Индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и
расходов в порядке, определенном Инструкцией о порядке ведения учета доходов и
расходов, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам
Республики Беларусь от 30 января 2019 г. № 5 (далее — Инструкция).
Индивидуальный предприниматель основные средства,
отдельные предметы в составе оборотных средств, приобретенные для использования
в предпринимательской деятельности (независимо от способа их приобретения),
обязан отразить, соответственно, в книге учета основных средств, книге учета
отдельных предметов в составе оборотных средств (далее – книги учета, п.п. 4.5
п. 4, ч.1 п.13 Инструкции).
Основные средства и отдельные предметы в составе
оборотных средств принимаются к учету по первоначальной стоимости исходя из
фактических расходов на их приобретение, сооружение или изготовление (п.21 и 44
Инструкции).
При отсутствии документов, подтверждающих
приобретение имущества (основных средств, отдельных предметов в составе
оборотных средств), в том числе их стоимость (цену), такое имущество отражаетсяв учете в натуральном выражении без указания первоначальной стоимости
(ч.4 п. 24, ч.5 п. 44 Инструкции).
Права и обязанности индивидуального предпринимателя
переходят к созданной им коммерческой организации в соответствии с
подписываемым индивидуальным предпринимателем передаточным актом (далее -
передаточный акт), составленным на дату, предшествующую дате государственной
регистрации такой коммерческой организации. В передаточном акте также
указываются передаваемые индивидуальным предпринимателем создаваемой им
коммерческой организации товары (работы, услуги), денежные средства,
электронные деньги, имущественные права в связи с переходом к ней прав и
обязанностей индивидуального предпринимателя (ч. 3 п. 10 Положения).
К передаточному акту прилагаются первичные учетные
документы и иные документы, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью
индивидуального предпринимателя. Коммерческая организация обязана обеспечить
сохранность таких документов в течение сроков, установленных законодательством
(ч. 4 п. 10 Положения).
Учитывая изложенное, при оформлении передаточного акта
индивидуальный предприниматель использует информацию, содержащуюся в книгах
учета, первичных учетных документах и иных документах, связанных с
финансово-хозяйственной деятельностью индивидуального предпринимателя, которые
прилагаются к передаточному акту. Коммерческая организация, созданная
индивидуальным предпринимателем, обязана обеспечить сохранность таких
документов в течение сроков, установленных законодательством.
Следовательно, при оформлении передаточного акта
индивидуальный предприниматель отражает информацию об имуществе, передаваемом
коммерческой организации, содержащуюся в книгах учета. В случае, если такое
имущество в книгах учета отражалось в натуральном выражении без указания
первоначальной стоимости, то в передаточном акте информация о стоимости такого
имущества не указывается.