Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Главная // Экономика // Налоговая служба
25/03/2020 05:03

Под заработной платой «в конвертах» принято понимать вознаграждения, которые работодатель выплачивает работнику, но не оформляет документально. Мотивируя работника согласиться на выплату зарплаты в конвертах, наниматель в качестве аргумента высказывает заботу о работнике: без уплаты налогов сумма заработной платы, выплачиваемая работнику на руки, будет больше, чем официальная. При этом наниматель умалчивает, что работник теряет социальную защищенность.

Выплата зарплаты «в конвертах» становится возможной при вовлечении товаров (работ, услуг) в теневой оборот, сокрытии доходов недобросовестными субъектами хозяйствования, минимизации налоговых обязательств по подоходному налогу с физических лиц (далее - подоходный налог) и обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, когда трудовые договоры с работниками не заключаются или работники трудоустраиваются на неполный рабочий день или неделю.

Гражданин, который соглашается на работу без заключения с ним трудового договора и соответственно на получение заработной платы без отражения ее в бухгалтерском учете работодателя, должен помнить, что он рискует не получить заработную плату за отработанное время, компенсацию за неиспользованный отпуск, в любое время работодатель может отказаться от работника, и в будущем такая работа не будет зачислена в стаж работы при назначении пенсии.

С 1 января 2021 года в Налоговый кодекс Республики Беларусь внесены дополнения, направленные на пресечение уклонения от уплаты подоходного налога с физических лиц путем выплаты доходов физическим лицам без отражения на счетах бухгалтерского учета и отчетности.

В соответствии с пунктами 5 и 5-1 статьи 216 Налогового кодекса Республики Беларусь в случае установления контролирующим органом фактов неудержания и неперечисления налоговым агентом подоходного налога уплата его осуществляется налоговым агентом за счет собственных средств и не подлежит удержанию у физических лиц.

С нанимателей, выплативших зарплату «в конверте» без отражения в отчетности, взыскиваются налоги и другие обязательные платежи, за уклонение от уплаты налогов предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьями 14.3, 14.5 Кодекса Республики Беларусь об административных нарушениях, а также предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьей 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
19/03/2020 13:03

Камеральная проверка проводится налоговым органом на основании изучения налоговых деклараций (расчетов), иных документов и информации о плательщике, имеющихся в налоговом органе без выхода к субъекту хозяйствования.

Эта форма налогового контроля зарекомендовала себя как эффективный инструмент предотвращения правонарушений в сфере налогообложения, позволяющий обеспечить полноту уплаты налогов (сборов) в бюджет без вмешательства в текущую деятельность плательщика, а также предоставляющий право плательщику на добровольное исполнение налоговых обязательств без привлечения к административной ответственности.

По результатам проведения в 2019 году последующего этапа камеральной проверки организаций агропромышленного комплекса Брестской области налоговыми органами направлено 401 уведомление о представлении дополнительных документов, информации и (или) пояснений либо внесении соответствующих исправлений в налоговую декларацию (расчет) и (или) документы либо представлении налоговой декларации (расчета).

Наиболее частые нарушения, выявляемые налоговыми органами, связаны с порядком корректировки налоговой базы по НДС при получении бюджетного финансирования. Не соблюдается плательщиками и порядок принятия к вычету сумм «входного» налога, в том числе уплаченного налоговым органам по ввозу товаров с территории государств – членов ЕАЭС и уплаченного таможенным органам.

Так, в ходе осуществления последующего этапа камеральной проверки ОАО «А» за январь-июль 2019 года установлен факт принятия к вычету сумм НДС, предъявленных плательщику при приобретении товаров, работ (услуг), оплата которых производилась за счет средств, полученных из бюджетных источников. По факту установленного нарушения плательщику направлено уведомление, на которое представлена уточненная налоговая декларация по НДС, дополнительно исчислен НДС в сумме 126,0 тыс.рублей.

Всего за 2019 год, на основании представленных организациями агропромышленного комплекса уточненных налоговых деклараций (расчетов) дополнительно исчислено налогов в сумме 1,4 млн.рублей, а также предотвращен необоснованный возврат (зачет) НДС в сумме 1,7 млн.рублей.

Пресс-центр
инспекции МНС по Брестской области

17/03/2020 14:03

В соответствии с подпунктом 1.9.1 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь для плательщиков установлена обязанность сообщать об участии в иностранной организации. Сведения представляются по установленной форме в течение 10 рабочих дней со дня, когда плательщик стал участником в иностранной организации.

Форма сообщения плательщика об участии в иностранной организации утверждена постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 26.04.2013 № 14 «Об осуществлении налоговыми органами административных процедур и установлении форм документов» (приложение 30-1).

С декабря 2019 года реализован функционал, позволяющий плательщикам информировать налоговые органы в электронной форме об участии в иностранной организации.

Обращаем внимание, что непредставление в установленный срок плательщиком в налоговый орган документов и иных сведений, которые он обязан представлять в соответствии с налоговым законодательством, может повлечь меры административной ответственности по части 1 статьи 13.8 КоАП.

13/03/2020 11:03

При осуществлении контрольной (надзорной) деятельности налоговыми органами приоритетным направлением является использование мер профилактического и предупредительного характера.

Указом Президента Республики Беларусь от 26.07.2012 №332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» впервые введена новая форма контрольной (надзорной) деятельности - мониторинг.

Основная цель мониторинга - создание партнерских взаимоотношений налоговых органов и плательщиков путем своевременного реагирования и предупреждения действий (операций), которые могут привести к нарушениям налогового и иного законодательства, контроль за выполнением которого осуществляется налоговым органом.

Мониторинг носит в большей степени профилактический характер, нежели карательный.

Если в процессе мониторинга выявляются нарушения, контролирующий орган вправе дать субъекту хозяйствования письменные рекомендации и возможность исправить нарушение, не применяя штрафные санкции. И только в случае невыполнения этих рекомендаций в рамках мониторинга могут быть применены меры административной ответственности. То есть такая форма контроля дает возможность субъектам хозяйствования исправить нарушения и совершенно законно избежать санкций.

Инспекцией МНС по Брестскому району за 2019 год проведены мониторинги у 49 субъектов хозяйствования, в том числе: индивидуальных предпринимателей -29, организаций- 20.

В ходе проведения мониторинга выявлены нарушения у 24 субъектов. По результатам мониторинга 37 субъектам хозяйствования инспекцией направлены рекомендации по устранению выявленных нарушений.

Таким образом, мониторинг направлен не на то, чтобы поймать кого-то за руку и наказать, а на то, чтобы контролировать соблюдение законодательства, взаимодействуя с субъектами предпринимательской деятельности. Другими словами, мониторинг это не слежка, а диалог государства с бизнес-сообществом в виде рекомендаций. При этом главная задача - добиться исполнения налоговых обязательств в полном объеме.

05/03/2020 15:03
Инспекция МНС по Брестскому району напоминает о необходимости исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость субъектами хозяйствования, осуществляющими ввоз товаров из государств – членов ЕАЭС (далее – НДС). Порядок взимания косвенных налогов при импорте...
05/03/2020 15:03
Автомобили-такси и водители автомобилей-такси, осуществляющие перевозки пассажиров под брендами «Яндекс. Такси» и «Uber», должны соответствовать требованиям Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь...
05/03/2020 15:03
Порядок исчисления и уплаты единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – ЕН) определен главой 33 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК). ЕН относится к особому режиму налогообложения....
05/03/2020 15:03
Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь принято Постановление от 29 ноября 2019 г. № 819/16 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее –...
17/02/2020 06:02

Президентом Республики Беларусь подписан Указ от 31.12.2019 № 503 "О налогообложении" (далее - Указ). Основные положения Указа № 503 вступают в силу с 1 января 2020 года, но по некоторым операциям Указ распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2019 года.

Принятым Указом, в частности, с 2020 года установлена ставка налога на прибыль при налогообложении прибыли, полученной форекс-компанией, Национальным форекс-центром от деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами в размере 25%.

С 2020 года организации, использующие труд инвалидов, освобождают от налогообложения налогом на прибыль валовую прибыль (кроме прибыли, полученной от торгово-закупочной и посреднической деятельности, а также доходов от сдачи имущества в аренду (передачи в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом), если численность инвалидов в них в среднем за период составляет не менее 30% численности работников в среднем за этот же период.

Ранее для применения льготы этот показатель численности инвалидов должен был составлять не менее 50% численности.

В целях упрощения налогового администрирования и сокращения трудозатрат Указом установлено, что затраты на оплату стоимости израсходованного топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования включаются в состав нормируемых затрат при исчислении налога на прибыль в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию.

С 1 января 2020 года единовременная выплата (пособие) на оздоровление, осуществляемая работникам бюджетных организаций в соответствии с законодательством, оплата труда которых производится за счет внебюджетных средств от приносящей доходы деятельности, включается в состав затрат по производству и реализации при исчислении налога на прибыль.

Указом №503 установлено, что для целей налогообложения не признается реализацией безвозмездная передача имущества (работ, услуг), переданного и принятого в соответствии с законодательством, Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам в лице государственных органов и иных юридических лиц. Данная норма распространяется на отношения, возникшие с 15 мая 2019 года.

Указанные положения на налогообложение налогом на прибыль не повлияли, поскольку безвозмездная передача в госсобственность независимо от того, признается она реализацией или нет, не учитывается при налогообложении прибыли с 1 января 2019 года на основании положений главы 16 Налогового кодекса.

Также пунктом 13 Указа предусмотрено внесение изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 2008 г. № 280 «О включении страховых взносов по видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг)», в соответствии с которыми организациям-страхователям предоставлено право включать в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении, в том числе страховые взносы по добровольному страхованию имущества юридического лица, сданного в аренду (переданного в финансовую аренду (лизинг)), а также товаров, предназначенных для реализации. Эти изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2019 года.

10/02/2020 07:02

В зависимости от условий обучения студентов в вузах для их родителей предусматриваются социальный налоговый вычет в соответствии со статьей 210 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Воспользовавшись правом на социальный налоговый вычет, плательщики подоходного налога могут уменьшить облагаемый подоходным налогом доход.

Получение платного образования дает студенту (если он состоит в трудовых отношениях) либо его близким родственникам право на применение такого вычета.

К лицам, состоящим в отношениях близкого родства, относятся родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки, супруг.

Обязательным условием предоставления данного вычета является получение студентом первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования в вузах Республики Беларусь.

К вычету принимаются расходы за обучение и суммы, направленные на погашение кредитов (займов), фактически израсходованных на получение обучения.

Социальный вычет предоставляется в сумме, уплаченной в течение налогового периода (календарного года) за обучение.

Чтобы воспользоваться социальным налоговым вычетом, необходимо представить перечень документов организации, являющейся местом основной работы и источником выплаты доходов плательщику - в течение календарного года, налоговому органу - по окончании календарного года.

Начало действия вычета - с месяца осуществления расходов по уплате за обучение; погашение кредита (займа), израсходованного на получение образования.

Если в текущем календарном году социальный вычет на обучение не применялся или использовался не полностью, то неиспользованные суммы переносятся на последующие годы до полного их использования.

Социальным вычетом можно воспользоваться в ситуации, когда лицо, обучавшееся за счет средств бюджета, отказывается от распределения и возмещает (само или его супруг (супруга), близкие родственники, опекуны или попечители) средства, затраченные государством на подготовку специалиста.

Не принимаются к вычету суммы, уплаченные за:

- пересдачу зачетов, экзаменов, курсовых работ и т.п.;

- дополнительные услуги, которые оказывают учреждения образования на основании договоров об оказании дополнительных услуг, т.е. услуг, оказываемых дополнительно сверх учебной программы, предусмотренной договором на подготовку специалиста (рабочего, служащего) на платной основе (например, на основании договора на оказание услуг по обучению дополнительному иностранному языку).

Социальный вычет предоставляется на основании следующих документов:

справки (ее копии) учреждения образования Республики Беларусь, подтверждающей, что плательщик или его близкий родственник, его подопечный является (являлся) обучающимся учреждения образования и получает (получал) первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование, с указанием периода получения образования;

копии договора о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе, заключенного с учреждением образования Республики Беларусь;

копии приказа (выписки из него) руководителя учреждения образования Республики Беларусь о стоимости обучения (ее изменении) за соответствующий период обучения - в случае отсутствия стоимости обучения в договоре о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе;

копий свидетельства о заключении брака, свидетельства о рождении ребенка (детей), документов, подтверждающих степень близкого родства, выписки из решения органов опеки и попечительства - при осуществлении расходов на получение образования соответственно лиц, состоящих в отношениях близкого родства, подопечных, в том числе бывших ранее подопечными;

документов, подтверждающих фактическую оплату услуг в сфере образования, погашение (возврат) кредитов, займов (включая проценты по ним);

копии кредитного договора - при получении кредитов банков на оплату первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования;

копии договора займа - при получении заемных средств от белорусских организаций или белорусских индивидуальных предпринимателей;

справки о доходах физических лиц по установленной форме, иных документов, подтверждающих получение дохода, - при предоставлении социального налогового вычета налоговым органом.

К списку новостей