Согласно пункта 2 статьи 324 Налогового кодекса Республики Беларусь не вправе применять упрощенную систему:
организации и индивидуальные предприниматели:
- производящие подакцизные товары;
- реализующие (в том числе по договорам комиссии, поручения и иным аналогичным гражданско-правовым договорам) ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней;
- реализующие имущественные права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг (фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания и другое);
- являющиеся резидентами свободных (особых) экономических зон, специального туристско-рекреационного парка "Августовский канал", Парка высоких технологий, Китайско-Белорусского индустриального парка "Великий камень";
- сдающие в аренду (передающие в финансовую аренду (лизинг)), предоставляющие в иное возмездное или безвозмездное пользование капитальные строения (здания, сооружения), их части, не находящиеся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления, если иное не установлено настоящим подпунктом.
Сдача в аренду (передача в финансовую аренду (лизинг)), предоставление в иное возмездное или безвозмездное пользование имущества, являющегося общей собственностью, лицом, управляющим этим имуществом, либо садоводческим товариществом (гаражным кооперативом, дачным кооперативом, кооперативом, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок), не лишает такие лицо, товарищество (кооператив) права применения упрощенной системы.
Положения части первой настоящего подпункта не распространяются на организации, зарегистрированные в установленном законодательством порядке в качестве научно-технологических парков, инкубаторов малого предпринимательства;
- являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности);
- осуществляющие операции (деятельность) с цифровыми знаками (токенами) по их приобретению (добыче, получению), отчуждению (передаче, размещению, использованию), иные чем отчуждение (приобретение) цифровых знаков (токенов) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги и обмен их на иные цифровые знаки (токены).
А также организации, осуществляющие:
- лотерейную деятельность (организаторы лотереи);
- деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр;
- деятельность в сфере игорного бизнеса;
- риэлтерскую деятельность;
- страховую деятельность (страховые организации (страховщики)), посредническую деятельность по страхованию (страховые брокеры, страховые агенты);
- банковскую деятельность (банки);
организации, являющиеся:
- профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
- участниками холдинга;
- микрофинансовыми организациями;
- инвестиционными фондами, специализированными депозитариями инвестиционного фонда, управляющими организациями инвестиционного фонда;
- плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции либо единого налога на вмененный доход;
- унитарные предприятия (за исключением унитарных предприятий некоммерческих организаций Республики Беларусь), собственником имущества которых являются юридическое лицо, Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица;
- коммерческие организации, более 25 процентов акций (долей в уставном фонде) которых принадлежит:
одной или в совокупности нескольким другим организациям (за исключением некоммерческих организаций Республики Беларусь);
Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (административно-территориальным единицам).
На применении льгот по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в соответствии со статьей 340 Налогового кодекса Республики Беларусь имеют право следующие категории плательщиков:
- физические лица, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей в виде снижении ставки на 25 процентов в первые три месяца начиная с месяца, в котором индивидуальным предпринимателем начата предпринимательская деятельность, включая последний день месяца, в котором истекает право на льготу;
- плательщики - пенсионеры по возрасту в виде снижении ставки на 20 процентов начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу на основании пенсионного удостоверения;
- плательщики-инвалиды в виде снижения ставки на 20 процентов начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, на основании удостоверения инвалида или пенсионного удостоверения, в котором указаны сведения о соответствующей группе инвалидности и сроке, на который она установлена;
- плательщики - родители (усыновители, удочерители) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет в виде снижения ставки на 20 процентов начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, включая последний день месяца, в котором утрачено такое право, на основании документа, удостоверяющего личность, и удостоверения многодетной семьи;
- плательщики - родители (усыновители, удочерители), воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет в виде снижения ставки на 20 процентов начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, включая последний день месяца, в котором ребенок-инвалид достиг восемнадцатилетнего возраста, на основании документа, удостоверяющего личность, и удостоверения ребенка-инвалида;
- плательщики - родители (усыновители, удочерители), являющихся инвалидами I и II группы и воспитывающих несовершеннолетних детей и (или) детей, получающих образование в дневной форме получения образования, - на 100 процентов начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, включая последний день месяца, в котором утрачено такое право. Указанная льгота предоставляется при условии, что супруг (супруга) (при его (ее) наличии) плательщика также является инвалидом I или II группы. Льгота предоставляется на основании удостоверений инвалида или пенсионных удостоверений, в которых указаны сведения о соответствующей группе инвалидности, копии свидетельства о рождении ребенка и (или) справки (ее копии) о том, что ребенок является обучающимся и получает образование в дневной форме получения образования.
Документы, подтверждающие право на льготу по единому налогу, представляются индивидуальными предпринимателями одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по единому налогу за первый отчетный период налогового периода, в котором налоговая льгота была первоначально использована.Что можно делать не регистрируясь индивидуальным предпринимателем (далее – ИП):
1. Кладку (ремонт) печей и каминов.
2. Устройство покрытий пола и облицовку стен.
3. Отделочные работы:
- штукатурные,
- малярные,
- стекольные,
- оклеивание стен обоями.
Другие строительные работы, например электромонтажные, сантехнические, устройство потолков, нельзя выполнять без регистрации ИП.
Обязательные условия:
Физическое лицо может выполнять указанные работы без регистрации ИП при одновременном выполнении следующих условий:
1) не являться иностранцем, временно проживающим и временно пребывающим в Беларуси;
2) осуществлять работы самим, не привлекая иных лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам;
3) выполнять работы не для юридических, а для физических лиц, т.е. граждан;
4) выполнять работы, удовлетворять нужды исключительно личные, бытовые, семейные и иные, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Для осуществления указанных видов деятельности физическому лицу необходимо:
- Определиться с видом осуществляемой деятельности и периодом осуществления.
- Подать в налоговый орган письменное уведомление или уведомление через личный кабинет плательщика с указанием видов деятельности, которые предполагает осуществлять физическое лицо, видов товаров, формы оказания услуг, а также периода осуществления деятельности и места осуществления деятельности.
- При наличии права на использование льготы по единому налогу одновременно с уведомлением представить в налоговый орган по месту жительства документы, подтверждающие такое право.
- Произвести уплату единого налога, сумму которого рассчитает налоговый орган на основании представленного физическим лицом уведомления.
Срок уплаты единого налога.
Единый налог уплачивается не позднее дня, предшествующего дню начала осуществления деятельности, признаваемой объектом налогообложения единым налогом.
Льготы по единому налогу:
- Ставки единого налога снижаются на 20 процентов для плательщиков: пенсионеров по возрасту(при представлении пенсионного удостоверения); инвалидов (при представлении удостоверения инвалида или пенсионного удостоверения, в котором указаны сведения о соответствующей группе инвалидности и сроке, на который она установлена); родителей (усыновителей, удочерителей) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет (при представлении документа, удостоверяющего личность, и удостоверения многодетной семьи); родителей (усыновителей, удочерителей), воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, (при представлении документа, удостоверяющего личность, и удостоверения ребенка-инвалида);
- На 45 процентов при наличии права на снижение установленной ставки единого налога одновременно по нескольким вышеуказанным основаниям;
- На 100 процентов для родителей (усыновителей, удочерителей), являющихся инвалидами I и II группы и воспитывающих несовершеннолетних детей и (или) детей, получающих образование в дневной форме получения образования, при условии, что супруг (супруга) (при его (её) наличии) плательщика также является инвалидом I или II группы (при представлении удостоверений инвалида или пенсионных удостоверений, содержащих данные о назначении их владельцам соответствующей группы инвалидности, копии свидетельства о рождении ребенка и (или) справки (ее копии) о том, что ребенок является обучающимся и получает образование в дневной форме получения образования).
Подробную информацию можно получить в инспекции МНС по месту жительства (регистрации) либо по телефонам: 28-53-06; 21-24-71; 21-24-53, 28-53-45.Организации, применяющие в текущем году общий порядок налогообложения, имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения с начала следующего календарного года при одновременном соблюдении следующих условий:
- численность работников организации в среднем за январь - сентябрь текущего года равна не более 100 человек;
- валовая выручка нарастающим итогом за девять месяцев текущего года составляет не более 1465565 руб.;
- организация не занимается видами деятельности, при осуществлении которых запрещен переход на упрощенную систему налогообложения;
- после 1 января текущего года ею не осуществлялся переход с упрощенной системы налогообложения на общий порядок налогообложения или на применение иного особого режима налогообложения.
Организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения с 2020 года, должны в срок с 1 октября по 31 декабря 2019 года, представить в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о переходе на упрощенную систему по установленной форме.
Если впервые зарегистрированная организация желает применять упрощенную систему налогообложения, то уведомление представляется в течение 20 рабочих дней со дня государственной регистрации.
В данном уведомлении указываются валовая выручка нарастающим итогом за первые девять месяцев года, предшествующего году перехода на упрощенную систему налогообложения, и численность работников организации в среднем за данный период и в разрезе месяцев этого периода.
Если организация уведомила налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01 января 2020 года, а потом передумала, то она может отказаться от ее применения. Для этого ей необходимо представить в налоговый орган уведомление об отказе от упрощенной системы налогообложения до 20 февраля 2020 года.
Более подробную информацию можно получить в ИМНС по Брестскому району по адресу г. Брест, ул. Наганова,10 или по телефону 212483.
Существуют случаи когда индивидуальные предприниматели наряду с принятой основной системой налогообложения обязаны по отдельным доходам исчислять и уплачивать налоги с применением иного порядка налогообложения.
Так, к примеру, если индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения у него возникает обязанность в исчислении налогов в общеустановленном порядке по следующим доходам:
- в отношении доходов, получаемых от коммерческих организаций, где индивидуальный предприниматель является физическим лицом - участником, собственником имущества коммерческих организаций (за исключением акционерных обществ);
- в отношении доходов, получаемых от коммерческих организаций, где индивидуальные предприниматели являются супругами, родителями (усыновителями, удочерителями), детьми (в том числе усыновленными, удочеренными) участников, собственников имущества коммерческих организаций (за исключением акционерных обществ).
В случае если индивидуальный предприниматель является плательщиком единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц ему следует помнить, что данная система налогообложения не может применяться при осуществлении:
- реализации товаров (работ, услуг) организациям и индивидуальным предпринимателям, за исключением продажи товаров, отнесенных к группам товаров, указанным в подпункте 1.2 пункта 1 статьи 337 Налогового Кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями), при осуществлении розничной торговли в порядке, установленном законодательством, а также при реализации товаров (работ, услуг) потребителям на основании договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров;
- деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).
В связи с вышеизложенным, индивидуальные предприниматели по различным видам доходов могут одновременно применять несколько систем налогообложения.Единый налог является обязательным режимом налогообложения, который распространяется на организации и начало применения которого обусловлено осуществлением деятельности по оказанию услуг по техническому обслуживанию и (или) ремонту автомототранспортных средств и (или) их компонентов (далее - услуги по обслуживанию и ремонту) и наличием списочной численности работников организации за месяц не более 15 человек.
При этом подпунктом 5.3 пункта 5 статьи 378 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее- НК) определен перечень услуг, которые относятся к услугам по обслуживанию и ремонту. Помимо прямо поименованных в перечне к услугам по обслуживанию и ремонту также относятся услуги, которые в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 "Классификатор продукции по видам экономической деятельности", утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. №83, классифицируются в классе 45.20 "Услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств" и категории 45.40.5 "Услуги по техническому обслуживанию и ремонту мотоциклов".
В случае если организация выполняет работы по мойке, полировке лакокрасочного покрытия воском (тефлоном), уборке автомототранспортных средств или их компонентов и не оказывает иные услуги, относимые к услугам по обслуживанию и ремонту, то обязанности исчислять и уплачивать единый налог у такой организации не возникает. Однако если помимо работ по мойке, полировке лакокрасочного покрытия воском (тефлоном), уборке автомототранспортных средств или их компонентов организация также оказывает иные услуги по обслуживанию и ремонту, относимые к таковым в соответствии с подпунктом 5.3 пункта 5 статьи 378 НК, то с 1-го числа месяца, за который списочная численность работников организации составит не более 15 человек и в котором осуществлялись эти услуги, организация обязана начать применение единого налога в отношении всех услуг по обслуживанию и ремонту, включая мойку, полировку лакокрасочного покрытия воском (тефлоном), уборку автомототранспортных средств или их компонентов.
Плательщики единого налога при одновременном осуществлении иной деятельности кроме оказания услуг по обслуживанию и ремонту и (или) осуществлении внереализационных операций в отношении этой иной деятельности и внереализационных операций уплачивают налоги в общеустановленном порядке. При этом они обязаны обеспечить раздельный учет выручки от реализации услуг по обслуживанию и ремонту и затрат по производству и реализации этих услуг.
Следует отметить, что обороты по реализации услуг по обслуживанию и ремонту, оказанных плательщиком единого налога, не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС). При этом с 2019 г. плательщику предоставлено право исчислять и уплачивать НДС в календарном году в отношении оборотов по реализации услуг по обслуживанию и ремонту в случае принятия им такого решения, которое должно быть отражено в его учетной политике. В таком случае исчисление и уплата НДС производятся в течение всего периода применения единого налога в календарном году в отношении всех оборотов по реализации услуг по обслуживанию и ремонту.
Налоговая база для определения единого налога представляет собой денежное выражение дохода от оказания услуг по обслуживанию и ремонту. Доходом от оказания услуг по обслуживанию и ремонту признается сумма вмененного дохода за налоговый период и выручки от реализации услуг по обслуживанию и ремонту за налоговый период в размере, превышающем вмененный доход за налоговый период.
С 2019 г. базовая доходность рассчитывается путем деления ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, установленной согласно приложению 24 к НК.
При этом НК предоставляет право областным Советам депутатов уменьшать либо увеличивать базовую доходность.
Следует помнить, что при принятии местными Советами депутатов решения об отмене ранее принятого решения либо принятии решения о корректировке базовой доходности в ином размере исчисление и уплата единого налога исходя из ранее установленного размера базовой доходности прекращаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие решения вступили в силу.
Порядок применения базовой доходности для исчисления единого налога с учетом принятых местными Советами депутатов решений отражен в таблице.
Ставка единого налога составляет 5%, налог исчисляется ежемесячно без нарастающего итога.
Налоговая декларация (расчет) по единому налогу на вмененный доход (далее - декларация по единому налогу) за налоговые периоды 2019 г. представляется по форме согласно приложению 22 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 января 2019 г. №2 "Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей". Срок представления декларации по единому налогу - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В целях упрощения налогового администрирования с 1 января 2019 года в приложении 24 к Налоговому кодексу Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее - НК) для каждого региона установлены конкретные размеры ставок единого налога по каждому виду деятельности. При этом Минскому городскому и областным Советам депутатов предоставлено право уменьшить установленные НК ставки, но не более чем в 2 раза.
В переходный период, плательщики производят исчисление и уплату единого налога по наименьшей из ставок единого налога, установленных для осуществляемого вида деятельности решением Брестского областного Совета депутатов от 16.12.2016 № 218 «Об установлении ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и признании утратившими силу решений Брестского областного Совета депутатов от 3 марта 2016 г. N 145 и от 27 сентября 2016 г. N 191» (далее – решение № 218) либо в приложении 24 к НК.
Обращаем внимание, что частью второй пункта 1 решения № 218 установлен понижающий коэффициент в размере 0,5 к ставкам единого налога для индивидуальных предпринимателей, проживающих и осуществляющих деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на территории Брестской области, за исключением городов Барановичи, Бреста, Пинска.
В связи с этим, индивидуальные предприниматели, имеющие право на применение понижающего коэффициента 0,5 к ставкам единого налога, вправе при определении наименьшей ставки единого налога учитывать ставку единого налога, установленную решением № 218 с учетом понижающего коэффициента.
В отношении новых видов деятельности, по которым ставки единого налога ранее не были установлены, исчисление и уплата единого налога производится плательщиками исходя из ставок, установленных НК для соответствующего вида деятельности.