В связи с принятием Закона Республики Беларусь от 29.12.2020 № 72-З "Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь" с 1 января 2021 года вступила в силу новая редакция Налогового кодекса Республики Беларусь, позволяющая расширить возможности индивидуальных предпринимателей для применения упрощенной системы налогообложения.
Так, предоставлено право применять упрощенную систему налогообложения индивидуальным предпринимателям, передающим в безвозмездное пользование несобственное недвижимое имущество, а также доверительными управляющими, сдающими в аренду такое имущество в связи с исполнением договора доверительного управления имуществом.
Увеличены предельные пороги валовой выручки для целей применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями с 441 000 руб. до 465 255 руб. Установлен размер валовой выручки за 9 месяцев 2021 года для перехода на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2022 года - 348 941 руб.
Индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения и ведущим учет в общем порядке, предоставлено право выбора принципа отражения выручки: по оплате либо по отгрузке (в 2020 году такие плательщики отражали выручку только по принципу оплаты).
В целях упрощения порядка налогообложения доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, от коммерческих организаций, в которых они сами либо их близкие родственники являются учредителями, собственниками этих организаций, с 1 января 2021 года облагаются налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16 процентов. Ранее такие доходы облагались подоходным налогом с физических лиц.
При этом расширился круг лиц, доходы от которых облагаются у получивших их индивидуальных предпринимателей налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке в размере 16 процентов: для индивидуальных предпринимателей в отношении валовой выручки, полученной ими от коммерческих и (или) некоммерческих организаций, руководителями, участниками, собственниками имущества которых являются эти индивидуальные предприниматели и (или) лица, состоящие с этими индивидуальными предпринимателями в отношениях близкого родства или свойства.
Изменен порядок налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей по операциям по реализации (погашению) ценных бумаг при применении ими упрощенной системы налогообложения. С 2021 года такие доходы облагаются подоходным налогом. Ранее такие доходы облагались налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16 процентов.
Кроме того, расширен перечень возмещаемых арендодателю расходов, суммы которых не учитываются при определении валовой выручки в целях расчета налога при упрощенной системе налогообложения: услуги стационарной электросвязи и доступа к сети интернет.Президент Беларуси Александр Лукашенко 6 января подписал Указ № 9 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь».
Данный Указ предусматривает внесение изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь, а именно: в новой редакции изложен Указ Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 243 «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками» (далее – Указ № 243).
Указом № 243 утверждены соответствующие положения, в которых закреплены основополагающие правовые предписания, необходимые для функционирования двух видов маркировки товаров в Республике Беларусь – маркировки унифицированными контрольными знаками и маркировки средствами идентификации.
В целом нормы Указа № 243 основываются на действующем с 2005 года в Республике Беларусь механизм маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками.
Новшествами в данном механизме являются:
переход от широкого ассортимента контрольных (идентификационных) знаков различных видов, применяемых для маркировки 21 товарной позиции, на использование унифицированных контрольных знаков. Это позволит снизить расходы на изготовление унифицированных контрольных знаков и, соответственно, их стоимость;
отмена процедур, предусматривающих заказ таких знаков в налоговых органах;
отмена обязанности для субъектов хозяйствования в предоставлении в налоговые органы отчетов, связанных с маркировкой товаров. Необходимые сведения субъекты хозяйствования самостоятельно будут вносить в государственную информационную систему маркировки товаров (далее – система маркировки).
Новацией в механизме маркировки в Республике Беларусь становится создание системы маркировки, в которой будет аккумулироваться информация об унифицированных контрольных знаках, кодах маркировки, средствах идентификации, маркированных товарах и субъектах хозяйствования, осуществляющих маркировку и оборот маркированных товаров. Оператором системы маркировки определено РУП «Издательство «Белбланкавыд».
Справочно. Средства идентификации представляют собой уникальную последовательность символов в машиночитаемой форме, представленную в виде штрихового кода, или записанную на радиочастотную метку, или представленную с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации, предназначенного для идентификации экземпляров товаров.
Товары будут маркироваться путем нанесения на них и (или) на их упаковку средств идентификации или материальных носителей, содержащих средства идентификации.
Оператор системы маркировки будет предоставлять услуги субъектам хозяйствования, необходимые для маркировки товаров как унифицированными контрольными знаками, так и средствами идентификации, внесения обязательной информации в систему маркировки, обеспечивать информационный обмен о маркированных средствами идентификации товарах при осуществлении трансграничной торговли в ЕАЭС между национальными операторами систем маркировки других государств – членов ЕАЭС.
Оператором системы маркировки будет осуществляться генерация кодов маркировки, в том числе по предложениям субъектов хозяйствования, реализация унифицированных контрольных знаков, кодов маркировки, средств идентификации, защищенных материальных носителей, защищенных материальных носителей с нанесенными средствами идентификации, знаков защиты.
Указом № 243 Совету Министров Республики Беларусь либо уполномоченному им органу предоставлены полномочия по:
определению отдельных вопросов маркировки товаров унифицированными контрольными знаками и средствами идентификации, функционирования системы маркировки;
определению требований, предъявляемым к складам для хранения и маркировки товаров унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации и их владельцам, а также перечня таких складов;
определению состава информации, вносимой в межведомственную распределенную информационную систему «Банк электронных паспортов товаров» и систему маркировки;
установлению стоимости унифицированных контрольных знаков, кодов маркировки, защищенных материальных носителей c нанесенными средствами идентификации, знаков защиты;
утверждению порядка оборота унифицированных контрольных знаков и кодов маркировки, средств идентификации, защищенных материальных носителей, защищенных материальных носителей с нанесенными средствами идентификации, знаков защиты, порядка хранения, транспортировки и реализации товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации.
Также Совету Министров делегированы полномочия на утверждение двух перечней товаров: подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками и подлежащих маркировке средствами идентификации.
Указом № 243 предусмотрен запрет оборота на территории Республики Беларусь товаров:
без нанесенных на товары или их упаковку унифицированных контрольных знаков либо с нанесенными на товары унифицированными контрольными знаками в нарушение установленного Советом Министров Республики Беларусь или уполномоченным им органом порядка или отсутствия сведений о товарах с нанесенными на них или их упаковку унифицированными контрольными знаками в системе маркировки, несоответствия данных сведений сведениям, содержащимся в системе маркировки;
без нанесенных на товары или их упаковку средств идентификации либо с нанесенными на товары или их упаковку средствами идентификации в нарушение установленного Советом Министров Республики Беларусь или уполномоченным им органом порядка, или отсутствия сведений о товарах с нанесенными на них или их упаковку средствами идентификации и нанесенных на товары средствах идентификации) в системе маркировки, несоответствии данных сведений сведениям, содержащимся в системе маркировки.
Одновременно Указом № 243 предусмотрены случаи, когда товары могут не маркироваться унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации. Большинство таких случаев соответствуют изъятиям, предусмотренным в настоящее время механизмом маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, а также Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 2 февраля 2018 г. (далее – Соглашение). Отдельные случаи включены для обеспечения дополнительных условий при вывозе товаров за пределы Республики Беларусь и будут применяться, когда маркировка товаров средствами идентификации введена только в Республике Беларусь.
В целях обеспечения полной и достоверной информации о приобретенных унифицированных контрольных знаках и средствах идентификации Положением о функционировании государственной системы маркировки товаров унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации, утверждаемым Указом № 243, устанавливается, что необходимые сведения об унифицированных контрольных знаках и средствах идентификации будут передаваться субъектами хозяйствования в систему маркировки в виде электронных документов. При этом индивидуальным предпринимателям предоставлена возможность передачи таких сведений на бумажных носителях до 1 июля 2022 г.
В связи с передачей оператору системы маркировки функций по реализации унифицированных контрольных знаков, кодов маркировки, средств идентификации, защищенных материальных носителей, защищенных материальных носителей с нанесенными средствами идентификации, знаков защиты будет упразднено осуществление налоговыми органами административных процедур в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по:
размещению в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции заявки на реализацию контрольных (идентификационных) знаков;
возврату денежных средств, внесенных в оплату стоимости возвращенных неиспользованных контрольных (идентификационных) знаков.
В целях реализации Соглашения Указом № 243 определяется компетентный (уполномоченный) орган Республики Беларусь в сфере маркировки товаров – Министерство по налогам и сборам.
Нормы Указа в части маркировки товаров субъектами хозяйствования вступают в силу с 8 июля 2021 г.К основным изменениям законодательства в исчислении и уплате индивидуальными предпринимателями единого налога можно отнести следующие.
С 2021 года деятельность по перегону, перевозке, доставке из-за границы (за границу) автомототранспортных средств относится не к иным видам услуг и работ, указанным в ч. 1 подп. 1.1.10 ст. 337 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), а к видам деятельности, указанным в подп. 1.1.4 ст. 337 НК. При осуществлении такой деятельности единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее единый налог) следует исчислять исходя из налоговой базы и ставок налога, установленных в населенном пункте по месту постановки ИП на учет то есть в таком же порядке, как для деятельности грузового автомобильного транспорта в пределах Республики Беларусь (абз. 1 и 2 п. 2 ст. 342 НК).
Также к видам деятельности, указанным в подп. 1.1.4 ст. 337 НК относятся автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении ("маршрутное такси"). Теперь ИП, осуществляющие данный вид деятельности, обязаны уплачивать единый налог по ставке, указанной в подп. 1.4 приложения 24 к НК. Напомним, ранее данный вид деятельности относили к иным видам работ и услуг, указанным в подп. 1.1.10 ст. 337 НК, с применением ставки, указанной в подп. 1.10 приложения 24 к НК.
ИП, предоставляющие в отчетном периоде места для краткосрочного проживания, с 2021 года уплачивают единый налог независимо от количества сдаваемых жилых комнат в каждой представляемой для краткосрочного проживания квартире, жилом доме, т.е. единый налог уплачивается за каждую квартиру, за каждый жилой дом (п. 11 ст. 342 НК).
Произошли изменения и в порядке применения льгот по единому налогу. С 2021 года использовать льготу в виде снижения ставки на 20 % смогут не только пенсионеры по возрасту, но и лица, которые имеют право на пенсию со снижением общеустановленного пенсионного возраста (подп. 1.2 ст. 340 НК).
С 2021 года закреплен порядок налогообложения "переходной" выручки (доходов) у ИП, которые в течение календарного года перешли на уплату единого налога. В частности, ИП, которые отражали выручку (учитывали доходы) по мере оплаты для целей исчисления налога при УСН или подоходного налога и начали в отношении этой деятельности применять единый налог, выручку от реализации товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) и не оплаченных до даты перехода на единый налог, учитывают для единого налога по мере поступления оплаты товаров (работ, услуг), но не позднее 31 декабря года перехода (подп. 23-1 ст. 342 НК).
По сравнению с прошлым годом расширена категория лиц, которые вправе представить декларацию по единому налогу в сроки, отличные от общеустановленных. Так, с 2021 года представить декларацию не позднее рабочего дня, предшествующего дню осуществления деятельности, вправе не только ИП, которые не осуществляли деятельность с момента гос. регистрации, но и ИП, которые впервые начали в календарном году осуществление деятельности с уплатой единого налога (ч. 2 п. 26 ст. 342 НК).
За более подробным разъяснением налогового законодательства индивидуальные предприниматели вправе обратиться в телефонную справочную систему налоговых органов «Контакт-центр» по телефону 189 (стационарная сеть), либо (017) 229-79-79.С 2021 года расширен перечень видов деятельности, не относящихся к предпринимательской деятельности (п.3 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями), (далее – НК).
Так, не требуется регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей при осуществлении следующих видов деятельности:
услуги по отжиму сока;
производство одежды (в том числе головных уборов) и обуви (исключено условие производства изделий из материалов потребителя);
ремонт и восстановление, включая перетяжку, домашней мебели (исключено условие оказания услуг с использованием материалов потребителя);
ремонт сумок, чемоданов, изготовление дубликатов ключей, нанесение моментальной гравировки на предметы, предоставленные потребителем;
установка (крепление) в домашних хозяйствах предметов интерьера и бытовых изделий (за исключением кондиционеров и газовых плит), монтаж встраиваемых кухонь, встраиваемых шкафов, антресолей;
очистка и покраска кровли, покраска ограждений и хозяйственных построек, установка дверных полотен и коробок, окон и оконных коробок, рам из различных материалов.
Физические лица, которые планируют осуществлять вышеперечисленные виды деятельности, обязаны не позднее дня, предшествующего дню начала осуществления в календарном месяце деятельности, подают в налоговый орган письменное уведомление или уведомление через личный кабинет плательщика по установленной форме.
На основании поданного уведомления налоговый орган произведет расчет суммы единого налога, подлежащей уплате. Физическое лицо, прежде чем приступить к началу осуществления деятельности, обязано уплатить единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по установленным ставкам.
Ставки единого налога установлены приложением 24 к НК.Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестскому району разъясняет.
С доходов, которые вы получаете от сдачи физлицам жилья на длительный срок (далее - доходы от сдачи внаем), вам необходимо уплачивать подоходный налог (далее - налог) (подп. 1.4 п. 1 ст. 197 Налогового кодекса Республики Беларусь, (далее – НК)).
По общему правилу вам нужно платить налог в фиксированной сумме (ч. 1 п. 1 ст. 221 НК). Фиксированные ставки налога приведены в приложении 2 к Налоговому кодексу Республики Беларусь. Так в 2021 году: 11,1 рублей - за каждую сдаваемую комнату в Брестском районе; 32,2 рублей - за каждую сдаваемую комнату в г. Бресте.
Вам не нужно уплачивать налог, если вы сдаете жилье:
молодым специалистам, молодым рабочим (служащим) (ч. 1 п. 52 ст. 208 НК);
организации или предпринимателю. В этом случае его удержит из вашего дохода и перечислит в бюджет арендатор помещения (п. 1, ч. 1 п. 4 ст. 216 НК)..
Впервые налог необходимо заплатить на следующий же день после того, как вы "впустили" жильцов. Неважно, оформили ли вы договор так, как надо, зарегистрировали ли вы его, - налог все равно платить обязательно (ч. 2 подп. 1.2 п. 1 ст. 216 НК, подп. 1.7 п. 1 Указа от 04.08.2006 N 497).
Налог необходимо платить ежемесячно не позднее 1-го числа - за текущий месяц. Например, за февраль он платится не позднее 1 февраля. Если ставки меняются в этом месяце, налог пересчитают в следующем (ч. 1 подп. 1.2 п. 1 ст. 216 НК).
Если вы получили доход от сдачи внаем жилья по договору, который заключен не с первого числа или расторгнут не последним числом месяца, то налог рассчитывается пропорционально количеству дней сдачи жилья в таком месяце (п. 2 ст. 221 НК).
При расчете налога по ставкам в фиксированных суммах налоговые вычеты (на детей, на платное образование, на строительство жилья и др.) не применяются (п. 6 ст. 199 НК).
Обратите внимание!
При сдаче физлицам жилья для краткосрочного проживания уплачивается единый налог (подп. 3.2 п. 3 ст. 337 НК). Под такой "краткосрочной" сдачей понимается предоставление жилья по двум и более договорам найма, заключенным в одном календарном году на срок не более 15 дней каждый (п. 46 ст. 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь). Чтобы заниматься этим легально, регистрироваться в качестве ИП не требуется (абз. 33 ч. 4 п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Достаточно до сдачи жилья письменно уведомить налоговую инспекцию и уплатить единый налог (п. 31 ст. 342, абз. 2 ч. 1 п. 4 ст. 343 НК). Так в 2021 году за сдачу жилья для краткосрочного проживания в Брестском районе ставка единого налога составляет 75 рублей, в г. Бресте – 122 рубля.Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестскому району разъясняет следующее.
Порядок осуществления физическими лицами ремесленной деятельности регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 9 октября 2017 г. N 364 "Об осуществлении ремесленной деятельности" (далее - Указ), статьями 369 – 372 Налогового кодекса Республики Беларусь (в ред., вступившей в силу с 01.01.2021, далее - НК), а деятельность в сфере агроэкотуризма регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 9 октября 2017 г. N 365 "О развитии агроэкотуризма" (далее - Указ N 365), статьями 373 – 377 НК.
Согласно пункту 6 статьи 2 Закона Республики Беларусь от 29.12.2020 N 72-З "Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь" (далее – Закон) плательщики, уплатившие сбор за осуществление ремесленной деятельности в срок до 28.12.2020 за полный 2021 год, обязаны доплатить указанный сбор до ставки, установленной пунктом 2 статьи 371 НК, в срок не позднее 31 марта 2021 г.
Аналогично, плательщики, уплатившие сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма в срок до 28.12.2020 за полный 2021 год, обязаны доплатить указанный сбор до ставки, установленной пунктом 2 статьи 375 НК, в срок не позднее 31 марта 2021 г.
Согласно пункту 2 статьи 371 НК ставка сбора за осуществление физическими лицами ремесленной деятельности установлена в размере двух базовых величин в календарный год.
Согласно пункту 2 статьи 375 НК ставка сбора за осуществление деятельности в сфере агроэкотуризма установлена в размере двух базовых величин в календарный год.
Размер базовой величины определяется на дату уплаты сбора (в 2021 году 1 БВ составляет 29,00 белорусских рублей).
С 1 января 2021 года вступают в силу изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее - НК). Изменения и дополнения внесены и в порядок исчисления налога на добавленную стоимость (далее-НДС), в частности.
С 1 января 2021 года отменено освобождение от НДС в отношении ввоза и реализации лекарств и медизделий (подп. 1.1 ст. 118, подп. 1.5 ст. 119 НК). С 2021 года в отношении лекарств и медизделий, включенных в соответствующий государственный реестр, или в отношении которых имеется заключение (разрешение) Минздрава, будет применяться ставка НДС 10% (подп. 2.2-1 ст. 122 НК).
Сокращен перечень продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых НДС при ввозе и реализации по ставке 10% (подп. 2.2 ст. 122, приложение 26 к НК). Исключенные из перечня товары будут облагаться НДС по ставке 20%.
В связи с указанными изменениями Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь письмом от 31.12.2020 N 2-1-9/02663 дало разъяснение о порядке применения ставок НДС с 1 января 2021 года.
Для розничной сети установлен переходный период для пересчета цен.
Так, не позднее 1 февраля 2021 года подлежат приведению в соответствие с положениями НК цены (в части включения в НДС в необходимой сумме) на остатки:
- продовольственных товаров, товаров для детей, находящихся в розничной сети на 1 января 2021 года, ставка НДС при реализации которых с 1 января 2021 года увеличивается с 10% до 20%;
- лекарственных средств, медизделий, находящихся в розничной сети на 1 января 2021 года, ставка НДС при реализации которых с 1 января 2021 года устанавливается в размере 10%.
Новые нормы НК не будут применяться при реализации остатков в период с 1 января 2021 года и до приведения цен на них в соответствие с положениями НК, но не позднее 1 февраля 2021 года.
Переходный период для пересчета цен для оптовой торговли не предусмотрен.
Применение ставки НДС в размере 10% в отношении ввоза и реализации лекарственных средств, медизделий (в том числе протезно-ортопедических изделий) будет зависеть от регистрации лекарственных средств, медизделий в соответствующих государственных реестрах (включая регистрацию в ЕАЭС по правилам ЕАЭС) без соблюдения ранее обязательных условий привязки товара к коду единой ТН ВЭД ЕАЭС и использования товара в медицинских целях (Указ Президента Республики Беларусь от 06.03.2005 № 118 «Об утверждении перечня товаров медицинского назначения, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость и Указ Президента Республики Беларусь от 24.02.2012 № 107 «Об освобождении от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь некоторых категорий товаров» будут признаны утратившими силу).
Таким образом, в отношении лекарства или медизделия, зарегистрированного в государственном реестре, код которого согласно единой ТН ВЭД ЕАЭС не был включен в Указ № 118 или Указ № 107 либо не соблюдалось целевое использование товара и по этим причинам производилось исчисление НДС по ставке в размере 20%, с 01.01.2021 возможно будет применить ставку НДС в размере 10%.
Если необходимой регистрации нет, то для применения ставки НДС 10% должно быть соответствующее заключение (разрешение) Минздрава.
В разъяснении обращено внимание на то, что с 01.01.2021 применяется ставка НДС в размере 20% при ввозе на территорию Республики Беларусь:
- сырья и материалов для изготовления лекарственных средств, медизделий (в т.ч. протезно-ортопедических изделий);
- комплектующих изделий для производства лекарственных средств, медизделий (в т.ч. протезно-ортопедических изделий);
- полуфабрикатов к лекарственным средствам, медизделиям (в т.ч. протезно-ортопедическим изделиям).
Также в письме даны разъяснения по нюансам налогообложения сумм увеличения налоговой базы и порядок исчисления НДС.
В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц за 2020 год обязаны представить не позднее 31 марта 2021 года физические лица – налоговые резиденты Республики Беларусь, получившие следующие доходы:
- полученные за границей или из-за границы;
- от продажи (мены, ренты) в течение 5 лет – второй квартиры второго жилого дома, второго гаража, второго земельного участка, второго садового домика, второго не завершенного строительством капитального строения (здания, сооружения), расположенного на земельном участке, предоставленном для строительства и обслуживания жилого дома, садоводства, дачного строительства;
- от продажи более одного легкового автомобиля в течение календарного года;
- полученные от сдачи в аренду жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, в размере, превышающем 7003 белорусских рублей;
- полученные от продажи одного автомобиля, общая масса которого превышает 3,5 тонны или число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, превышает 8, или другого механического транспортного средства;
- доходы, полученные от физических лиц по договорам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, в результате дарения или в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно в размере, превышающем 7003 белорусских рублей;
- доходы в виде безвозмездной (спонсорской) помощи, а также поступивших на благотворительный счет, открытый в банке, пожертвований, полученных инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в размере, превышающем, 13 994 белорусских рублей;
- доходы в виде страховых взносов, возвращенных при расторжении до истечения трехлетнего периода договоров добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключавшихся сроком на три и более года, в случае получения в отношении сумм таких взносов социального налогового вычета.
Предоставить налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц можно электронным способом через Личный кабинет плательщика и в инспекцию МНС по Брестскому району по адресу: г. Брест, ул. Наганова, 10.
Более подробную информацию по данному вопросу можно получить по телефонам: 28-53-06, 51-16-72, 51-16-70, 28-53-45.
Прием налоговых деклараций (расчетов) будет осуществляться в рабочие дни до 31 марта 2021 года с 8.00 до 19.00, а также 20 и 27 марта 2021 года с 9.00 до 13.00 часов в инспекции МНС по Брестскому району по адресу: г. Брест, ул. Наганова, 10, каб.209, 211, 205.Налоговый кодекс Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями), (далее - Налоговый кодекс), содержит положения, регулирующие порядок определения налоговой базы подоходного налога с физических лиц (далее - подоходный налог) по операциям с ценными бумагами по договорам, заключенным с иностранными организациями (за исключением иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство) или иностранными индивидуальными предпринимателями (далее - иностранные организации).
Порядок определения налоговой базы подоходного налога по доходам, полученным по операциям с ценными бумагами по договорам, заключенным с иностранными организациями, отличается от порядка определения налоговой базы при получении доходов по операциям с ценными бумагами по договорам, заключенным с белорусскими организациями или белорусскими индивидуальными предпринимателями. Такой порядок имеет привязку к конкретному договору, заключенному физическим лицом с иностранной организацией, имеет переходящий остаток неиспользованной суммы расходов в рамках одного договора на последующие календарные годы вплоть до полного его использования.
В связи с этим более подробно рассмотрим порядок определения налоговой базы подоходного налога по доходам, полученным физическим лицом по операциям с ценными бумагами по договорам, заключенным с иностранными организациями.
Согласно пункту 8 статьи 202 Налогового кодекса налоговая база подоходного налога по операциям с ценными бумагами по договорам, заключенным с иностранной организацией, определяется как денежное выражение доходов от операций с ценными бумагами, уменьшенных на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов в размере:
- стоимости приобретения ценных бумаг, переданных плательщиком иностранной организации на основании заключенного с такой организацией договора.
Например, физическое лицо приобрело ценные бумаги за 1000 долл. США, которые в дальнейшем передало иностранной компании для их реализации на основании заключенного с такой компанией договора;
- денежных средств, переданных плательщиком иностранной организации для осуществления в соответствии с договором операций с ценными бумагами.
Например, физическое лицо перечислило иностранной компании на основании заключенного с ней договора 1000 долл. США для совершения такой иностранной компанией операций по приобретению и реализации ценных бумаг.
Налоговая база по подоходному налогу определяется на дату фактической выплаты дохода иностранной организацией плательщику отдельно по каждому договору, заключенному с такой организацией, и по всей совокупности операций, совершенных в рамках такого договора.
С целью определения налоговой базы подоходного налога размер полученного дохода необходимо уменьшить на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов в размере денежных средств, переданных физическим лицом иностранной компании - брокеру.
При этом налоговая база определяется отдельно по каждому договору, заключенному с иностранной организацией и по всей совокупности операций, совершенных в рамках такого договора.
Если в календарном году при определении налоговой базы подоходного налога расходы не учитывались или были учтены не полностью, то неиспользованная сумма расходов переносится на после дующие календарные годы до полного ее использования.
Обращаем внимание, что налогообложение доходов от операций с ценными бумагами, полученных физическим лицом по договору, заключенному с иностранной организацией, производится налоговым органом на основании представленной таким лицом налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу (далее - налоговая декларация) по окончании календарного года, в котором получены указанные доходы.
Согласно пункту 1 статьи 222 Налогового кодекса срок представления плательщиками налоговой декларации - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим календарным годом.
Срок уплаты (доплаты) подоходного налога, исчисленного на основании представленной налоговой декларации - не позднее 1 июня года, следующего за отчетным календарным годом (ч. 3 п. 2 ст. 219 Налогового кодекса).
Форма налоговой декларации установлена приложением 1 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. N 100 "О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов с физических лиц".
Налоговую декларацию можно представить в налоговый орган различными способами:
- лично в любой налоговый орган, независимо от адреса регистрации по месту жительства;
- направить по почте в налоговый орган по месту регистрации в качестве плательщика подоходного налога (по месту жительства);
- представить в электронном виде через сервис "Личный кабинет плательщика", войти в который можно с главной страницы официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, перейдя по ссылке http://www. nalog.gov.by/ru/lichnii-kabinet-fl/, используя учетную запись и пароль.
Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (далее - единый сельхозналог) - особый режим налогообложения, применение которого является правом организации. В целях его применения Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее - Кодекс) установлен определенный критерий. Так, применять единый сельхозналог вправе организация, осуществляющая производство (производство и переработку) сельскохозяйственной продукции и (или) первичную переработку льна, у которой за предыдущий календарный год сумма выручки от реализации произведенных ею сельскохозяйственной продукции, продукции первичной переработки льна и выручки от реализации продукции, изготовленной этой организацией из произведенной ею сельскохозяйственной продукции, в части, приходящейся на такую сельскохозяйственную продукцию, составляет не менее 50% общей суммы выручки организации, а также организация в части деятельности филиала, в отношении которого соблюдаются вышеуказанные условия.
В случае если за 2020 г. процентная доля составила не менее 50%, организация исчисляет единый сельхозналог по ставке 1% исходя из налоговой базы единого сельхозналога, определенной за 2020 г.
Соблюдение указанной процентной доли в размере не менее 50% за календарный год важно также для определения необходимости уплаты платежей за землю.
Согласно подпункту 5.3 пункта 5 статьи 347 Кодекса единый сельхозналог для плательщиков заменяет земельный налог и арендную плату за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, районные, Минский городской и городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты, администрации свободных экономических зон (далее - арендная плата за землю), если иное не установлено главой 34 Кодекса.
При этом для плательщиков единого сельхозналога сохраняется общий порядок исчисления и уплаты земельного налога по всем объектам налогообложения этим налогом и арендной платы за землю по всем земельным участкам за календарный год, за который процентная доля, являющаяся критерием применения единого сельхозналога, не соответствует размеру, указанному в пункте 1 статьи 347 Кодекса, т.е. составляет менее 50%.