Инспекцией МНС по Брестскому району в ходе проведения выездной проверки, в связи с ликвидацией, ЧП «А» выявлена и пресечена схема необоснованного возврата налога на добавленную стоимость (далее -НДС) из бюджета.
В ходе проведения проверки установлено, что с момента государственной регистрации предприятия по дату подачи заявления о ликвидации прошло чуть более двух месяцев. В течение данного периода времени предприятием совершены хозяйственные операции по приобретению торгового помещения и его последующей передаче собственнику предприятия по стоимости, не превышающей размер уставного фонда. При этом собственник предприятия одновременно зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (далее – ИП) и осуществляет деятельность по сдаче внаем собственного и арендуемого недвижимого имущества. В дальнейшем торговое помещение, переданное собственнику предприятия, зарегистрировано за ИП и используется в его предпринимательской деятельности.
После начала процесса ликвидации предприятием в налоговый орган представлена налоговая декларация (расчет) по НДС с отражением суммы налоговых вычетов и суммы НДС, подлежащей возврату, при отсутствии оборотов по реализации. При проведении контрольных мероприятий собраны доказательства, свидетельствующие, что финансово-хозяйственная деятельность проверяемым субъектом не велась, целью его создания стал возврат разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, путем инициирования процедуры ликвидации.
По результатам проверки произведена корректировка суммы налоговых вычетов по НДС и предотвращен необоснованный возврат НДС из бюджета на общую сумму 101,18 тыс. руб.Учитывая неблагополучную эпидемиологическую ситуацию, связанную с распространением коронавирусной инфекции, в целях исключения напряженности в предпринимательской среде, создания комфортных условий перехода субъектов хозяйствования на новые условия осуществления предпринимательской деятельности в связи с внедрением механизма маркировки товаров средствами идентификации МНС полагает возможным применять следующие подходы.
1. В случае временной нетрудоспособности индивидуального предпринимателя в период с 15 октября по 1 ноября 2021 года, подтверждённой документально (наличие листка нетрудоспособности или справки о временной нетрудоспособности), такой индивидуальный предприниматель, не прошедший ранее регистрацию в государственной информационной системе маркировки товаров унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации (далее – система маркировки) и (или) не передавший в систему маркировки информацию о проведении инвентаризации остатков товаров (обуви), вправе осуществить необходимые действия в течение 10 рабочих дней с даты восстановления трудоспособности, при условии предоставления оператору системы маркировки (РУП «Издательство «Белбланкавыд») копии листка нетрудоспособности или копии справки о временной нетрудоспособности.
При этом обращаем внимание, что в соответствии с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 10.06.2011 №243
«О маркировке товаров», постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.05.2021 № 17 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 243»
(далее – постановление № 17), оборот (в том числе хранение) остатков товаров, на которые не нанесены средства идентификации, информация о которых отсутствует в системе маркировки, или в систему маркировки не передана информация о дате, номере инвентаризационной описи и общем количестве остатков товаров по инвентаризационной описи, запрещается.
Учитывая изложенное, при невнесении в систему маркировки соответствующих сведений в течение 10 рабочих дней с даты восстановления трудоспособности, остатки обуви, обороту на территории Республики Беларусь не подлежат.
2. При приобретении с 1 ноября 2021 г. на территории Российской Федерации, маркированной как средствами идентификации общеустановленного образца, так и «упрощенными средствами идентификации», полученными российскими субъектами хозяйствования для маркировки остатков товаров, имевшихся у них на дату введения маркировки, белорусские субъекты хозяйствования вправе осуществлять оборот (в том числе ввоз и дальнейшую реализацию) таких товаров при условии подтверждения оператором системы маркировки
(РУП «Издательство «Белбланкавыд») наличия информации о таком средстве идентификации.
Справочно. Для получения такого подтверждения белорусскому субъекту хозяйствования необходимо передать в систему маркировки информацию в составе согласно подпункту 1.6.4 пункта 1 приложения 2 к постановлению № 17.
Обращаем внимание, что предусмотренный в настоящем пункте порядок носит временный характер и применяется до момента урегулирования на площадке Евразийской экономической комиссии вопроса об обеспечении признания кодов маркировки в общеустановленном порядке в рамках Евразийского экономического союза, о чем будет сообщено дополнительно.
Управлением оперативных мероприятий Брестской областной налоговой инспекции в декабре 2020 года в кафе на улице Советской в г. Бресте пресечен факт оборота алкогольной продукции без документов, подтверждающих легальность ее приобретения, за что судом наложено штрафов на сумму 7,15 тыс. рублей.
А в мае 2021 года благодаря ответственной гражданской позиции бывшего работника указанного кафе, который сообщил об известных ему фактах выплаты зарплаты «в конверте», сотрудниками управления оперативных мероприятий установлено 19,1 тыс. рублей выручки, не учтенной при налогообложении, с которой выплачено «серой зарплаты» в сумме 10,1 тыс. рублей. Вместе с тем, повторно изъята алкогольная продукция, в отношении которой директором юридического лица предоставлена товарная накладная, не принятая налоговым органом во внимание в связи с ее несоответствием фактически совершенной хозяйственной операции.
За продажу в кафе продукции без использования кассового оборудования областной налоговой инспекцией наложено штрафов на сумму 4,3 тыс. рублей, за нелегальный оборот алкогольной продукции, совершенный повторно, судом наложено штрафов на сумму 13,9 тыс. рублей.
Кроме того, в ходе ведения административных процессов работник кафе, являясь свидетелем совершения правонарушения, дал заведомо ложное объяснение с целью избежания юридическим лицом административной ответственности, за что налоговым органом составлен на работника протокол по статье 25.4 КоАП, а суд привлек его к ответственности в виде штрафа в размере 290,0 рублей.
Вместе с тем, директор юридического лица, осуществлявшего деятельность в кафе (в настоящее время находится в стадии прекращения деятельности), предоставил в управление оперативных мероприятий квитанции, по его мнению, являющиеся подтверждением уплаты штрафов, которые вызвали сомнения в их подлинности. По признакам подделки квитанций, изготовленных без фактической уплаты в банке штрафов, правоохранительные органы Брестчины проводят проверку.
Если Вами обнаружены признаки нарушения, контроль за которым возложен на налоговые органы, Вы вправе сообщить о них по телефонному номеру «контакт-центра» - 189.Упрощенная система налогообложения (далее- УСН) - это особый режим налогообложения, ориентированный на поддержку малого бизнеса.
УСН предусматривает упрощенный порядок налогообложения валовой выручки (выручка + внердоходы), без учета стоимости затрат. Порядок исчисления и уплаты налога при УСН установлен главой 32 НК.
Также для малого бизнеса существует возможность не вести бухгалтерский учет, а осуществлять упрощенный учет в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и не платить с выручки налог на добавленную стоимость (подпункт 1.1.2 статьи 326, статья 333 НК).
Когда организация планирует перейти на УСН, первоначально ей необходимо установить, вправе ли она применять этот упрощенный режим налогообложения. Для этого необходимо ознакомиться с ограничениями, установленными для применения УСН.
Организации имеют право претендовать на применение УСН, если (пункт 2 статьи 327 НК):
- соблюдаются ограничительные критерии по численности и валовой выручке за январь - сентябрь года, предшествующего году перехода на УСН (абз. 2 пункта 2 статьи 327 НК);
- не осуществляют деятельность, при которой не вправе применять УСН, вне зависимости от соблюдения критериев (пункт 2 статьи 324 НК);
- в этом году не теряли право или не отказывались в течение года от применения УСН (пункт 4 статьи 324 НК).
Обращаем внимание, что перейти на УСН можно только с начала года, в течение года такой переход невозможен (пункт 1 статьи 327 НК).
Для перехода на УСН валовая выручка определяется за первые 9 месяцев года, предшествующего году перехода на УСН. Рассчитывается этот показатель по правилам, установленным для УСН и действующим на 1 октября года, за который определяется валовая выручка. Следовательно, для перехода на УСН с 01.01.2022 валовая выручка за январь - сентябрь 2021 г. должна составлять не более 1 623 479 руб.
Организация, изъявившая желание перейти на УСН, должна подать в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о переходе на УСН. Представляется оно в срок с 1 октября по 31 декабря года, предшествующего году перехода на УСН.
В данном уведомлении в том числе указываются валовая выручка нарастающим итогом за первые девять месяцев года, предшествующего году перехода на УСН, и численность работников организации в среднем за данный период и в разрезе месяцев этого периода.В этой связи обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 7 Инструкции о порядке маркировки остатков товаров, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.05.2021 № 17 (далее – постановление № 17), в целях организации бесперебойной торговли субъекты хозяйствования вправе провести инвентаризацию остатков товаров до даты введения маркировки товаров унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации и в порядке, установленном Инструкцией о порядке оборота кодов маркировки, средств идентификации, защищенных материальных носителей, защищенных материальных носителей с нанесенными средствами идентификации, знаков защиты, характеристиках средств идентификации, утвержденной постановлением № 17, приобрести средства идентификации.
В целях предоставления субъектам хозяйствования возможности заблаговременного приобретения кодов маркировки (средств идентификации) РУП «Издательство «Белбланкавыд» с 1 октября 2021 г. обеспечена возможность получения субъектами хозяйствования кодов маркировки белорусского образца для маркировки остатков обувной продукции.
Справочно. Информация о выдаче кодов маркировки белорусского образца для маркировки обуви размещена в сети Интернет по адресу: https://datamark.by/markirovka-ostatkov-tovarov-obuvnoj-produkczii/.
Одновременно обращаем внимание, что товары, в том числе их остатки, признаются маркированными, если на них или их упаковку в установленном Советом Министров Республики Беларусь или уполномоченным им органом порядке нанесены средства идентификации и достоверные сведения о таких товарах, нанесенных на них или их упаковку средствах идентификации содержатся в государственной информационной системе маркировки товаров унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации (далее – система маркировки).
Учитывая изложенное, после нанесения средств идентификации на остатки обуви субъектам хозяйствования необходимо внести сведения, установленные постановлением № 17, в систему маркировки.
Техническая возможность внесения субъектами хозяйствования сведений в систему маркировки об остатках обуви будет предоставлена с 1 ноября 2021 г.
Одновременно информируем, что для субъектов хозяйствованияПри осуществлении предпринимательской деятельности для индивидуальных предпринимателей предусмотрено три системы налогообложения, особенности исчисления и уплаты каждой из которых изложены в отдельных главах Налогового кодекса Республики Беларусь (далее НК):
- общая система налогообложения, предусматривающая уплату подоходного налога с физических лиц (гл. 18 НК);
- упрощенная система налогообложения (гл. 32 НК);
- единый налог с ИП и иных физических лиц (гл. 33 НК).
Каждая из указанных систем применяется в зависимости от тех или иных условий или особенностей осуществляемой деятельности индивидуальными предпринимателями.
На практике возможны случаи, когда индивидуальные предприниматели наряду с принятой основной системой налогообложения обязаны по отдельным доходам исчислять и уплачивать налоги с применением иного порядка налогообложения.
Так, к примеру сохраняется общий порядок исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц в отношении доходов, полученных индивидуальными предпринимателями от операций с ценными бумагами (ч.2 подп. 1.2.1 статьи 326 НК (с изменениями и дополнениями)).
Индивидуальному предпринимателю, который является плательщиком единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, следует помнить, что данная система налогообложения не может применяться при осуществлении:
- реализации товаров (работ, услуг) организациям и индивидуальным предпринимателям, за исключением продажи товаров, отнесенных к группам товаров, указанным в подпункте 1.2 пункта 1 статьи 337 НК (с изменениями и дополнениями), при осуществлении розничной торговли в порядке, установленном законодательством, а также при реализации товаров (работ, услуг) потребителям на основании договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров;
- деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).
В этих случаях, индивидуальным предпринимателям следует применять упрощенную систему налогообложения или уплачивать подоходный налог с физических лиц.
На основании изложенного, законодательством предусмотрено применение индивидуальными предпринимателями по различным видам доходов несколько систем налогообложения одновременно.С 08.07.2021 вступила в силу новая редакция Указа Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 243 «О маркировке товаров» (далее – Указ № 243), в соответствии с которой товары считаются маркированными, если на них или их упаковку нанесены унифицированные контрольные знаки (далее – УКЗ) с достоверными сведениями о таких товарах и УКЗ содержатся в государственной информационной системе маркировки товаров унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации (далее – система маркировки).
Информация об использовании УКЗ передается в систему маркировки не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (для индивидуальных предпринимателей – плательщиков единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц – ежеквартально не позднее первого числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом).