Президентом Республики Беларусь подписан Указ от 31.12.2019 № 503 "О налогообложении" (далее - Указ). Основные положения Указа № 503 вступают в силу с 1 января 2020 года, но по некоторым операциям Указ распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2019 года.
Принятым Указом, в частности, с 2020 года установлена ставка налога на прибыль при налогообложении прибыли, полученной форекс-компанией, Национальным форекс-центром от деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами в размере 25%.
С 2020 года организации, использующие труд инвалидов, освобождают от налогообложения налогом на прибыль валовую прибыль (кроме прибыли, полученной от торгово-закупочной и посреднической деятельности, а также доходов от сдачи имущества в аренду (передачи в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом), если численность инвалидов в них в среднем за период составляет не менее 30% численности работников в среднем за этот же период.
Ранее для применения льготы этот показатель численности инвалидов должен был составлять не менее 50% численности.
В целях упрощения налогового администрирования и сокращения трудозатрат Указом установлено, что затраты на оплату стоимости израсходованного топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования включаются в состав нормируемых затрат при исчислении налога на прибыль в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию.
С 1 января 2020 года единовременная выплата (пособие) на оздоровление, осуществляемая работникам бюджетных организаций в соответствии с законодательством, оплата труда которых производится за счет внебюджетных средств от приносящей доходы деятельности, включается в состав затрат по производству и реализации при исчислении налога на прибыль.
Указом №503 установлено, что для целей налогообложения не признается реализацией безвозмездная передача имущества (работ, услуг), переданного и принятого в соответствии с законодательством, Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам в лице государственных органов и иных юридических лиц. Данная норма распространяется на отношения, возникшие с 15 мая 2019 года.
Указанные положения на налогообложение налогом на прибыль не повлияли, поскольку безвозмездная передача в госсобственность независимо от того, признается она реализацией или нет, не учитывается при налогообложении прибыли с 1 января 2019 года на основании положений главы 16 Налогового кодекса.
Также пунктом 13 Указа предусмотрено внесение изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 2008 г. № 280 «О включении страховых взносов по видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг)», в соответствии с которыми организациям-страхователям предоставлено право включать в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении, в том числе страховые взносы по добровольному страхованию имущества юридического лица, сданного в аренду (переданного в финансовую аренду (лизинг)), а также товаров, предназначенных для реализации. Эти изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2019 года.
В зависимости от условий обучения студентов в вузах для их родителей предусматриваются социальный налоговый вычет в соответствии со статьей 210 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Воспользовавшись правом на социальный налоговый вычет, плательщики подоходного налога могут уменьшить облагаемый подоходным налогом доход.
Получение платного образования дает студенту (если он состоит в трудовых отношениях) либо его близким родственникам право на применение такого вычета.
К лицам, состоящим в отношениях близкого родства, относятся родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки, супруг.
Обязательным условием предоставления данного вычета является получение студентом первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования в вузах Республики Беларусь.
К вычету принимаются расходы за обучение и суммы, направленные на погашение кредитов (займов), фактически израсходованных на получение обучения.
Социальный вычет предоставляется в сумме, уплаченной в течение налогового периода (календарного года) за обучение.
Чтобы воспользоваться социальным налоговым вычетом, необходимо представить перечень документов организации, являющейся местом основной работы и источником выплаты доходов плательщику - в течение календарного года, налоговому органу - по окончании календарного года.
Начало действия вычета - с месяца осуществления расходов по уплате за обучение; погашение кредита (займа), израсходованного на получение образования.
Если в текущем календарном году социальный вычет на обучение не применялся или использовался не полностью, то неиспользованные суммы переносятся на последующие годы до полного их использования.
Социальным вычетом можно воспользоваться в ситуации, когда лицо, обучавшееся за счет средств бюджета, отказывается от распределения и возмещает (само или его супруг (супруга), близкие родственники, опекуны или попечители) средства, затраченные государством на подготовку специалиста.
Не принимаются к вычету суммы, уплаченные за:
- пересдачу зачетов, экзаменов, курсовых работ и т.п.;
- дополнительные услуги, которые оказывают учреждения образования на основании договоров об оказании дополнительных услуг, т.е. услуг, оказываемых дополнительно сверх учебной программы, предусмотренной договором на подготовку специалиста (рабочего, служащего) на платной основе (например, на основании договора на оказание услуг по обучению дополнительному иностранному языку).
Социальный вычет предоставляется на основании следующих документов:
справки (ее копии) учреждения образования Республики Беларусь, подтверждающей, что плательщик или его близкий родственник, его подопечный является (являлся) обучающимся учреждения образования и получает (получал) первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование, с указанием периода получения образования;
копии договора о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе, заключенного с учреждением образования Республики Беларусь;
копии приказа (выписки из него) руководителя учреждения образования Республики Беларусь о стоимости обучения (ее изменении) за соответствующий период обучения - в случае отсутствия стоимости обучения в договоре о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе;
копий свидетельства о заключении брака, свидетельства о рождении ребенка (детей), документов, подтверждающих степень близкого родства, выписки из решения органов опеки и попечительства - при осуществлении расходов на получение образования соответственно лиц, состоящих в отношениях близкого родства, подопечных, в том числе бывших ранее подопечными;
документов, подтверждающих фактическую оплату услуг в сфере образования, погашение (возврат) кредитов, займов (включая проценты по ним);
копии кредитного договора - при получении кредитов банков на оплату первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования;
копии договора займа - при получении заемных средств от белорусских организаций или белорусских индивидуальных предпринимателей;
справки о доходах физических лиц по установленной форме, иных документов, подтверждающих получение дохода, - при предоставлении социального налогового вычета налоговым органом.Электронный счет-фактура (далее – ЭСЧФ) – обязательный электронный документ для всех плательщиков НДС. Он служит основанием для принятия плательщиком сумм НДС к вычету и является источником сведений об исчисленных и (или) подлежащих вычету суммах НДС, представляемых в налоговые органы.
ЭСЧФ создается только в электронном виде и участвует в электронном документообороте между продавцами и покупателями, осуществляемом через Портал электронных счетов-фактур.
Обязанность выставления ЭСЧФ возникает у плательщика:
- по оборотам при реализации объектов, признаваемым объектом обложения НДС;
- по оборотам по реализации объектов, не признаваемым объектом обложения НДС, но подлежащим отражению в декларации по НДС;
- при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь;
- при исчислении НДС при реализации на территории Беларуси объектов нерезидентами, не состоящими на учете в белорусских налоговых органах (по статье 114 Налогового Кодекса Республики Беларусь (далее – НК);
- при передаче налоговых вычетов (по статье 133 НК);
- при предъявлении (выделении) сумм НДС покупателям объектов в порядке, установленном ст.130 НК;
- в иных случаях, установленных ст.131 НК.
Так, по результатам камерального контроля за 2019г. инспекцией в адрес субъектов хозяйствования направлено 414 уведомлений, из них 392 плательщика представили пояснения и уточненные налоговые декларации (расчеты). Сумма налогов к доплате составила 495141,6 руб. Уменьшена разница между общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и суммой налоговых вычетов в размере 1322852,5 руб.
Кроме того, 5 субъектов хозяйствования привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 13.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за не выставление (несвоевременное выставление) и не направление (несвоевременное направление) на Портал электронных счетов-фактур.
Инспекция МНС по Брестскому району призывает всех плательщиков самостоятельно проводить предварительный контроль, который позволит избежать отклонений при проведении камерального контроля декларации по НДС в сопоставлении с данными ЭСЧФ. Таким образом можно себя уберечь от получения уведомления из налоговой инспекции, а также от необходимости давать пояснения о причинах отклонений.
В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь вступившим в силу с 01.01.2019 налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц за 2019 год не позднее 31 марта 2020 года, обязаны представить физические лица – налоговые резиденты Республики Беларусь, получившие следующие доходы:
- полученные за границей или из-за границы;
- от продажи (мены, ренты) в течение 5 лет – второй квартиры второго жилого дома, второго гаража, второго земельного участка, второго садового домика, второго не завершенного строительством капитального строения (здания, сооружения), расположенного на земельном участке, предоставленном для строительства и обслуживания жилого дома, садоводства, дачного строительства;
- от продажи более одного легкового автомобиля в течение календарного года;
- полученные от сдачи в аренду жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, в размере, превышающем 6569 белорусских рублей;
- полученные от продажи одного автомобиля, общая масса которого превышает 3,5 тонны или число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, превышает 8, или другого механического транспортного средства;
- доходы, полученные от физических лиц по договорам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, в результате дарения или в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно в размере, превышающем 6569 белорусских рублей;
- доходы в виде безвозмездной (спонсорской) помощи, а также поступивших на благотворительный счет, открытый в банке, пожертвований, полученных инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в размере, превышающем, 13 128 белорусских рублей;
- доходы в виде страховых взносов, возвращенных при расторжении до истечения трехлетнего периода договоров добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключавшихся сроком на три и более года, в случае получения в отношении сумм таких взносов социального налогового вычета.
Предоставить налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц можно электронным способом через Личный кабинет плательщика и в инспекцию МНС по Брестскому району по адресу: г. Брест, ул. Наганова, 10.
Более подробную информацию по данному вопросу можно получить по телефонам: 28-53-06, 21-24-53, 21-24-71, 28-53-45.
Прием налоговых деклараций (расчетов) будет осуществляться в рабочие дни до 31 марта 2020 года с 8.00 до 19.00, а также 21 и 28 марта 2020 года с 9.00 до 13.00 часов в инспекции МНС по Брестскому району по адресу: г. Брест, ул. Наганова, 10, каб.209, 211, 205.Налог на недвижимость.
С 1 января 2019 года вступила в силу новая редакция Налогового кодекса Республики Беларусь (далее -НК), согласно которой внесен ряд изменений в исчислении налогов.
Так, при исчислении налога на недвижимость из состава объектов налогообложения исключены здания, сооружения и передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства. То есть с 2019 года не требуется исчислять налог на недвижимость по таким объектам строительства.
Кроме того, в перечне объектов налогообложения у организаций не указаны машино-места. Данный перечень включает только капстроения (здания, сооружения), их части (далее - капстроение). Однако, как и прежде, машино-места подлежат налогообложению.
С 2019 года при исчислении налога на недвижимость под капстроением понимают объект, классифицируемый в соответствии с законодательством для целей определения нормативных сроков службы ОС как здание, сооружение или передаточное устройство.
Введены ставки налога на недвижимость в отношении капстроений, возведенных организациями после 1 января 2019 г.
Так, при исчислении налога на недвижимость в течение второго - пятого годов с момента приемки капстроения в эксплуатацию применяются дифференцированные ставки
Размер ставки, % |
Период с момента приемки капстроения в эксплуатацию |
0,2 |
В течение второго года (12 месяцев) |
0,4 |
В течение третьего года (12 месяцев) |
0,6 |
В течение четвертого года (12 месяцев) |
0,8 |
В течение пятого года (12 месяцев) |
Налог на недвижимость по новым ставкам исчисляется с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, на который приходится дата истечения годичного, двухлетнего, трехлетнего или четырехлетнего периода с даты приемки возведенного капстроения в эксплуатацию.
Местным Советам депутатов сохранено право на увеличение (уменьшение) ставок налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков. Вместе с тем предусматривается особый порядок установления коэффициентов
Отчетный год |
Коэффициент увеличения (уменьшения) ставки налога |
2019 |
До 2,5 раза |
2020 и последующие |
До 2 раз |
Так, с 2019 года увеличивающий коэффициент не будет применяться в отношении: организаций, признанных банкротами и находящихся в процедуре ликвидации; унитарных предприятий и учреждений общественных объединений инвалидов.
Кроме того, увеличение ставок по решениям местных Советов депутатов не предусматривается в отношении капстроений, по которым налог будет рассчитываться с применением дифференцированных ставок.
Земельный налог
Произошли изменения при определении земельного налога. Как и ранее, в большинстве случаев в качестве налоговой базы принимается кадастровая стоимость земельного участка на 1 января календарного года, за который исчисляется земельный налог. Кадастровая стоимость определяется в белорусских рублях и зависит от целевого назначения земельного участка (вида оценочной зоны). Вместе с тем, если кадастровая стоимость земельного участка за гектар небольшая (менее установленного порога), в качестве налоговой базы выступает площадь земельного участка.
С 2019 года изменен установленный порог в отношении земельных участков общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций. Так, при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 7770 белорусских рублей за гектар, земельный налог нужно рассчитывать исходя из площади земельных участков. Ранее порог составлял 5180 белорусских рублей за гектар.
Что касается земельных участков общественно-деловой зоны для размещения автомобильных рынков, игорных заведений и иных объектов, а также земельных участков других оценочных зон, то корректировка установленного порога в отношении них не проводилась.
В 2019 году предусмотрен следующий порядок определения налоговой базы:
- для участков, относимых к общественно-деловой зоне, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка в белорусских рублях на дату оценки такой зоны;
- для участков производственной зоны устанавливается кадастровая стоимость земельного участка в белорусских рублях, полученная путем пересчета действующей на 01.01.2018 кадастровой стоимости этой зоны, определенной в долларах США, по официальному курсу Нацбанка на 01.01.2016, проиндексированной на сложившийся индекс роста потребительских цен за 2017 год и прогнозные индексы роста потребительских цен на 2018 и 2019 годы;
- для участков жилой многоквартирной, жилой усадебной, включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы, и рекреационной зон устанавливается кадастровая стоимость в белорусских рублях, проиндексированная на прогнозные индексы роста потребительских цен на 2018 и 2019 годы.
Плательщикам земельного налога, как и прежде, не требуется самостоятельно определять кадастровую стоимость земельного участка. Сведения о ней по состоянию на 01.01.2019 можно получить из регистра стоимости Национального кадастрового агентства (http://vl.nca.by).
В НК-2019 изменена структура главы "Земельный налог". В частности, порядку определения ставок земельного налога отведена одна общая ст. 241 НК. Напомним, что ранее ставки налога устанавливались ст. 196 - 201 НК в разрезе категорий земель.
Однако в отношении некоторых земельных участков произведена корректировка размера ставок налога.
Так, для земельных участков общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, по которым в качестве налоговой базы применяется его кадастровая стоимость, установлена ставка в размере 2% (ранее - 3%) (приложение 6 к НК-2019).
Кроме того, проведена ежегодная индексация ставок налога на сельхозземли сельхозназначения и средних ставок налога по районам республики.
Также увеличена ставка налога на земли сельхозназначения, занятые капстроениями и другими объектами, с 0,84 до 0,88 белорусских рублей за гектар.
Введены новые коэффициенты к ставке налога в отношении земельных участков (их частей), на которых расположены капстроения (здания, сооружения), их части (далее - капстроение), возведенные организациями после 1 января 2019 года .
Так, при исчислении земельного налога по указанным земельным участкам в течение второго - пятого годов с момента приемки капстроений в эксплуатацию применяются дифференцированные коэффициенты к годовой ставке:
Размер коэффициента к ставке |
Период с момента приемки капстроения в эксплуатацию |
0,2 |
В течение второго года (12 месяцев) |
0,4 |
В течение третьего года (12 месяцев) |
0,6 |
В течение четвертого года (12 месяцев) |
0,8 |
В течение пятого года (12 месяцев) |
Обращаем внимание, что с 2019 года земельные участки (их части), на которых расположены впервые введенные в действие капстроения, освобождаются от земельного налога в течение одного года с даты приемки этих капстроений в эксплуатацию. Такая льгота ранее не применялась.
С 2019 года не применяется увеличение ставки земельного налога:
- в 2 раза - в случае нахождения на земле сверхнормативного объекта строительства;
- 10 раз - в случае нарушения порядка землепользования (несвоевременный возврат земли, полученной во временное пользование; самовольное занятие земли; ее нецелевое использование).
Местным Советам депутатов сохранено право на увеличение (уменьшение) ставок земельного налога отдельным категориям плательщиков. При этом в качестве местных Советов депутатов выступают областные Советы депутатов или по их поручению местные Советы депутатов базового территориального уровня и Мингорсовет. Предусмотрен особый порядок установления коэффициентов:
Отчетный год |
Коэффициент увеличения (уменьшения) ставок налога |
2019 |
До 2,5 раз |
2020 и последующие годы |
До 2 раз |
С 2019 года увеличивающий коэффициент не будет применяться в отношении таких плательщиков, как:
- организации, признанные банкротами, в процедуре ликвидации;
- унитарные предприятия и учреждения общественных объединений инвалидов.
Также увеличение ставок по решениям местных Советов депутатов не предусматривается в отношении земельных участков, по которым к ставке налога применяются дифференцированные коэффициенты.
Как и ранее, бюджетные организации, передавшие в аренду капстроения, признаются плательщиками земельного налога за земельные участки, на которых находятся эти капстроения. Исключение составляют определенные.
Вместе с тем порядок исчисления налога в такой ситуации изменен. Так, с 2019 года бюджетные организации смогут исчислять земельной налог с 1-го числа месяца, следующего за месяцем передачи капстроения в аренду. Ранее им приходилось это делать начиная с 1-го числа месяца сдачи в аренду.
Кроме того, с 2019 года предусмотрено, что если дата передачи в аренду капстроений и дата их возврата приходятся на один и тот же календарный месяц, то бюджетные организации не будут признаваться плательщиками земельного налога.
Налог при упрощенной системе налогообложения
С 2019 года расширен круг плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения (далее-УСН) как за счет снятия некоторых ограничений для применения УСН, так и увеличения критериев валовой выручки.
Так, унитарные предприятия, собственником имущества которых является некоммерческая организация Республики Беларусь, с 2019 года вправе применять УСН.
Увеличились критерии валовой выручки как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей:
- для перехода на УСН со следующего календарного года организации, которые претендуют начать применение упрощенной системы, валовая выручка нарастающим итогом девяти месяцев составляет не более 1 465 565 белорусских рублей;
индивидуальные предприниматели, у которых валовая выручка нарастающим итогом за первые девять месяцев года, предшествующего календарному году, в котором они претендуют начать применение упрощенной системы, составляет не более 315 000 белорусских рублей.
- для применения УСН без НДС в течение календарного года валовая выручка организации нарастающим итогом в течение календарного года составила не более 1 337 415 белорусских рублей;
- для ведения учета в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения в течение календарного года размер валовой выручки которой нарастающим итогом с начала года не превышает 738 000 белорусских рублей.
С 2019 года не вправе применять УСН организации и ИП, осуществляющие операции с цифровыми знаками (токенами) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги и их обмен на иные цифровые знаки (токены).
В 2019 году в валовую выручку при сдаче недвижимого имущества в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), сдаче в наем жилых помещений не включаются суммы возмещаемых арендодателю (лизингодателю, наймодателю) расходов по приобретению коммунальных услуг.
С 01.01.2019 ограничено право на ведение учета в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения для плательщиков:
- обязанных в соответствии с актами Президента Республики Беларусь перечислять в бюджет часть прибыли (дохода);
- реализующих инвестиционные проекты в соответствии с заключенными с Республикой Беларусь инвестиционными договорами.
Более подробную информацию можно получить в ИМНС по Брестскому району по адресу: г. Брест, ул. Наганова, 10 или по телефону 21 24 83.Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (далее - единый налог) - особый режим налогообложения, порядок применения которого определен главой 34 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК).
Для целей применения единого налога под сельхозпродукцией понимается:
- продукция растениеводства, которая в соответствии с общегосударственным классификатором по видам экономической деятельности (далее - классификатор) классифицируется в группах 01.1 - 01.3 (за исключением продукции цветоводства и декоративных растений);
- продукция животноводства, которая классифицируется в соответствии с классификатором в группе 01.4;
- продукция рыбоводства, которая классифицируется в соответствии с классификатором в группе 03.0 и получена в результате разведения, выращивания и содержания в искусственных условиях.
Плательщиками единого налога являются организации, производящие сельхозпродукцию и осуществляющие первичную переработку льна, в части своей деятельности или деятельности своих обособленных подразделений (филиалов), исполняющих налоговые обязательства.
Кроме того, к плательщикам отнесены субъекты, которые не только производят сельхозпродукцию, но и одновременно ее перерабатывают.
В данном случае речь идет о переработке сельхозпродукции, произведенной организацией. То есть об использовании в качестве сырья собственной продукции, а не приобретенной (полученной) на стороне.
Критерием применения единого сельхозналога является удельный вес выручки от сельхоздеятельности в общей сумме выручки организации. Он должен составлять не менее 50 процентов.
К выручке от сельхоздеятельности относится не только выручка от реализации произведенной сельхозпродукции, но так же и выручка от реализации продуктов переработки данной сельхозпродукции в части, приходящейся на эту сельхозпродукцию
Организации, планирующие применять единый налог, должны уведомить налоговые органы о переходе на единый налог не позднее 1-го числа второго месяца такого квартала с которого планируется применять единый налог.
Ставка единого налога составляет один процент.
Сумма единого налога исчисляется нарастающим итогом за время применения этого налога в налоговом периоде как произведение налоговой базы и ставки единого налога.
Налоговая база по единому налогу определяется как денежное выражение валовой выручки. Валовой выручкой признается сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов.
Единый налог заменяет для плательщиков:
- налог на прибыль (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого в бюджет при исполнении обязанностей налогового агента). При этом сохраняется общий порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в отношении:
дивидендов, а также приравненных к дивидендам доходов, признаваемых таковыми;
прибыли от реализации (погашения) ценных бумаг;
прибыли от отчуждения доли (части доли) в уставном фонде (пая (части пая)) организации;
доходов, указанных в подпунктах 3.2, 3.3, 3.30 - 3.32 пункта 3 статьи 174 НК;
разниц, учитываемых при определении валовой прибыли в соответствии с частью первой пункта 7 статьи 167 и частью пятой пункта 3 статьи 178 НК;
- налог на недвижимость;
- земельный налог и арендную плату за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, районные, Минский городской и городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты, администрации свободных экономических зон (далее в настоящей главе - арендная плата за землю).
При этом сохраняется общий порядок исчисления и уплаты:
земельного налога за земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые;
земельного налога по всем объектам налогообложения этим налогом и арендной платы за землю по всем земельным участкам за календарный год, за который процентная доля выручки от реализации произведенных ею сельскохозяйственной продукции в общей выручке менее 50 процентов;
- экологический налог, за исключением экологического налога за захоронение отходов производства в случае приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения.
- сбор с заготовителей.
Роль некоммерческих организаций в жизни общества велика, поскольку именно они позволяют гражданам удовлетворять как материальные потребности, так и нематериальные. Некоммерческие организации обеспечивают реализацию и защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Организационно-правовые формы некоммерческих юридических лиц определяют статьи 46, 116 - 118, 120 и 121 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК). ГК предусматривает следующие организационные формы некоммерческих юридических лиц:
- потребительские кооперативы;
- общественные организации;
- религиозные организации;
- благотворительные или иные фонды;
- учреждения, ассоциации и союзы.
Как у любого субъекта хозяйствования, некоммерческие организации могут иметь обороты по реализации, как облагаемые, так и не облагаемые налогом на добавленную стоимость (далее - НДС).
Так, налоговая база НДС определяется исходя из всех поступлений плательщика, полученных им в денежной, натуральной и иных формах от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом при определении налоговой базы не учитываются полученные плательщиком средства, не связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 4 и 5 ст. 120 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее-НК).
Полученные некоммерческой организацией вступительные и членские взносы, установленные учредительными документами, не являются средствами, связанными с реализацией товаров, работ, услуг, имущественных прав, такие поступления не облагаются НДС.
Для целей исчисления НДС необходимо учитывать, что обороты по безвозмездной передаче членам некоммерческих организаций товаров (работ, услуг), приобретенных за счет членских взносов, а так же членам профсоюзной организации, являющимся работниками, состоящими в трудовых отношениях с нанимателем, товаров (работ, услуг), приобретенных за счет отчислений, получаемых профсоюзной организацией от нанимателя в соответствии с коллективным договором не признаются объектом налогообложения. Данная норма закреплена подпунктом 2.8 пункта 2 статьи 115 НК.
Обороты по безвозмездной передаче гражданам, не являющимся членами некоммерческих организаций, облагаются НДС в общеустановленном порядке.
Согласно п.п. 4.2 п.4 статьи 174 НК в состав доходов от внереализационных операций для целей налогообложения не включаются у бюджетных организаций, общественных и религиозных организаций (объединений), республиканских государственно-общественных объединений, иных некоммерческих организаций, созданных в соответствии с законодательством Республики Беларусь:
- вступительные, паевые и членские взносы в размерах, предусмотренных уставами и (или) учредительными договорами;
- денежные средства, полученные от участников (членов) в порядке предстоящего финансирования и (или) в порядке возмещения расходов на приобретение и (или) выполнение (оказание) работ (услуг) для этих участников (с учетом стоимости товаров, включенной в стоимость указанных работ (услуг), связанных с содержанием и эксплуатацией недвижимого имущества);
- товары (работы, услуги), имущественные права, денежные средства, безвозмездно полученные, при условии использования этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, денежных средств по целевому назначению, а в случае, если целевое назначение передающей стороной не определено, - на выполнение задач, определенных уставами и (или) учредительными договорами указанных организаций, объединений;
- доходы в виде процентов от хранения денежных средств, в указанных выше подпунктов, на текущих (расчетных) либо иных банковских счетах, а также от размещения этих денежных средств во вклады (депозиты).
При этом расходы организаций, покрытые за счет указанных в выше средств, не учитываются при определении облагаемой налогом прибыли.
При этом стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, суммы денежных средств, использованных не по целевому назначению, которые получены в рамках иностранной безвозмездной помощи, международной технической помощи, целевого финансирования (за исключением бюджетных средств) включаются в состав внереализационных доходов на дату использования не по целевому назначению и облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке (п.п. 3.19 п.3 статьи 174).
В соответствии с частью четвертой п. 3 статьи 46 ГК некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций, либо поскольку она необходима для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных в их учредительных документах, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности данных организаций. Для отдельных форм некоммерческих организаций законодательными актами могут быть установлены требования, предусматривающие их право на занятие предпринимательской деятельностью только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них.
Налогообложение доходов, полученных от предпринимательской деятельности, производится в общеустановленном порядке.
В соответствии с пунктом 6 статьи 132 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее-НК) предъявленные плательщику суммы налога на добавленную стоимость при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются налоговым вычетом в том отчетном периоде, на который приходится наиболее поздняя из следующих дат:
- дата отражения предъявленной суммы налога на добавленную стоимость в бухгалтерском учете по приобретенным, в том числе по безвозмездно полученным, товарам (работам, услугам), имущественным правам;
- дата отражения суммы налога на добавленную стоимость в книге покупок, если ведение книги покупок осуществляется плательщиком;
- дата подписания плательщиком электронно-цифровой подписью электронного счет -фактуры, являющегося основанием для вычета суммы налога на добавленную стоимость, либо одна из дат, выбранных плательщиком согласно части второй пункта 6 статьи 132 НК.
При подписании плательщиком электронной цифровой подписью электронных счетов -фактур:
не позднее даты представления налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость за отчетный период, в котором выполнены условия, установленные настоящей статьей для осуществления вычета сумм налога на добавленную стоимость, плательщик вправе произвести вычет сумм налога на добавленную стоимость за указанный отчетный период при условии, что дата совершения операции в электронном счете-фактуре приходится на этот же отчетный период;
после представления налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость за отчетный период, в котором выполнены условия, установленные настоящей статьей для осуществления вычета сумм налога на добавленную стоимость, и дата совершения операции в электронном счете-фактуре приходится на этот же отчетный период, плательщик вправе произвести вычет сумм налога на добавленную стоимость за тот отчетный период, срок представления налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость за который следует после подписания плательщиком электронной цифровой подписью электронных счетов-фактур (ч. 2 п. 6 ст. 132 НК).
Приближается Новый год и Рождество! Для всех зимние праздники - это время чудес! Время сказочных героев! И как же без Деда Мороза и Снегурочки? Во время новогодних праздников они пользуются особым спросом. Дед Мороз, Снегурочка и другие сказочные персонажи - частые гости на вечеринках и корпоративах.
Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестскому району в преддверии наступающих праздников рекомендует "играть по-честному"! Гражданам, желающим заработать на новогоднем настроении, нужно заплатить единый налог и только потом отправляться по визитам утренников, вечеринок и корпоративам!
Также в настоящее время такие виды деятельности, как:
* музыкально-развлекательное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий;
* деятельность актеров, танцоров, музыкантов, исполнителей разговорного жанра, выступающих индивидуально;
* предоставление услуг тамадой;
* деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения, Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения;
* фотосъемка, изготовление фотографий;
* видеосъемка
физические лица вправе осуществлять без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя при условии самостоятельного осуществления деятельности, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.
При принятии решения об оказании вышеупомянутых услуг следует:
- подать в налоговый орган письменное уведомление или уведомление через личный кабинет плательщика с указанием видов деятельности, которые предполагает осуществлять физическое лицо, видов товаров, формы оказания услуг, а также периода осуществления деятельности и места осуществления деятельности.
- уплатить единый налог (до начала предоставления услуг).
В Брестском районе и г. Бресте ставки единого налога для физических лиц в месяц по видам деятельности составляет: музыкально-развлекательное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий; деятельность актеров, танцоров, музыкантов, исполнителей разговорного жанра, выступающих индивидуально; предоставление услуг тамадой; деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения, с Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения в г. Бресте – 84,45 руб., в Брестском районе – 45,04 руб.; фотосъемка, изготовление фотографий в г. Бресте – 82,20 руб., в Брестском районе – 42,79 руб., видеосъемки событий в г. Бресте – 86,70 руб., в Брестском районе – 56,30 руб.
Подробную информацию можно получить в инспекции МНС по месту жительства (регистрации) либо по телефонам: 28-53-06; 21-24-71; 21-24-53, 28-53-45.