Брестской области

В июне текущего года по инициативе Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь на территории республики   проводится месячник безопасности труда в строительных организациях. Цель месячника оказать руководителям и специалистам данных  организаций практическую помощь по приведению рабочих мест в соответствие с нормативными требованиями, по обеспечению  надлежащих условий труда, соблюдению  строительных норм и правил для профилактики производственного травматизма.

За 5 месяцев 2022 года в строительных организациях  области погибли 2 (за аналогичный период 2021 -0) и тяжело травмированы  5 (2021г.- 10) работников.

Анализ обстоятельств и причин произошедших  несчастных случаев, свидетельствует о том, что по-прежнему большая часть их  связана с личностными причинами, обусловленными: личной неосторожностью потерпевших, неисполнением ими требований инструкций по охране труда, нарушениями ими трудовой и исполнительской дисциплины.

Так,  нарушения  потерпевшими трудовой дисциплины, нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных актов по охране труда составили  – 36,4%, личная неосторожность потерпевших – 27,3%, невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда – 9,1%, допуск потерпевших  к работе  без обучения, инструктажа, стажировки  и проверки знаний по вопросам охраны труда – 6,8%; нарушения требований по охране труда другими работниками – 2,3%.

08.04.2022 первый заместитель начальника   управления Бацук В.В. принял участие в заседании коллегии комитета по архитектуре и строительству Брестского облисполкома с выступлением и демонстрацией видеофильма по производственному травматизму.

Государственные инспекторы управления за январь – май 2022 года  для профилактики производственного травматизма приняли участие в 151 обследовании строительных организаций области мобильными группами горрайисполкомов по вопросу обеспечения безопасности труда, в ходе которых  было выявлено 2485 нарушений.

За указанный период текущего  года в строительных организациях области государственными инспекторами поведены 8 выборочных и  2 внеплановые проверки, в ходе которых выявлено 316 нарушений. За выявленные нарушения к административной ответственности привлечены 15 физ. лиц, на сумму 3,2 тыс. руб. Также, проведены  4  мониторинга, в ходе которых выявлено 52 нарушения.

По результатам проведенных надзорно-профилактических мероприятий,   в апреле текущего года управлением  в   горрайисполкомы были направлены  конкретные предложения для принятия дополнительных мер  по профилактике производственного травматизма, в том числе  и  в строительных организациях области.

В июне текущего года активизирована работа государственных инспекторов в составе мобильных групп горрайисполкомов по обследованию строительных объектов организаций области по вопросам, обеспечения безопасного производства работ.

В ходе обследования в  составе мобильных групп горрайисполкомов строительных организаций области выявлялись следующие  типовые  нарушения законодательства об охране труда.  Не установка  защитных ограждений перепадов  по высоте; нарушения требований безопасности при  эксплуатации лесов,  подмостей, лестниц для подъема на высоту; нарушения требований безопасности при эксплуатации производственного оборудования и складировании строительных материалов; неприменение работниками средств  индивидуальной защиты; нарушения требований электробезопасности на строительных площадках, нарушения  при эксплуатации строительных машин и механизмов (фотоматериалы  нарушений  с указанием местонахождения строительных объектов подрядных и субподрядных организаций на 12 листах прилагаются).

По всем выявленным нарушениям руководителям строительных  организаций выданы рекомендации с предложениями и сроками  об устранении выявленных нарушений, а также  по привлечению к дисциплинарной ответственности должностных лиц и работников, допустивших данные нарушения. Обеспечен контроль за исполнением выданных рекомендаций.

Согласно сведениям, предоставленным Брестским областным управлением Департамента охраны МВД Республики Беларусь, в составе мобильных групп  горрайисполкомов, инспекторами управления проводится обследование строительных организаций, не принявших мер по  оборудованию строительных площадок  средствами охранной сигнализации и видеонаблюдением.

Для усиления пропаганды здоровых и безопасных условий труда в строительных организациях области государственные инспекторы управления активизировали выступления  в СМИ.  Так, 09.06.2022 в программе новостей  «БСТ – 4» о работе мобильной группы Брестского горисполкома по  обследованию строительных объектов города  выступил главный государственный инспектор управления.

Подготовлена и направлена для публикации в газету «Брестский вестник» информационная статья об организации работы и обеспечении охраны труда в строительных студенческих отрядах. Полагаем, что комплекс совместно применяемых  различными службами мер, позволит снизить риски производственного травматизма на строительных площадках и сберечь жизнь и здоровье  работников.

03/06/2022 07:06

УМНОЖАЯ ТРАВМАТИЗМ НА «НОЛЬ»

 

Идея концепции нулевого травматизма не нова, однако в Республике Беларусь она только набирает популярность. Между тем в западных странах ее практикуют давно, меняя соответствующие законы и общий подход. Концепция - это инструмент, способствующий переходу от простого выполнения требований законодательства к более деятельному и осознанному отношению к нормам безопасности.

Vision Zero – это не только заявка на соответствующую цифру в статистике травматизма, это, скорее, создание культуры безопасности. В такой «культурной среде» любой сотрудник может быть уверенным, что каждый день он сможет вернуться с работы живым и здоровым.

Основа концепции – 7 «золотых правил», изучив цели и задачи которых, разобравшись в понятиях, заложенных в каждое из правил, можно увидеть, что ничего нового, ранее неизвестного, там, безусловно, нет. Однако информация изложена с использованием современной терминологии и подразумевает вовлечение  в принятие решений, касающихся охраны труда, всех заинтересованных.

Одним из главных факторов результативности концепции является отношение руководителя, его заинтересованность и готовность к диалогу с сотрудниками.

В основу реализации правила № 1 «Стать лидером – показать приверженность принципам» заложена активная вовлеченность руководителя в вопрос создания здоровых и безопасных условий труда. Его задача – объяснить, продемонстрировать на собственном примере, что такое культура безопасного поведения и почему она так важна.

Именно по степени реализации правила № 1, можно судить о дальнейших перспективах внедрения концепции в пределах производственного участка, структурного подразделения и предприятия в целом.

Правило № 2: «Выявлять угрозы – контролировать риски».

В основе этого правила лежит идентификация опасностей и оценка рисков.

На первом этапе каждый мастер и начальник структурного подразделения совместно с работниками составляет перечень рисков для каждого участка производства работ, руководствуясь вопросом: что здесь может меня травмировать? При этом проводится обязательный детальный анализ причин возникновения предаварийных ситуаций и несчастных случаев на аналогичных предприятиях, принимаются профилактические меры по минимизации опасностей и рисков.

В случае выявления новых, неучтенных ранее рисков и опасностей работники сообщают о них непосредственному руководителю. А при обнаружении небезопасного проведения работ для предотвращения возможных негативных происшествий каждый работник может использовать свое право на приостановку работ.

Правило № 3: «Определять цели – разрабатывать программы».

Понятие безопасности и гигиены труда включают множество аспектов. Для их обеспечения необходимо правильно расставить приоритеты, установить ясные цели в области охраны труда и постараться их достичь в определенный период времени.

В качестве примера механизма реализации правила № 3 концепции «Нулевой травматизм» можно привести план мероприятий по охране труда, формирование планов мероприятий по улучшению условий труда по результатам аттестации рабочих мест, программ управления опасностями и рисками.

При этом важным инструментом, определяющим результативность мероприятий, является вовлечение непосредственных исполнителей работ повышенной опасности в процесс планирования.

 

Правило № 4: «Создать систему безопасности и гигиены труда – достичь высокого уровня организации».

Для всех важно, чтобы производство работало без сбоев, снижалось количество неисправностей, простоев, повышалось качество оказываемых услуг или производимой продукции. Это веский довод в пользу эффективной организации охраны труда. Также следует системно подходить к проведению всех видов контроля за состоянием охраны труда.

Наша цель – формирование корпоративной культуры безопасности, которая базируется на:

- организации рабочего места и трудового процесса;

- осмыслении работниками необходимости соблюдения требований инструкций, по охране труда и личной ответственности за безопасность;

- доверии и культуре взаимоотношений между работниками, привлечении работников к обеспечению безопасности;

- личной культуре безопасности труда (профессиональных знаниях, опыте прошлых ошибок, личной дисциплине, мотивации, инициативе).

 

Правило № 5: «Обеспечивать безопасность и гигиену на рабочих местах, при работе со станками и оборудованием».

Для безаварийной работы необходимы безопасные производственные помещения, оборудование и рабочие места. Технологический процесс влечет за собой повышение производительности, но также и новые опасности. Станки и оборудование должны быть безопасными на любых рабочих операциях. Кроме того, необходимо учитывать влияние производственной среды на здоровье работников.

 

Правило № 6: «Повышать квалификацию – развивать профессиональные навыки».

Это правило устанавливает необходимость инвестиций в обучение и профессиональную подготовку работников, а также контроля соответствия квалификации каждого из них занимаемой должности.

Технические средства и производственное оборудование становятся все сложнее, поэтому сотрудникам нужен высокий уровень подготовки. Более того, знания устаревают, профессиональные навыки требуют регулярного обновления, а значит, непрерывное обучение необходимо для безопасности работников.

 

Правило № 7: «Инвестировать в кадры – мотивировать посредством участия».

Это правило указывает на необходимость искать варианты самостоятельного выявления проблем. Никто не знает о них лучше, чем сами работники. Поэтому необходимо максимально использовать важный актив – знания, способности и идеи работников.

Создать почтовый ящик для предложений по охране труда, где работники могут оставить письменные предложения по улучшению условий труда.
03/06/2022 07:06

ШИНА МОЖЕТ БЫТЬ КАК МИНА

Нередко в организациях регистрируются несчастные случаи с тяжелыми последствиями, связанные с выполнением шиномонтажных работ: снятием, установкой, ремонтом и подкачкой колес транспортных средств.

Анализ обстоятельств и причин несчастных случаев, произошедших при производстве шиномонтажных работ, указывает на то, что в большинстве из них со стороны нанимателей и работников не обеспечивалось, а зачастую и игнорировалось соблюдение технологических процессов, отмечалось несоответствие производственного оборудования, рабочих мест требованиям нормативных правовых актов, а также невыполнения требований безопасности, изложенных в локальных правовых актах.

Необходимо отметить, что требования по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта, в том числе при производстве шиномонтажных работ, определены Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 4 декабря 2008 г. № 180/128 (с изменениями и дополнениями).

При выполнении шиномонтажных работ не допускается:

  • демонтировать с обода колеса шину, находящуюся под давлением;
  • снимать с транспортного средства колесо с разобранным ободом в случае, когда шина находится под давлением;
  • выбивать обод колеса кувалдой (молотком);
  • при накачивании шины воздухом исправлять ее положение на ободе постукиванием;
  • монтировать шину на обод (диск) колеса, не соответствующий размеру шины;
  • во время накачивания шины ударять по замочному кольцу колеса молотком или кувалдой;
  • накачивать шину свыше установленной организацией-изготовителем нормы давления;
  • применять при монтаже шины замочные и бортовые кольца, не соответствующие данной модели колеса;
  • заменять золотники на колесе различного рода заглушки;
  • накачивать шину на разборном ободе колеса с болтовыми соединениями, не убедившись, что все гайки затянуты одинаково.

Накачивание шин в сборе с ободом колеса производится в специальном металлическом ограждении, способном защитить работающих от ударов съемными деталями обода колеса при самопроизвольном демонтаже.

Накачивание шин с разобранным ободом колеса необходимо осуществлять в два этапа: вначале довести до давления 0,05 МПа (0,5 кгс/см кв.) с проверкой положения замочного кольца колеса, а затем – до нормативного давления, установленного организацией-изготовителем.

В случае обнаружения неправильного положения замочного кольца колеса необходимо выпустить воздух из накаченной шины, исправить положение кольца колеса, а затем снова повторить в два этапа.

Накачивание шин без демонтажа проводится, если давление воздуха в них снизилось не более чем на 40% от норматива, установленного организацией-изготовителем.

На основании выше изложенного и в целях недопущения несчастных случаев при проведении шиномонтажных работ необходимо потребовать от руководителей организаций, эксплуатирующих механические транспортные средства и выполняющих шиномонтажные работы:

  • не допускать к выполнению шиномонтажных работ работников, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;
  • монтаж и демонтаж шин проводить только при помощи предназначенных для этого устройств, оборудования, приспособлений и инструмента, обеспечивающих безопасность работающих;
  • организовать работу в соответствии с Правилами, обеспечив контроль за соблюдением изложенных в них требований;
на все виды шиномонтажных работ разработать технологическую документацию с отражением в ней требований безопасности.

К списку новостей