Согласно пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее НК) объектом налогообложения единым налогом для плательщиков - индивидуальных предпринимателей признается оказание потребителям следующих услуг (выполнение работ), в том числе в случае их оплаты за потребителя организациями и индивидуальными предпринимателями:
- предоставление мест для краткосрочного проживания (подпункт 1.1.8 пункта 1 статьи 337 НК);
- сдача в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых помещений, садовых домиков, дач, машино-мест (кроме предоставления мест для краткосрочного проживания) (подпункт 1.1.9 пункта 1 статьи 337 НК);
Потребитель - физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (абзац 5 статьи 355 НК).
Под "краткосрочной" сдачей понимается предоставление жилья по двум и более договорам найма (поднайма), заключенным в одном календарном году на срок не более 15 дней каждый (пункт 47 статьи 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь).
Индивидуальные предприниматели самостоятельно исчисляют сумму единого налога исходя из налоговой базы и ставок налога, установленных в населенном пункте, в котором они осуществляют деятельность (часть 1 пункта 1 статьи 342 НК).
Так в частности в Брестской области установлены следующие ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в зависимости от территории осуществления деятельности (места расположения сдаваемого помещения):
- по предоставление мест для краткосрочного проживания: г. Брест – 100,05 руб. за месяц, г. Барановичи, г. Пинск – 72,45 руб. за месяц, г. Береза, г. Ивацевичи, г. Кобрин, г. Лунинец – 66,70 руб. за месяц, города районного подчинения, за исключением г. Береза, г. Ивацевичи, г. Кобрин, г. Лунинец – 62,10 руб. за месяц, поселки городского типа, сельские населенные пункты – 35,65 руб. за месяц (пункт 38 таблицы 2 Приложения к решению Брестского областного Совета депутатов № 218 от 16.12.2016 г. «Об установлении ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и признании утратившими силу решений Брестского областного Совета депутатов от 3 марта 2016 г. № 145 и от 27 сентября 2016 г. № 191);
- по сдаче в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых помещений, садовых домиков, дач, (кроме предоставления мест для краткосрочного проживания): г. Брест – 30 руб. за месяц, г. Барановичи, г. Пинск – 15 руб. за месяц, другие населенные пункты – 12 руб. за месяц (подпункт 1.9 пункта 1 приложения № 24 к НК);
Обращаем внимание, что на основании решения Брестского областного Совета депутатов от 18.05.2020 № 173 «Об уменьшении ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц» во II и III кварталах 2020 года уменьшен в два раза размер применяемых в этот период ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Следует также обратить внимание, что при осуществлении индивидуальным предпринимателем в отчетном периоде деятельности по предоставлению мест для краткосрочного проживания или сдачи в аренду помещений, единый налог уплачивается по каждой сдаваемой жилой комнате в квартире, жилом доме, по каждому садовому домику, по каждой даче (часть 1 пункта 11 статьи 342 НК).
В соответствии с частью 2 пункта 11 статьи 342 при предоставлении в отчетном периоде в одном жилом доме, одной квартире, в одном садовом домике, в одной даче мест для краткосрочного проживания и одновременной сдачи этого же помещения в аренду (субаренду), наем (поднаем) единый налог уплачивается по тому виду работ (услуг), по которому установлена наиболее высокая ставка единого налога с учетом положений части первой настоящего пункта.
В соответствии с пунктом 14 статьи 342 НК при превышении валовой выручки над сорокакратной суммой единого налога за соответствующий отчетный период без учета норм пунктов 1 и 2 статьи 340 НК индивидуальными предпринимателями исчисляется доплата единого налога в размере 5 процентов с суммы такого превышения.
Налоговая декларация (расчет) по единому налогу представляется индивидуальными предпринимателями в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 1-го числа отчетного периода (пункт 26 статьи 342 НК).
Отчетным периодом единого налога для индивидуальных предпринимателей признается календарный квартал, в котором осуществляется деятельность (часть 2 статьи 341 НК).Под заработной платой «в конвертах» принято понимать вознаграждения, которые работодатель выплачивает работнику, но не оформляет документально. Мотивируя работника согласиться на выплату зарплаты в конвертах, наниматель в качестве аргумента высказывает заботу о работнике: без уплаты налогов сумма заработной платы, выплачиваемая работнику на руки, будет больше, чем официальная. При этом наниматель умалчивает, что работник теряет социальную защищенность.
Выплата зарплаты «в конвертах» становится возможной при вовлечении товаров (работ, услуг) в теневой оборот, сокрытии доходов недобросовестными субъектами хозяйствования, минимизации налоговых обязательств по подоходному налогу с физических лиц (далее - подоходный налог) и обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, когда трудовые договоры с работниками не заключаются или работники трудоустраиваются на неполный рабочий день или неделю.
Гражданин, который соглашается на работу без заключения с ним трудового договора и соответственно на получение заработной платы без отражения ее в бухгалтерском учете работодателя, должен помнить, что он рискует не получить заработную плату за отработанное время, компенсацию за неиспользованный отпуск, в любое время работодатель может отказаться от работника, и в будущем такая работа не будет зачислена в стаж работы при назначении пенсии.
С 1 января 2021 года в Налоговый кодекс Республики Беларусь внесены дополнения, направленные на пресечение уклонения от уплаты подоходного налога с физических лиц путем выплаты доходов физическим лицам без отражения на счетах бухгалтерского учета и отчетности.
В соответствии с пунктами 5 и 5-1 статьи 216 Налогового кодекса Республики Беларусь в случае установления контролирующим органом фактов неудержания и неперечисления налоговым агентом подоходного налога уплата его осуществляется налоговым агентом за счет собственных средств и не подлежит удержанию у физических лиц.
С нанимателей, выплативших зарплату «в конверте» без отражения в отчетности, взыскиваются налоги и другие обязательные платежи, за уклонение от уплаты налогов предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьями 14.3, 14.5 Кодекса Республики Беларусь об административных нарушениях, а также предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьей 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь.С 8 июля 2021 г. на территории Республики Беларусь начнет действовать новый механизм маркировки товаров – маркировка товаров средствами идентификации.
В соответствии с пунктом 3 Положения о маркировке товаров средствами идентификации, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10.06.2011 № 243 «О маркировке товаров», изложенного в новой редакции в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 06.01.2021 № 9 (далее – Указ № 243, Указ № 9), предусмотрено, что субъекты хозяйствования, осуществляющие оборот товаров со средством идентификации, нанесенным непосредственно на товар или его упаковку либо на материальный носитель, не содержащий элементы (средства) защиты от подделки или знак защиты (далее – незащищенные средства идентификации), обязаны использовать товарно-транспортные и (или) товарные накладные, создаваемые в виде электронных документов (далее – электронные накладные), в которых указана информация о нанесенных средствах идентификации.
В соответствии с пунктом 10 Приложения 3 к Указу № 243 под оборотом товаров понимается ввоз, хранение, транспортировка, использование, получение и передача товаров, в том числе их приобретение, предложение к реализации и реализация на территории Республики Беларусь, а также трансграничная торговля.
Учитывая изложенное, требование об обязательном использовании электронных накладных при обороте товаров с незащищенным средством идентификации распространяется в том числе на субъектов хозяйствования, осуществляющих приобретение и последующую реализацию таких товаров.
В целях реализации Указа № 243 МНС подготовлен проект постановления Совета Министров Республики Беларусь, определяющий перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации.
Так, в частности с 8 июля 2021 г. предполагается введение маркировки средствами идентификации сыров и мороженного,
с 1 сентября 2021 г. – молочной продукции сроком хранения свыше 40 суток и т.д.
Одновременно обращаем внимание, что с 8 июля 2021 г. при ввозе товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, на территорию Республики Беларусь при трансграничной торговле (например, из Российской Федерации) товары, включенные в перечень, должны быть промаркированы. При этом Указом № 243 и Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 02.02.2018 предусмотрено взаимное признание средств идентификации между государствами-членами Евразийского экономического союза при введении на их территориях маркировки товаров средствами идентификации.
Так, с даты введения в Республике Беларусь маркировки средствами идентификации в отношении молочной продукции, товаров легкой промышленности, шин и покрышек резиновых новых, а также обуви, будут признаваться средства идентификации российского образца, нанесенные на такие товары, и ввезенные с территории Российской Федерации.
В свою очередь в Российской Федерации маркировка товаров осуществляется только незащищенными средствами идентификации.
Учитывая изложенное, субъекты хозяйствования, осуществляющие оборот (в том числе оптовую и розничную торговлю) товаров, включенных в перечень и маркированных незащищенными средствами идентификации (в том числе ввезенными с территории Российской Федерации), с даты, указанной в перечне, будут обязаны использовать электронные накладные.
Порядок создания, передачи и получения электронных накладных в Республике Беларусь регламентирован постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2019 № 940
«О функционировании механизма электронных накладных». Так, в частности, указанным постановлением предусматривается, что их создание, передача и получение осуществляется через систему электронного обмена данными на основании соглашений, заключаемых с операторами электронного документооборота (EDI-провайдерами).
Справочно. В настоящее время операторами электронного документооборота (далее – EDI-провайдеры), осуществляющими передачу и получение электронных накладных, являются 6 юридических лиц Республики Беларусь: ООО «Современные технологии торговли», ООО «Электронные документы и накладные», ООО «Информационные производственные архитектуры», РУП «Издательство «Белбланкавыд», РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» и ООО «Бидмартс».
Информация об аттестованных EDI-провайдерах размещена на официальном сайте республиканского унитарного предприятия «Межотраслевой научно-практический центр систем идентификации и электронных деловых операций» Национальной академии наук Беларуси по адресу https://ids.by/index.php?option=com_content&view=article&id=226&Itemid=40#ABOUT.
Учитывая изложенное, в целях выполнения требований Указа
№ 243, обращаем внимание субъектов хозяйствования, осуществляющих оптовую и розничную торговлю товарами, включенными в перечень, на необходимость проработки вопроса с производителями-поставщиками такой продукции на предмет определения необходимости использования электронных накладных в зависимости от выбранного ими способа маркировки (применение незащищенных либо защищенных средств идентификаций).
В январе-феврале 2021 года оперативными подразделениями налоговых органов Брестской области установлено 5 фактов нарушений в сфере оборота алкогольной и иной спиртосодержащей продукции, которой изъято из теневого оборота 15 711,6 литров. К административной ответственности привлечены 5 правонарушителей, сумма штрафов составила 17,4 тыс. рублей.
Так, установлен факт вовлечения индивидуальным предпринимателем в нелегальный оборот в г. Малорите заведомо фальсифицированных алкогольных напитков, производитель которых, указанный на этикетке, прекратил свое существование еще в 2013 году, о чем свидетельствуют открытые общедоступные интернет-источники. Вместе с тем, акцизные марки, а также сведения о сроке годности и составе продукта на этикетке отсутствовали. Наряду с внешними признаками, указывающими на фальсификацию алкоголя, проведена судебно-химическая экспертиза, результат которой закрепил факт фальсификации, выразившийся в разном объеме разлитой жидкости в одинаковые бутылки и разном соотношении содержания спирта.
Индивидуальный предприниматель привлечен судом к административной ответственности в виде штрафа в размере 11 600,0 рублей с конфискацией фальсифицированных алкогольных напитков.Под заработной платой «в конвертах» принято понимать вознаграждения, которые работодатель выплачивает работнику, но не оформляет документально. Мотивируя работника согласиться на выплату зарплаты в конвертах, наниматель в качестве аргумента высказывает заботу о работнике: без уплаты налогов сумма заработной платы, выплачиваемая работнику на руки, будет больше, чем официальная. При этом наниматель умалчивает, что работник теряет социальную защищенность.
Выплата зарплаты «в конвертах» становится возможной при вовлечении товаров (работ, услуг) в теневой оборот, сокрытии доходов недобросовестными субъектами хозяйствования, минимизации налоговых обязательств по подоходному налогу с физических лиц (далее - подоходный налог) и обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, когда трудовые договоры с работниками не заключаются или работники трудоустраиваются на неполный рабочий день или неделю.
Гражданин, который соглашается на работу без заключения с ним трудового договора и соответственно на получение заработной платы без отражения ее в бухгалтерском учете работодателя, должен помнить, что он рискует не получить заработную плату за отработанное время, компенсацию за неиспользованный отпуск, в любое время работодатель может отказаться от работника, и в будущем такая работа не будет зачислена в стаж работы при назначении пенсии.
С 1 января 2021 года в Налоговый кодекс Республики Беларусь внесены дополнения, направленные на пресечение уклонения от уплаты подоходного налога с физических лиц путем выплаты доходов физическим лицам без отражения на счетах бухгалтерского учета и отчетности.
В соответствии с пунктами 5 и 5-1 статьи 216 Налогового кодекса Республики Беларусь в случае установления контролирующим органом фактов неудержания и неперечисления налоговым агентом подоходного налога уплата его осуществляется налоговым агентом за счет собственных средств и не подлежит удержанию у физических лиц.
С нанимателей, выплативших зарплату «в конверте» без отражения в отчетности, взыскиваются налоги и другие обязательные платежи, за уклонение от уплаты налогов предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьями 14.3, 14.5 Кодекса Республики Беларусь об административных нарушениях, а также предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьей 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь.Указ Президента Республики Беларусь от 22.09.2017 № 345 "О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания" (далее - Указ) предоставляет ряд преференций, направленных на развитие бизнеса в сельской местности и малых городских поселениях.
Действие Указа распространяется на следующую деятельность (далее - льготируемая деятельность):
- при осуществлении индивидуальными предпринимателями и юридическими лица (далее ИП и организации) на территории сельской местности розничной торговли в торговых объектах, на торговых местах на рынках, на ярмарках, общественного питания в объектах общественного питания, оказании бытовых услуг (далее - деятельность на территории сельской местности);
- при осуществлении ИП и микроорганизациями - на территории малых городских поселений общественного питания в объектах общественного питания, оказании бытовых услуг (далее - деятельность на территории малых городских поселений).
Перечень бытовых услуг для ИП - плательщиков единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее - единый налог) определен Указом. Остальные организации и ИП для целей применения Указа пользуются Перечнем видов бытовых услуг, подлежащих включению в государственный информационный ресурс "Реестр бытовых услуг".
Населенные пункты и территории вне их, где организации и ИП могут воспользоваться налоговыми льготами, определяются решениями областных Советов депутатов.
Так, при осуществлении льготируемой деятельности в этих населенных пунктах и на территории вне их с 01.01.2018 по 31.12.2022:
1) организации и ИП освобождаются от налога на добавленную стоимость (далее- НДС) в части оборотов от реализации товаров (работ, услуг), возникающих от льготируемой деятельности;
2) организации исчисляют и уплачивают налог на прибыль по ставке 6% в части прибыли от реализации товаров (работ, услуг), полученной от льготируемой деятельности;
2) ИП - плательщики подоходного налога исчисляют данный налог по ставке 6% от доходов, полученных от льготируемой деятельности и уменьшенных на сумму налоговых вычетов;
3) ставка единого налога для ИП - плательщиков этого налога составляет 1 базовую величину (БВ) в месяц. Размер БВ берется на дату представления налоговой декларации в налоговый орган.
Для пользования льготами необходимо вести раздельный учет оборотов по реализации товаров (работ, услуг) на указанной территории. А для применения льготной ставки по налогу на прибыль и подоходному налогу также необходим раздельный учет затрат (расходов) по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг).
По остаткам товаров на дату, с которой обороты по реализации освобождаются от НДС, суммы "входного" НДС не подлежат вычету. Если он произведен ранее, нужно восстановить налоговые вычеты. Плательщики НДС, воспользовавшиеся освобождением от НДС, налоговые вычеты распределяют методом раздельного учета.
Выручка от реализации, полученная при осуществлении указанной деятельности, освобождается от доплаты единого налога.
Кроме того, в период с 01.01.2018 по 31.12.2022 от налога на недвижимость освобождаются:
- расположенные в сельской местности капитальные строения (здания и строения), которые являются или их части являются торговыми объектами, объектами общепита, объектами бытового обслуживания;
- расположенные на территории малых городских поселений капитальные строения (здания и строения), которые являются или их части являются объектами общественного питания и бытового обслуживания.
Земельные участки, находящиеся под этими капстроениями, освобождаются от земельного налога, арендной платы за земельные участки, находящиеся в госсобственности.
Освобождение применяется при условии осуществления в этих капстроениях в календарном месяце льготируемой деятельности. Для применения освобождения не имеет значения целевое использование или неиспользование остальной части капстроений, которая не занята торговыми объектами, объектами общепита и бытового обслуживания.