Вместо уплаты госпошлины за допуск к участию в дорожном движении с 1 января 2021 года введен транспортный налог. Это предусмотрено изменениями, которые внесены в обновленный Налоговый кодекс. Организации должны уплачивать транспортный налог за транспортные средства, зарегистрированные в Государственной автомобильной инспекции (далее – ГАИ), вне зависимости от того используется транспортное средство в дорожном движении или нет. Если транспортное средство взято в финансовую аренду (лизинг), плательщиком налога признается лизингополучатель.
Определен перечень транспортных средств, зарегистрированных в ГАИ, которые не признаются объектом налогообложения транспортным налогом. К таковым, в частности, относятся электромобили, которые не облагаются налогом до 31 декабря 2025 года; транспортные средства, выпущенные не позднее 1991 года или сведения о годе выпуска которых отсутствуют; транспортные средства для оказания медицинской помощи, в том числе скорой помощи; транспортные средства, принадлежащие к определенным категориям государственных органов; авто, выбывшие у собственника (владельца) в результате противоправных действий третьих лиц. Кроме того, освобождаются от обложения налогом транспортные средства, снятые с учета в ГАИ до 1 июля 2021 года, а также в отношении которых еще действует полученное разрешение на допуск к участию в дорожном движении.
Организации самостоятельно рассчитывают размер транспортного налога за налоговый период – календарный год. Расчет годовой суммы налога производится исходя из количества транспортных средств и ставки налога, размер которой зависит от вида транспортного средства, от разрешенной максимальной массы. Для автобусов ставки разграничены в зависимости от количества посадочных мест. Если у организации в течении года возникает объект обложения, ей следует исчислить налог с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведена государственная регистрация транспортного средства. Исчисление налога прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором транспортное средство снято с учета.
Для плательщиков-организаций предусмотрена обязанность уплачивать авансовые платежи за первый, второй и третий кварталы календарного года. Авансовые платежи исчисляются и уплачиваются исходя из наличия транспортных средств на 1 января, 1 апреля и 1 июля соответственно. Сумма авансового платежа составляет 1/4 суммы налога, рассчитанной исходя из годовой ставки налога. Доплата налога за отчетный год производиться не позднее 22 февраля следующего календарного года. Если же сумма уплаченных авансовых платежей превысит годовую сумму транспортного налога, излишне уплаченная сумма подлежит зачету либо возврату в общеустановленном порядке.
Суммы транспортного сбора учитываются организациями в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг).
Транспортный налог с организаций уплачивается в доходы республиканского бюджета по месту постановки на учет организаций (код платежа 3113).
До начала осуществления деятельности по оказанию услуг по перевозке пассажиров на возмездной основе физическому лицу необходимо зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательской деятельности (индивидуального предпринимателя или юридического лица).
При осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобилями-такси субъекты хозяйствования обязаны стать на налоговый учет, обеспечивать полноту отражения полученной выручки в налоговых декларациях, уплачивать налоги в соответствии с выбранным режимом налогообложения.
Юридические лица могут применять общеустановленный порядок налогообложения либо упрощенную систему налогообложения.
Индивидуальные предприниматели вправе применять общеустановленный порядок налогообложения, предусматривающий уплату подоходного налога с физических лиц, упрощенную систему налогообложения, либо уплачивать единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
При привлечении субъектом хозяйствования к осуществлению предпринимательской деятельности наемных лиц выплата заработной платы должна быть подтверждена документально (отражена в учете) с обязательным исчислением, удержанием и перечислением в бюджет подоходного налога с физических лиц и других обязательных платежей.
Автомобиль-такси должен быть оборудован кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром:
- прошедшим метрологический контроль в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений;
- включенным в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее - Государственный реестр), с указателем режимов использования автомобиля-такси. Не допускается использование кассового аппарата в случаях, если модель (модификация) используемого кассового аппарата не соответствует сфере применения, указанной в Государственном реестре. Модели кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометром, включены в раздел 3 Государственного реестра "КСА, СОВМЕЩЕННЫЕ С ТАКСОМЕТРАМИ", в котором указана сфера применения - "Услуги автомобильного транспорта по перевозке пассажиров автомобилями-такси";
- с установленным средством контроля налоговых органов (далее - СКНО). До начала использования кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, субъекту хозяйствования необходимо заключить с РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" гражданско-правовой договор на установку, обслуживание, снятие СКНО и только после установки в кассовый суммирующий аппарат, совмещенный с таксометром, СКНО, данное кассовое оборудование можно использовать для приема наличных денежных средств и (или) денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек с использованием платежного терминала.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пассажирские перевозки автомобилями-такси обязаны установить и использовать платежные терминалы, обеспечивающие в том числе прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы "БЕЛКАРТ", эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь. До начала осуществление деятельности субъект хозяйствования должен установить платежный терминал, для чего необходимо подать в банк-эквайер заявку на установку платежного терминала.
При выполнении перевозки пассажиров автомобилями-такси, заказанными только с использованием электронной информационной системы (далее – ЭИС), предусматривающей безналичный порядок оплаты, оборудование автомобилей-такси такого автомобильного перевозчика кассовыми суммирующими аппаратами, совмещенными с таксометром, не требуется.
Если посредством ЭИС осуществляется заказ автомобильной перевозки пассажира и оплата за нее производится наличными денежными средствами, то такая перевозка пассажира рассматривается как перевозка пассажира автомобилем-такси, заказанная у диспетчера такси или автомобильного перевозчика, самостоятельно выполняющего прием и передачу заказов на выполнение перевозок автомобилями-такси, при помощи глобальной компьютерной сети Интернет. Соответственно, в таких случаях прием наличных денежных средств должен осуществляться с обязательным использованием кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, с установленным СКНО.
Водитель автомобиля-такси обязан по окончании автомобильной перевозки выдать пассажиру платежный документ, подтверждающий оплату услуги, и произвести с ним расчет, а в случаях оплаты пассажирами выполненных автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси в безналичном порядке с использованием электронной информационной системы - направить на адрес электронной почты, указанный заказчиком автомобильной перевозки пассажиров автомобилями-такси, электронную квитанцию.
Объектом обложения сбором с заготовителей признается осуществление промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации, за исключением их заготовки, при которой плательщиком внесена плата за побочное лесное пользование либо применено освобождение от указанной платы (пункт 1 статьи 321 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями)) (далее – НК).
Сумма сбора с заготовителей определяется как произведение налоговой базы и ставки сбора с заготовителей (пункт 2 статьи 322 НК).
Налоговая база определяется как стоимость объема заготовки (закупки), определенная исходя из заготовительных (закупочных) цен (пункт 2 статьи 321 НК).
Ставка сбора установлена Решением Брестского районного Совета депутатов от 14.01.2016 № 110 «Об установлении на территории Брестского района местных налога и сборов, введение их в действие» (с изменениями и дополнениями) в размере 5 %.
Индивидуальные предприниматели ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) по сбору с заготовителей не позднее 20-го числа и уплачивают сбор не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (пункты 3, 4 статьи 322 НК).
Суммы сбора включаются индивидуальными предпринимателями в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога с физических лиц (ст. 323 НК).Согласно статье 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя граждане вправе осуществлять виды деятельности, перечисленные в подпунктах 3.1 и 3.2 пункта 3 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК). В данном случае, физическими лицами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, в налоговый орган подается письменное уведомление или уведомление через личный кабинет плательщика с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, видов товаров, формы оказания услуг, а также периода осуществления деятельности, места осуществления деятельности и уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц не позднее дня, предшествующего дню начала осуществления деятельности.
Размер ставок единого налога установлен приложением 24 к НК. Напоминаем, что действия по размещению объявлений о реализации товаров (работ, услуг) в глобальной компьютерной сети Интернет, либо иных СМИ могут быть расценены как направленные на осуществление предпринимательской деятельности. В связи с чем, уплату единого налога следует произвести до подачи подобных объявлений.
Кроме того, не требуется регистрация в качестве индивидуального предпринимателя при осуществлении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, а также ремесленной деятельности.
В случае если гражданин планирует осуществлять предпринимательскую деятельность, то до начала следует зарегистрировать ее в местном районном исполнительном комитете по месту жительства с обязательным получением свидетельства о государственной регистрации.
Обращаем внимание, что за занятие физическими лицами предпринимательской деятельности без государственной регистрации предусмотрена административная ответственность согласно части 2 статьи 13.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (с изменениями и дополнениями) (далее – КоАП) в виде наложения штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также до ста процентов от суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.
В соответствии с подпунктом 41 статьи 342 НК при выявлении налоговыми органами впервые фактов осуществления физическими лицами видов деятельности, указанных в подпунктах 1.1 - 1.3 пункта 1, подпунктах 3.1 и 3.2 пункта 3 статьи 337 НК, без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, исчисляется единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц согласно утвержденных ставок.
В случае же выявления повторных фактов осуществления вышеуказанных видов деятельности единый налог исчисляется налоговыми органами с применением коэффициента 5.
За разъяснением порядка осуществления видов деятельности без регистрации в качестве ИП, в сфере агроэкотуризма и ремесленной деятельности граждане вправе обратиться в телефонную справочную систему налоговых органов «Контакт-центр» по телефону 189 (стационарная сеть), либо (017) 229-79-79, а также направить электронное обращение с использованием специальной формы, размещенной на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет (www.nalog.gov.by) в рубрике «Электронные обращения».До 1 декабря 2020 г. все индивидуальные предприниматели в Республике Беларусь должны были установить СКНО на все используемые ими кассовое оборудование (подпункт 2.6 постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 N 924/16 "Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа" (с изменениями и дополнениями) (далее - Постановление N 924/16)).
СКНО - это специальное электронное устройство для сбора, обработки и передачи информации о денежном обороте кассового оборудования посредством сотовой подвижной электросвязи в центр обработки данных, функции которого выполняет РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" (абзац 13 пункта 2 Положения N 924/16, подпункт 2.3 пункта 2 Постановления N 924/16).
Установка, обслуживание и снятие СКНО осуществляются на основании возмездного гражданско-правового договора, заключенного:
- с РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" (пункт 3 Инструкции о порядке установки, обслуживания, снятия средства контроля налоговых органов и порядке осуществления функций центра обработки данных, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 02.03.2012 N 9 (с изменениями и дополнениями) (далее - Инструкция N 9));
- центром технического обслуживания, который в свою очередь заключил необходимый договор с РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" (часть 2 подпункта 2.3 пункта 2 Постановления N 924/16).
За не установку СКНО предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 13.15 КоАП Республики Беларусь в виде наложения штрафа на индивидуального предпринимателя до ста базовых величин.
За разъяснением порядка установки СКНО индивидуальные предприниматели вправе обратиться в телефонную справочную систему налоговых органов «Контакт-центр» по телефону 189 (стационарная сеть), либо (017) 229-79-79, а также направить электронное обращение с использованием специальной формы, размещенной на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет (www.nalog.gov.by) в рубрике «Электронные обращения».Налоговая инспекция по Брестскому району разъясняет.
Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами в Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел (пункт 1 статьи 307-2 Налогового кодекса).
Не признаются объектом налогообложения транспортным налогом с физических лиц транспортные средства:
- выпущенные до 1991 года (включительно) или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
- категории M1 или M1G, приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, - по 31 декабря 2025 года;
- специально оборудованные для использования инвалидами.
- в отношении которых не истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина.
- снятые с учета до 1 июля 2021 года. При этом льгота применяется за весь период владения транспортным средством в 2021 году.
Льготы по транспортному налогу с физических лиц (при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории):
- в размере 50 процентов - в отношении транспортного средства, зарегистрированного за ветераном ВОВ, инвалидом I или II группы, пенсионером.
- в размере 25 процентов - в отношении транспортного средства, зарегистрированного за инвалидом III группы.
Плательщики - физические лица, за которыми по состоянию на 1 января 2021 года зарегистрированы транспортные средства, не позднее 1 ноября 2021 года получат извещения и не позднее 15 декабря 2021 года должны произвести уплату авансового платежа транспортного налога за 2021 год.
Авансовый платеж уплачивается в размере одной базовой величины (29,00 бел. руб.), а в отношении прицепа, прицепа-дачи (каравана) и мотоцикла - в размере 20 бел. руб. за каждый объект налогообложения;
Не позднее 1 сентября 2022 года будет вручено извещение на доплату транспортного налога за 2021 год, который следует уплатить не позднее 15 ноября 2022 года.
В случае если физическому лицу не будет вручено извещение на уплату налогов или не предоставлены льготы, предлагаем обратиться в налоговый орган по месту регистрации физического лица.
Дополнительно сообщаем, что физические лица, зарегистрированные на территории Брестского района, могут для оплаты транспортного налога с физических лиц использовать следующий путь ЕРИП: налоги – Брестская область – Брестский район – ИМНС по Брестскому району – транспортный налог с физ.лиц – Ваш УНП (Учетный номер плательщика, ввод которого производится на английской раскладке клавиатуры).
Дополнительную информацию можно получить по телефонам: 51-16-70, 28-53-06, 51-16-72, 28-53-45, 28-53-51 либо по адресу: г. Брест, ул. Наганова, 10, каб. 205, 209, 211.Налоговая инспекция по Брестскому району разъясняет.
Для того, что бы осуществлять деятельность по ремонту и восстановлению, включая перетяжку, домашней мебели без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (при условии самостоятельного осуществления деятельности, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам), следует.
До начала осуществления деятельности:
- подать в налоговый орган письменное уведомление лично либо через личный кабинет плательщика, с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, в т.ч. период и место осуществления деятельности, наличие льгот, предусмотренных НК;
- до начала осуществления деятельности уплатить единый налог с физических лиц по установленным ставкам.
Так, при осуществлении указанного вида деятельности, ставки, согласно НК, установлены в следующих размерах:
- в г. Бресте - в размере 63,00 руб.,
- в г. Барановичи и г. Пинске – 55,00 руб.,
- в Брестском районе и других населенных пунктах – 30,00 руб. за месяц.
С 01.01.2021 отменена обязанность по хранению в местах осуществления деятельности документов об уплате единого налога, а также для этого вида деятельности исключено условие оказания услуг с использованием материалов потребителя.
НК предусмотрены льготы, т.е. ставки единого налога снижаются для следующих категорий граждан:
- плательщиков – пенсионеров по возрасту – на 20%;
- плательщиков – инвалидов – на 20%;
- плательщиков – родителей многодетных семей – на 20%;
- плательщиков – родителей, воспитывающих детей-инвалидов – на 20%;
- плательщиков - родителей, являющихся инвалидами I и II группы и воспитывающих несовершеннолетних детей и (или) детей, получающих образование в дневной форме получения образования – на 100%.
При наличии у плательщика права на снижение установленной ставки единого налога одновременно по нескольким основаниям, эта ставка понижается на 45 %.Инспекция МНС по Брестскому району разъясняет.
При ведении личного подсобного хозяйства и осуществлении деятельности по производству, переработке и реализации произведенной сельскохозяйственной продукции физические лица вправе самостоятельно без привлечения иных физических лиц осуществлять реализацию следующей продукции:
- овощей и фруктов (в том числе в переработанном виде путем соления, квашения, мочения, сушения), иной продукции растениеводства (за исключением продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады, при реализации которых следует подать уведомление в налоговый орган и уплатить единый налог);
- молочных и кисломолочных продуктов (в том числе в переработанном виде);
- продукции пчеловодства;
- иной продукции животноводства (кроме пушнины), полученной от домашних животных (крупный рогатый скот, свиньи, лошади, овцы, козы, кролики, сельскохозяйственная птица) как в живом виде, так и продуктами
Реализацию данной продукции без уплаты налогов можно осуществлять только при наличии справки местного исполнительного и распорядительного органа, подтверждающей, что реализуемая продукция произведена плательщиком, на находящемся на территории Республики Беларусь земельном участке, предоставленном плательщику для строительства и (или) обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, огородничества, в виде служебного земельного надела.Налоговая инспекция по Брестскому району напоминает о необходимости уплаты земельного налога (в т.ч. арендной платы за пользование земельными участками) и налога на недвижимость в срок не позднее 15.11.2021.
В целях равномерного распределения семейного бюджета предлагаем уплачивать причитающиеся платежи заблаговременно либо поэтапно частями.
Уплату налогов можно произвести наличными денежными средствами в отделениях банка и почтовой связи, а также безналичным путем, используя банковскую карточку, с помощью платежно-справочных терминалов РУП «Белпочта» и инфокиосков банков, а также через (мобильный банкинг) и личный кабинет плательщика.
В настоящее время РУП «Белпочта» всем плательщикам, имеющим в собственности объекты по уплате земельного налога и налога на недвижимость, производит рассылку извещений за 2021 год.
В случае если физическому лицу не вручено извещение на уплату налогов или не предоставлены льготы, предлагаем обратиться в налоговый орган по месту расположения объектов налогообложения.
Дополнительно сообщаем, что оплата за земельные участки и недвижимость, расположенные в садоводческих товарищества (далее – СТ) Брестского района, производится в бюджет не сельского совета, в пределах которого расположено СТ, а в бюджет Брестского района (Брестский РИК, финотдел). При оплате будьте внимательны, сверяйте расчетный счет, указанный в извещении с расчетным счетом в квитанции. Также за данные объекты налогообложения для оплаты можете использовать следующий путь ЕРИП: налоги – Брестская область – Брестский район – Брестский рик, финотдел – земельный налог/налог на недвижимость – Ваш УНП (Учетный номер плательщика, ввод которого производится на английской раскладке клавиатуры).
Дополнительную информацию можно получить по телефонам: 51-16-70, 28-53-06, 51-16-72, 28-53-45, 28-53-51 либо по адресу: г. Брест, ул. Наганова, 10, каб. 205, 209, 211.Интернет-сервис для физических лиц» позволяет:
• получать актуальную информацию о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат, о задолженности по налогам перед бюджетом;
• просматривать информацию об объектах налогообложения по находящимся в собственности земельным участкам, недвижимости, транспортным средствам;
• получать и распечатывать извещения на уплату налогов по имеющимся объектам налогообложения, подоходного налога с физических лиц;
• оплачивать налоговую задолженность и налоговые платежи посредством Интернет-банкинга Беларусбанка, Белгазпромбанка, Альфабанка, Белинвестбанка и Приорбанка;
• заполнить декларации и направлять в налоговую инспекцию декларации в электронном виде;
• записаться на прием в инспекцию по месту постановки на учет без личного визита в налоговую инспекцию.
Регистрация в личном кабинет без посещения налогового органа
1. На странице (http://nalog.gov.by/ru/lichnii-kabinet-fl/) необходимо выбрать способ авторизации «Вход по логину и паролю».
2. Для перехода к регистрации посредством межбанковской системы идентификации пользователю необходимо нажать на ссылку «Регистрация через МСИ».
3. Для осуществления регистрации на открывшейся странице пользователю необходимо ввести идентификационный номер документа, удостоверяющего личность и нажать «Далее».
4. Регистрация пользователя возможна только при соблюдении следующих условий:
- пользователь состоит на учете в налоговых органах (физическому лицу присвоен УНП);
- пользователь не зарегистрирован в личном кабинете плательщика.
В случае несоблюдения одного из условий, регистрация пользователя невозможна.
В случае соблюдения условия для осуществления регистрации отображается следующее окно:
5. Пользователь выбирает вариант авторизации в МСИ:
- пароль. Этот вариант авторизации предполагает введение статического пароля при входе в личный кабинет МСИ.
- динамический пароль. Предполагает введение кода из СМС на странице авторизации.
6. На странице МСИ пользователю необходимо разрешить передачу сведений о личном номере.
7. По завершении идентификации пользователь возвращается на портал МНС, где открывается форма регистрации.
8. Основные сведения на форме регистрации заполняются автоматически. Данные сведения недоступны для редактирования. В случае наличия неактуальных (устаревших) данных, после завершения регистрации пользователю необходимо осуществить обновление персональных данных в авторизованном личном кабинете плательщика.
9. Для завершения регистрации пользователю необходимо ознакомиться с Соглашением о доступе к личному кабинету и принять его условия. Заполнить адрес электронной почты (осуществляется проверка адреса на корректность заполнения). Важно запомнить логин, а также придумать пароль для первой авторизации.
10. Нажать кнопку «Зарегистрироваться». После нажатия, на адрес электронной почты направляется сообщение.