Инспекция МНС по Брестскому району разъясняет.
I. Физические лица вправе осуществлять без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (при условии самостоятельного осуществления деятельности, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам) такие виды деятельности как: видеосъемка событий; фотосъемка, изготовление фотографий; оказание услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции, предоставление услуг по дроблению зерна, отжиму сока, выпас скота; деятельность по оказанию услуг в разработке веб-сайтов и других компьютерных услуг; деятельность по оказанию парикмахерских и косметических услуг, а также услуг по маникюру и педикюру; деятельность физическими лицами по музыкальному обслуживанию свадеб, юбилеев, предоставление услуг тамадой и иные виды деятельности, указанные в пункте 3 статьи 337 Налогового кодекса (далее – НК).
При этом, до начала осуществления деятельности физические лица обязаны:
- подать в налоговый орган письменное уведомление лично либо через личный кабинет плательщика, с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, в т.ч. период и места осуществления деятельности, наличие льгот, предусмотренных НК;
- до начала осуществления деятельности уплатить единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по установленным ставкам.
В зависимости от места осуществления вышепоименованных видов деятельности, приложением 24 к НК установлены следующие размеры ставок единого налога, бел. руб.:
Наименование вида деятельности |
г. Брест |
Брестский р-н |
видеосъемка событий |
243,00 |
158,00 |
фотосъемка, изготовление фотографий |
226,00 |
147,00 |
оказание услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции, предоставление услуг по дроблению зерна, отжиму сока, выпас скота |
43,00 |
33,00 |
деятельность по оказанию услуг в разработке веб-сайтов и других компьютерных услуг |
219,00 |
105,00 |
деятельность по оказанию парикмахерских и косметических услуг, а также услуг по маникюру и педикюру |
208,00 |
82,00 |
деятельность физическими лицами по музыкальному обслуживанию свадеб, юбилеев, предоставление услуг тамадой |
239,00 |
147,00 |
НК предусмотрены льготы, т.е. ставки единого налога снижаются для следующих категорий граждан:
- плательщиков – пенсионеров по возрасту – на 20%;
- плательщиков – инвалидов – на 20%;
- плательщиков – родителей многодетных семей – на 20%;
- плательщиков – родителей, воспитывающих детей-инвалидов – на 20%;
- плательщиков - родителей, являющихся инвалидами I и II группы и воспитывающих несовершеннолетних детей и (или) детей, получающих образование в дневной форме получения образования – на 100%.
При наличии у плательщика права на снижение установленной ставки единого налога одновременно по нескольким основаниям, эта ставка понижается на 45 %.
II. Для осуществления деятельности по сдаче жилых (нежилых) помещений внаем (аренду) другим физическим лицам на долгосрочный период, необходимо произвести следующие действия:
1. Заключить в письменной форме договор найма жилого помещения (аренды нежилого помещения).
2. Зарегистрировать договор в местном исполнительном и распорядительном органе или в организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда.
Процедура регистрации договора найма бесплатная.
3. Произвести уплату подоходного налога в фиксированных суммах, установленных приложением 2 к НК.
В отношении доходов, полученных плательщиками (физическими лицами) от сдачи гражданам в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, находящихся на территории Республики Беларусь, применяются ставки подоходного налога, установленные в фиксированных суммах, согласно приложению 2 к Налоговому кодексу (далее – НК).
Ставка подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах для физических лиц, сдающих жилые помещения в г. Бресте, установлена в размере 34,50 бел. руб. за месяц за каждую сдаваемую комнату (садовый домик, дачу); в городах районного подчинения и поселках городского типа – 16,60 бел. руб., в иных населенных пунктах и территориях – 11,90 бел. руб.
Для осуществления деятельности по сдаче жилых (нежилых) помещений внаем (аренду) другим физическим лицам на краткосрочный период, необходимо произвести следующие действия:
1. подать в налоговый орган письменное уведомление лично либо через личный кабинет плательщика, с указанием вида деятельности, периода и места осуществления деятельности (сведения об объекте недвижимого имущества).
2. произвести уплату единого налога, сумму которого на основании полученного письменного уведомления исчислит налоговый орган.
Так, ставка единого налога с физических лиц, сдающих жилые помещения, садовые домики, дачи для краткосрочного проживания (за каждое жилое помещение, садовый домик, дачу) в г. Бресте, установлена в размере 265,00 бел. руб. за месяц; в населенных пунктах Брестского района – 175,00 бел. руб. за месяц (приложение 24 к НК).Объектом обложения сбором с заготовителей признается осуществление промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации, за исключением их заготовки, при которой плательщиком внесена плата за побочное лесное пользование либо применено освобождение от указанной платы (пункт 1 статьи 321 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями)) (далее – НК).
Сумма сбора с заготовителей определяется как произведение налоговой базы и ставки сбора с заготовителей (пункт 2 статьи 322 НК).
Налоговая база определяется как стоимость объема заготовки (закупки), определенная исходя из заготовительных (закупочных) цен (пункт 2 статьи 321 НК).
Ставка сбора установлена Решением Брестского районного Совета депутатов от 14.01.2016 № 110 «Об установлении на территории Брестского района местных налога и сборов, введение их в действие» (с изменениями и дополнениями) в размере 5 %.
Индивидуальные предприниматели ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) по сбору с заготовителей не позднее 20-го числа и уплачивают сбор не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (пункты 3, 4 статьи 322 НК).
Суммы сбора включаются индивидуальными предпринимателями в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога с физических лиц (статья 323 НК).Вопрос:
Организацией, для реализации продукции животноводства и растениеводства собственного производства, на торговом месте на рынке приобретена программная касса, местом использования которой, согласно данным системы контроля кассового оборудования, является место нахождения торгового места на рынке.
Вправе ли организация при реализации произведенной сельскохозяйственной продукции физическим лицам по месту своего нахождения осуществлять прием наличных денежных средств в кассу организации без использования кассового оборудования?
Ответ:
Подпунктом 1.17 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) плательщик обязан обеспечивать прием средств платежа в случаях и порядке, установленных законодательством.
Данный порядок регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» (далее – постановление № 924/16) и Положением об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденным постановлением № 924/16 (далее – Положение № 924/16).
Согласно пункту 4 Положения № 924/16 при приеме наличных денежных средств, безналичных денежных средств, электронных денег при осуществлении расчетов в соответствии с банковским законодательством, в том числе посредством банковских платежных карточек, QR – кодов и (или) мобильных приложений при продаже товаров кассир проводит с использованием кассового оборудования суммы принятых денежных средств, выдает потребителю платежный документ, подтверждающий оплату услуги, помещает полученные от покупателя наличные денежные средства в ящик для денег кассового оборудования (при его наличии) или иное место аналогичного назначения.
Пунктом 35 Положения № 924/16 определены случаи, когда юридические лица вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов.
В частности, подпунктом 35.20 пункта 35 Положения № 924/16 установлено, что юридические лица, осуществляющие деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, вправе принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования (или) платежных терминалов при продаже (за исключением продажи в торговых объектах) продукции животноводства, растениеводства, пчеловодства и рыболовства, при этом расчет за реализованную продукцию производится наличными денежными средствами непосредственно в кассу юридического лица.
В данном случае в соответствии с пунктом 37 Положения № 924/16 субъекты хозяйствования оформляют каждый факт приема наличных денежных средств квитанцией о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассового оборудования и платежных терминалов, форма которой установлена постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 07.04.2021 № 25 «О форме квитанции» (далее – квитанция).
При этом, согласно пункту 41 Положения № 924/16 юридические лица вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров без применения кассового оборудования в случаях, определенных в главе 6 Положения № 924/16, при условии, если этими юридическими лицами не используется кассовый аппарат с установленным средством контроля налогового органа, программная касса в случаях, перечисленных в пункте 35 Положения № 924/16.
Так как имеющаяся у организации программная касса зарегистрирована для осуществления торговли на торговом месте на рынке, то нормы пункта 41 Положения № 924/16 в рассматриваемой ситуации не применяются, и организация вправе на основании подпункта 35.20 пункта 35 Положения № 924/16 при реализации произведенной продукции растениеводства и животноводства осуществлять прием наличных денежных средств непосредственно в кассу организации без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов на основании квитанций.С 01.01.2022 освобождение от налога на недвижимость впервые введенных в действие капитальных строений (зданий, сооружений), их частей в течение одного года с даты приемки будет применяться только в отношении объектов, принятых в эксплуатацию в соответствии с Положением «О порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства», утвержденным Постановлением СМ Республики Беларусь № 716 от 06.01.2011 (с изменениями и дополнениями). Также в отношении таких объектов, введенных в эксплуатацию после 01.01.2019, в течение следующих второго-пятого годов с даты приемки могут быть применены пониженные ставки налога (0,2% - 0,8%).
Дополнен перечень капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, которые не являются объектами обложения налогом на недвижимость. В него включены полученные в безвозмездное пользование культовые капитальные строения (здания, сооружения), их части религиозным организациям (объединениям), зарегистрированными в соответствии с законодательством.
С 2022 года изменился порядок определения налоговой базы при исчислении налога на недвижимость по арендованным (взятым в иное пользование) у физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, объектам налогообложения.
В случае отсутствия оценочной стоимости на 1 января текущего года, определенной территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним либо указанной в заключении об оценке (по рыночной стоимости), выданном аттестованным оценщиком, организация должна определить налоговую базу в порядке, установленном Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее – НК), а не в соответствии с порядком, установленным в Положении № 187, как это было ранее.
Стоимость арендованных (взятых в иное пользование) объектов налогообложения на 01.01.2022, принадлежащих физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, для определения налоговой базы рассчитывается организацией исходя из:
- расчетной стоимости 1 кв. м типового капитального строения (здания, сооружения) и общей площади (для машино-мест – площади) объекта налогообложения;
- расчетной стоимости 1 м типового капитального строения (здания, сооружения) и протяженности сооружения, у которого отсутствует площадь.
Размеры расчетной стоимости 1 кв. м (1 м) типового капитального строения (здания, сооружения) на 01.01.2022 установлены в приложении 31 к НК.
Например, если организация арендовала в 2021 году капитальное строение (здание, сооружение) у физического лица и, соответственно, исчисляла и уплачивала налог на недвижимость по этому объекту, то в 2022 году, если она продолжает его арендовать, механизм пересчета прошлогодней налоговой базы путем индексации уже не применяется. Организация должна определить стоимость арендованного объекта исходя из расчетной стоимости 1 кв. м (1 м) типового капитального строения (здания, сооружения) из приложения 31 к НК и его площади (протяженности), сравнить полученную величину со стоимостью объекта, указанной в договоре аренды. Наибольшая из них будет налоговой базой при исчислении налога в 2022 году.
С 2022 года исчисление налога на недвижимость по ставкам, уменьшенным решениями местных Советов депутатов, будет производиться с 1 января года, в котором такие решения приняты, если это прямо предусмотрено в них.
Установлен порядок исчисления налога на недвижимость организациями, которые применяют общий порядок налогообложения либо особый порядок налогообложения, предусматривающий уплату налога на недвижимость, в случае, если они переходят на особый порядок налогообложения без уплаты этого налога. Такие организации прекращают исчислять налог на недвижимость с 1-го числа первого месяца квартала, с которого они начали применять этот особый режим налогообложения.
С 2022 года введена норма о необходимости представления в налоговый орган по месту постановки на учет в течении 30 календарных дней со дня составления:
- копии дополнительного соглашения к договору финансовой аренды (лизинга), договору аренды капитального строения (здания, сооружения), его части, иного возмездного или безвозмездного пользования, заключенного организацией с физическим лицом.Для производителя из сельской местности предусмотрены послабления в части исчисления и уплаты отдельных налогов. В частности, согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 №6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (с изменениями и дополнениями) предусмотрены льготы по налогу на прибыль и налогу на недвижимость.
Так, организации осуществляющие на территории средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), в течение семи календарных лет со дня их государственной регистрации не исчисляют и не уплачивают налог на прибыль от реализации продукции собственного производства, если соблюдаются два условия:
- ведется раздельный учет выручки, полученной от реализации продукции собственного производства;
- располагают производство только в сельской местности.
Чтобы реализовать право на льготу, производитель должен представить сертификат продукции собственного производства (его копию) в налоговый орган по месту своей постановки на учет.
Льгота по налогу на недвижимость в отношении капстроений, машино-мест, расположенных в сельской местности предоставляется в квартале, следующем за кварталом, в котором производитель имел право на льготу по налогу на прибыль от реализации продукции собственного производства.
Не вправе воспользоваться налоговыми льготами:
- организации, являющиеся плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;
- организации, применяющие упрощенную систему налогообложения;
- организации, осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма и уплачивающие сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
- организации, применяющие иные установленные законодательством особые режимы налогообложения;
- организации в части осуществления ими:
риэлтерской деятельности;
деятельности в сфере игорного бизнеса;
лотерейной деятельности;
деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр;
производства и (или) реализации подакцизных товаров;
производства и (или) реализации ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.Под заработной платой «в конвертах» принято понимать вознаграждения, которые работодатель выплачивает работнику, но не оформляет документально. Мотивируя работника согласиться на выплату зарплаты в конвертах, наниматель в качестве аргумента высказывает заботу о работнике: без уплаты налогов сумма заработной платы, выплачиваемая работнику на руки, будет больше, чем официальная. При этом наниматель умалчивает, что работник теряет социальную защищенность.
Выплата зарплаты «в конвертах» становится возможной при вовлечении товаров (работ, услуг) в теневой оборот, сокрытии доходов недобросовестными субъектами хозяйствования, минимизации налоговых обязательств по подоходному налогу с физических лиц (далее - подоходный налог) и обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, когда трудовые договоры с работниками не заключаются или работники трудоустраиваются на неполный рабочий день или неделю.
Гражданин, который соглашается на работу без заключения с ним трудового договора и соответственно на получение заработной платы без отражения ее в бухгалтерском учете работодателя, должен помнить, что он рискует не получить заработную плату за отработанное время, компенсацию за неиспользованный отпуск, в любое время работодатель может отказаться от работника, и в будущем такая работа не будет зачислена в стаж работы при назначении пенсии.
С 1 января 2021 года в Налоговый кодекс Республики Беларусь внесены дополнения, направленные на пресечение уклонения от уплаты подоходного налога с физических лиц путем выплаты доходов физическим лицам без отражения на счетах бухгалтерского учета и отчетности.
В соответствии с пунктами 5 и 5-1 статьи 216 Налогового кодекса Республики Беларусь в случае установления контролирующим органом фактов неудержания и неперечисления налоговым агентом подоходного налога уплата его осуществляется налоговым агентом за счет собственных средств и не подлежит удержанию у физических лиц.
С нанимателей, выплативших зарплату «в конверте» без отражения в отчетности, взыскиваются налоги и другие обязательные платежи, за уклонение от уплаты налогов предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьями 14.3, 14.5 Кодекса Республики Беларусь об административных нарушениях, а также предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьей 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь.Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь письмом от 06.06.2022 № 03-01-03/4966, 2-1-10/03406 разъяснили вопросы налогообложения НДС услуг по международной перевозке грузов автомобильным транспортом.
Согласно данных разъяснений услуги по перевозке грузов автотранспортом, оказанные в той части международного маршрута, которая начинается и заканчивается на территории Беларуси, относятся также к экспортируемым транспортным услугам, облагаемым НДС по ставке в размере 0 %, если соблюдаются в совокупности следующие условия:
1) место принятия (доставки) груза расположено на территории ЕС либо маршрут следования груза проходит транзитом по территории ЕС;
2) заявка заказчика, договор, заказ-поручение или другой аналогичный документ содержат указание маршрута грузоперевозки и его соответствующей части по территории Беларуси;
3) грузовой автомобиль (седельный тягач) следовал в специально установленные места (из специально установленных мест), определенные постановлением от 22.04.2022 № 247 «О перемещении транспортных средств», для совершения грузовых операций и (или) перецепки транспортных средств;
4) услуга по международной перевозке груза в части перевозки по территории Беларуси оказана белорусскими юридическими лицами и (или) ИП, имеющими право на выполнение международных автомобильных перевозок и попавшими под действие введенных ЕС ограничений.
В соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом от 01.09.2010 № 450, такими белорусскими юридическими лицами и (или) ИП являются юридическими лица или ИП Беларуси:
• имеющие лицензию на право осуществления деятельности в области автомобильного транспорта с составляющими его услугами по международной грузоперевозке;
• выполняющие перевозки с использованием автомобиля, предназначенного для перевозки грузов, разрешенный максимальный вес которого, включая вес прицепа (полуприцепа), не превышает 3,5 т;
5) международная перевозка груза осуществлена последовательно несколькими перевозчиками и оформлена единой CMR-накладной;
6) оформленная CMR-накладная (ее копия) содержит в том числе реквизиты последующего перевозчика (графа 17 CMR-накладной), дату о получении груза грузополучателем или иным уполномоченным на получение груза лицом, удостоверенную им при завершении международной перевозки груза (графа 24 CMR-накладной).
Поскольку нормы международных законодательных актов не предусматривают обязательств по изданию оригинала либо изготовлению копии CMR-накладной, сопровождающей экспортный груз, предназначенного(ой) для передачи белорусскому перевозчику по завершении международной перевозки, то требование белорусского перевозчика оригиналов CMR-накладной или их копий может быть предусмотрено в договоре.
Срок обязательного использования кассового оборудования для приема наличных денежных средств при осуществлении розничной торговли продовольственными товарами, в том числе сельскохозяйственной продукцией, на ярмарках, торговых местах продлен до 1 января 2023 года.
Соответствующее постановление принято Советом министров Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь 14 мая 2022г. №304/12 в рамках реализации Комплексного плана по поддержке экономики.
Справочно. Ранее такой срок был установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 15 ноября 2021 г. № 647/11 - с 18 мая 2022 года.
Таким образом, при осуществлении розничной торговли на ярмарках и торговых местах на рынке продовольственными товарами (включая сельскохозяйственную продукцию) прием наличных денежных средств до 31 декабря 2022 г. (включительно) возможно осуществлять без применения кассового оборудования.
В этом случае в соответствии с нормами пункта 38 Положения об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» (далее – Положение № 924/16), прием наличных денежных средств осуществляется с отражением в приходных кассовых ордерах общей суммы выручки по окончании рабочего дня (смены), иного периода, определяемого субъектами хозяйствования, но не реже чем один раз в семь дней.
Обращаем внимание, что в силу норм пункта 41 Положения № 924/16 на субъектов хозяйствования, которые до 18 мая 2022 г. приобрели и используют кассовые суммирующие аппараты со средством контроля налоговых органов или программную кассу при реализации продовольственных товаров на ярмарках, торговых местах, возможность осуществлять прием наличных денежных средств без применения кассового оборудования, предусмотренная постановлением № 304/12, не распространяется.
Справочно. Пунктом 41 Положения № 924/16 определено, что субъекты хозяйствования вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования в случаях, определенных в пункте 35 Положения № 924/16, при условии, если этими субъектами хозяйствования не используется кассовый суммирующий аппарат с установленным средством контроля налоговых органов, программная касса в случаях, перечисленных в пункте 35 Положения № 924/16В соответствии с нормами Налогового кодекса Республики Беларусь в редакции, действующей с 2022 года (далее - НК), расходы на рекламу подлежат включению:
в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее - затраты по производству и реализации) на основании подпункта 2.10 пункта 2 статьи 170 НК;
в состав прочих нормируемых затрат, учитываемых при налогообложении прибыли в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имущества с учетом налога на добавленную стоимость (для банков - от суммы доходов, определяемой в соответствии со статьей 176 НК, за вычетом доходов, относящихся в соответствии с НК к внереализационным доходам, кроме сумм доходов от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имущества), на основании подпункта 2.10 пункта 2 статьи 171 НК.
Так, в подпункте 2.10 пункта 2 статьи 170 НК закреплен закрытый перечень расходов на рекламу, подлежащих включению в состав затрат по производству и реализации. К таким расходам относятся:
расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети;
расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр, каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации.
При отнесении тех или иных расходов к расходам на рекламу необходимо принимать во внимание следующие определения терминов, содержащиеся в Законе Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. N 225-З "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Так, в соответствии с абзацами седьмым и десятым статьи 2 Закона о рекламе:
реклама - информация об объекте рекламирования, размещаемая (распространяемая) в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке;
объект рекламирования - продукция, товар, работа или услуга, организация или гражданин, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, производственный объект, торговый объект, иной объект обслуживания, средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера.
Расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационные сети.
Законодательство о рекламе, НК не содержат определения понятия "рекламные мероприятия". НК также не содержит конкретного перечня рекламных мероприятий, распространяемых через СМИ, информационно-телекоммуникационные сети, расходы на которые подлежат включению в состав затрат по производству и реализации.
При решении вопроса об отнесении мероприятия к рекламному следует исходить из наличия в нем в совокупности всех признаков рекламы, содержащихся в определении термина "реклама": информация об объекте рекламирования; распространение в любой форме с помощью любых средств; направленность на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.
Пунктом 20 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. N 427-З "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) установлено, что средство массовой информации (далее - СМИ) - форма периодического распространения массовой информации с использованием печати, вещания теле- или радиопрограммы, глобальной компьютерной сети Интернет, а также сетевое издание как форма распространения массовой информации с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.
СМИ подлежат государственной регистрации в республиканском органе государственного управления в сфере массовой информации в порядке, установленном Законом о СМИ.
Определение термина "информационно-телекоммуникационная сеть" законодательством Республики Беларусь не предусмотрено.
В то же время постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 18 ноября 2005 г. N 26-7 "О гармонизации законодательства государств - участников СНГ в области информатизации и связи" принят модельный закон "Об информатизации, информации и защите информации" (далее - Модельный Закон), которым и определен термин "информационно-телекоммуникационная сеть".
Согласно статье 2 Модельного Закона информационно-телекоммуникационная сеть - система передачи данных, предназначенная преимущественно для передачи информации, доступ к которой осуществляется с использованием компьютерных и других технических устройств.
Справочно. Модельный Закон - законодательный акт рекомендательного характера.
Принимая во внимание положения указанных выше нормативных правовых актов следует включать в состав затрат по производству и реализации расходы на мероприятия, отвечающие требованиям, установленным статьей 2 Закона о рекламе, размещаемые (распространяемые):
через СМИ (газеты, журналы, теле- и радиовещание, сетевые издания);
через информационно-телекоммуникационные сети (в том числе через Интернет, через сети электросвязи).
Примерами рекламных мероприятий (при условии, что они удовлетворяют признакам, установленным для рекламы статьей 2 Закона о рекламе), размещаемых (распространяемых) через СМИ, информационно-телекоммуникационные сети, являются размещение (распространение) рекламы в:
СМИ;
сети Интернет: на сайтах, в социальных сетях (VK, Facebook, Одноклассники), в мессенджерах (Viber, Telegram, WhatsApp), в том числе посредством рассылки через социальные сети и мессенджеры, посредством создания и управления рекламными кампаниями в системе контекстной рекламы;
сети электросвязи, в том числе посредством рассылки СМС-сообщений;
виде видеороликов, аудиороликов, не признаваемых в бухгалтерском учете амортизируемым имуществом, при подтверждении факта их размещения (распространения) в СМИ, в сети Интернет, транслируемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей на мониторах, установленных в общественном транспорте.
При этом расходы на создание и размещение видеороликов (при условии, что видеоролики не признаются в бухгалтерском учете амортизируемым имуществом), транслируемых самой организацией исключительно в торговых, административных, иных помещениях организации на экране телевизора без использования информационно-телекоммуникационной сети, не подлежат включению в состав затрат по производству и реализации, а учитываются в составе прочих нормируемых затрат.
Для включения расходов на рекламные мероприятия через СМИ, информационно-телекоммуникационные сети в состав затрат по производству и реализации необходимо наличие соответствующих документов (договоров, актов и т.д.), подтверждающих факт размещения (распространения) рекламы через СМИ, информационно-телекоммуникационные сети (сеть Интернет, сеть электросвязи и т.д.).
Расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов.
Наружной рекламой в соответствии со статьей 2 Закона о рекламе считается реклама, размещаемая (распространяемая) с использованием средств наружной рекламы на внешних сторонах зданий (сооружений), вне зданий (сооружений) и в подземных пешеходных переходах.
При этом средство наружной рекламы - средство рекламы, используемое для размещения (распространения) наружной рекламы, за исключением транспортного средства.
С учетом изложенного в состав затрат по производству и реализации подлежат включению любые расходы на наружную рекламу, размещенную с использованием любых средств наружной рекламы, удовлетворяющую требованиям законодательства о рекламе, за исключением случаев, когда расходы на такую рекламу в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете формируют первоначальную стоимость амортизируемого имущества.
При этом затраты по изготовлению и нанесению на внешнюю поверхность транспортного средства (автобусов, троллейбусов, автомобилей-такси, вагонов метро и т.д.) рекламных сообщений (изображений, текста) не подлежат включению в состав затрат по производству и реализации, а учитываются в составе прочих нормируемых затрат.
Важно. Необходимо учитывать, что расходы на создание (приобретение) амортизируемого имущества (основных средств, нематериальных активов), используемого в рекламных целях, учитываются при налогообложении прибыли посредством начисления амортизации на основании подпункта 2.1 пункта 2 статьи 170 НК.
Следовательно, расходы на создание рекламных видеороликов, рекламных щитов, которые в бухгалтерском учете образуют объекты нематериальных активов, основных средств, учитываются при налогообложении прибыли посредством включения в затраты по производству и реализации амортизационных отчислений на основании подпункта 2.1 пункта 2 статьи 170 НК.
Расходы на участие в выставках, ярмарках.
НК не содержит конкретный перечень расходов на участие в выставках, ярмарках, которые подлежат включению в состав затрат по производству и реализации.
К ним можно отнести любые затраты, которые непосредственно необходимы для участия в таких мероприятиях, в частности:
вступительный взнос за участие;
арендную плату за аренду выставочной площади, стендов, оборудования;
расходы по оформлению выставочной площади, стендов, оборудования;
стоимость вручаемых посетителям на выставках, ярмарках товаров, предназначенных для реализации и являющихся объектом рекламирования, образцов, пробников таких товаров.
При этом стоимость распространяемой на выставках, ярмарках сувенирной продукции (фирменные календари, кружки и др.), в том числе с логотипом организации, не подлежит включению в состав затрат по производству и реализации, а учитывается в составе прочих нормируемых затрат.
Расходы на изготовление рекламных брошюр, каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации.
НК не содержит определений терминов "рекламная листовка", "рекламный флаер", "рекламный каталог", "рекламная брошюра". В подпункте 2.10 пункта 2 статьи 170 НК предусмотрены расходы на изготовление рекламных брошюр, каталогов и не предусмотрены расходы на изготовление рекламных листовок, флаеров.
Вместе с тем листовка, флаер, наряду с брошюрой и каталогом, являются полиграфическим материалом, выпускаемым в рекламных целях, в котором может содержаться информация о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации.
Учитывая вышеизложенное, полагаем возможным отнести расходы на изготовление листовок, флаеров, брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации и выпускаемых в рекламных целях, в состав затрат по производству и реализации на основании подпункта 2.10 пункта 2 статьи 170 НК.
При этом расходы на изготовление иных видов рекламной продукции (например, расходы на изготовление и нанесение на одежду (спортивную форму, майки), спортивный инвентарь названия и логотипа организации; расходы на нанесение названия и логотипа организации на сувенирную продукцию и т.д.) не подлежат включению в состав затрат по производству и реализации, а учитываются в составе прочих нормируемых затрат.
Расходы на проведение рекламных игр в соответствии с законодательством о рекламе.
На основании подпункта 2.10 пункта 2 статьи 171 НК в состав прочих нормируемых затрат подлежат включению расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых в виде выигрыша при проведении рекламной игры в соответствии с законодательством о рекламе.
В соответствии с подпунктом 1.56 пункта 1 статьи 284 НК объектом обложения государственной пошлиной является государственная регистрация рекламной игры.
Пунктом 1 статьи 293 НК предусмотрено, что суммы государственной пошлины включаются организациями в затраты по производству и реализации.
С учетом изложенного расходы по уплате государственной пошлины для регистрации рекламной игры подлежат включению в состав затрат по производству и реализации на основании пункта 1 статьи 293 НК. Иные расходы, связанные с проведением рекламной игры, включая расходы на публикацию в печатном издании правил проведения рекламной игры, расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых в виде выигрыша при проведении рекламной игры, не подлежат включению в состав затрат по производству и реализации, а учитываются в составе прочих нормируемых затрат.
Расходы на иные виды рекламы.
Расходы на иные виды рекламы подлежат включению в состав прочих нормируемых затрат на основании подпункта 2.10 пункта 2 статьи 171 НК.Указом Президента Республики Беларусь «О развитии средств массовой информации» от 31.03.2022 № 131 (далее - Указ № 131) установлена ставка налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 26 процентов при реализации услуг передачи данных, под которыми для целей Указа № 131 понимаются услуги доступа в сеть Интернет, оказанные операторами электросвязи, а также услуги передачи данных, оказанные операторами сотовой подвижной электросвязи.
Для целей Указа 131 к услугам передачи данных в том числе относятся:
предоставление уполномоченными операторами для операторов электросвязи услуги доступа в сеть Интернет с гарантированной полосой пропускания;
предоставление доступа к Единой сети сотовой подвижной электросвязи по технологии LTE для оказания операторами электросвязи услуги передачи данных абонентам;
предоставление доступа к точке обмена национальным трафиком (пиринг).
Не относятся к услугам передачи данных для целей Указа № 131 услуги, оказываемые посредством технологии передачи данных:
услуги телефонии по IP-протоколу и услуги 1Р-телевидения;
услуги электросвязи в роуминге;
контент-услуги;
услуги Центров обработки данных.
Кроме того, не относятся к услугам передачи данных для целей Указа №131 услуги по предоставлению в пользование каналов электросвязи.
Стоимость услуг (абонентская плата), оказываемых в наборе (пакете) услуг по тарифным планам с установленной абонентской платой, облагается НДС по ставке 26 процентов, поскольку отсутствует техническая возможность имеющихся у операторов программных ресурсов и систем, позволяющая обеспечить разделение стоимости этих услуг (абонентской платы), на две части (первая - стоимость услуг передачи данных, облагаемых НДС по ставке в размере 26 процентов, вторая
стоимость иных услуг электросвязи, облагаемых НДС по ставке в размере 25 процентов) в разрезе каждого абонента.
В соответствии с положениями Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) операторы как продавцы услуг обязаны для целей исчисления НДС определить налоговую базу в порядке, предусмотренном статьей 120 НК, и предъявить сумму НДС покупателю (абоненту) услуг в первичном учетном документе, а также в электронном счете-фактуре (по общему правилу выставляется не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится день оказания услуг), для реализации
права покупателя (абонента) на осуществление вычетов по НДС.
Для целей пункта 5 Указа № 131 под суммами налога на добавленную стоимость, исчисленными с оборотов по оказанию услуг передачи данных, понимаются суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие уплате в бюджет при оказании услуг передачи данных, которые определяются как сумма налога, начисленного при реализации указанных услуг, за минусом приходящихся к такой реализации сумм налоговых вычетов по НДС.
Ставка НДС в размере 26 процентов применяется в отношении услуг передачи данных, оказанных с 1 мая 2022 г. по 31 декабря 2022 г. включительно.