Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Главная // Экономика // Налоговая служба
07/06/2022 05:06

В соответствии с нормами Налогового кодекса Республики Беларусь в редакции, действующей с 2022 года (далее - НК), расходы на рекламу подлежат включению:

в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее - затраты по производству и реализации) на основании подпункта 2.10 пункта 2 статьи 170 НК;

в состав прочих нормируемых затрат, учитываемых при налогообложении прибыли в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имущества с учетом налога на добавленную стоимость (для банков - от суммы доходов, определяемой в соответствии со статьей 176 НК, за вычетом доходов, относящихся в соответствии с НК к внереализационным доходам, кроме сумм доходов от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имущества), на основании подпункта 2.10 пункта 2 статьи 171 НК.

Так, в подпункте 2.10 пункта 2 статьи 170 НК закреплен закрытый перечень расходов на рекламу, подлежащих включению в состав затрат по производству и реализации. К таким расходам относятся:

расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети;

расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр, каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации.

При отнесении тех или иных расходов к расходам на рекламу необходимо принимать во внимание следующие определения терминов, содержащиеся в Законе Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. N 225-З "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).

Так, в соответствии с абзацами седьмым и десятым статьи 2 Закона о рекламе:

реклама - информация об объекте рекламирования, размещаемая (распространяемая) в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке;

объект рекламирования - продукция, товар, работа или услуга, организация или гражданин, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, производственный объект, торговый объект, иной объект обслуживания, средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера.

Расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационные сети.

Законодательство о рекламе, НК не содержат определения понятия "рекламные мероприятия". НК также не содержит конкретного перечня рекламных мероприятий, распространяемых через СМИ, информационно-телекоммуникационные сети, расходы на которые подлежат включению в состав затрат по производству и реализации.

При решении вопроса об отнесении мероприятия к рекламному следует исходить из наличия в нем в совокупности всех признаков рекламы, содержащихся в определении термина "реклама": информация об объекте рекламирования; распространение в любой форме с помощью любых средств; направленность на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.

Пунктом 20 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. N 427-З "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) установлено, что средство массовой информации (далее - СМИ) - форма периодического распространения массовой информации с использованием печати, вещания теле- или радиопрограммы, глобальной компьютерной сети Интернет, а также сетевое издание как форма распространения массовой информации с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.

СМИ подлежат государственной регистрации в республиканском органе государственного управления в сфере массовой информации в порядке, установленном Законом о СМИ.

Определение термина "информационно-телекоммуникационная сеть" законодательством Республики Беларусь не предусмотрено.

В то же время постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 18 ноября 2005 г. N 26-7 "О гармонизации законодательства государств - участников СНГ в области информатизации и связи" принят модельный закон "Об информатизации, информации и защите информации" (далее - Модельный Закон), которым и определен термин "информационно-телекоммуникационная сеть".

Согласно статье 2 Модельного Закона информационно-телекоммуникационная сеть - система передачи данных, предназначенная преимущественно для передачи информации, доступ к которой осуществляется с использованием компьютерных и других технических устройств.

Справочно. Модельный Закон - законодательный акт рекомендательного характера.

Принимая во внимание положения указанных выше нормативных правовых актов следует включать в состав затрат по производству и реализации расходы на мероприятия, отвечающие требованиям, установленным статьей 2 Закона о рекламе, размещаемые (распространяемые):

через СМИ (газеты, журналы, теле- и радиовещание, сетевые издания);

через информационно-телекоммуникационные сети (в том числе через Интернет, через сети электросвязи).

Примерами рекламных мероприятий (при условии, что они удовлетворяют признакам, установленным для рекламы статьей 2 Закона о рекламе), размещаемых (распространяемых) через СМИ, информационно-телекоммуникационные сети, являются размещение (распространение) рекламы в:

СМИ;

сети Интернет: на сайтах, в социальных сетях (VK, Facebook, Одноклассники), в мессенджерах (Viber, Telegram, WhatsApp), в том числе посредством рассылки через социальные сети и мессенджеры, посредством создания и управления рекламными кампаниями в системе контекстной рекламы;

сети электросвязи, в том числе посредством рассылки СМС-сообщений;

виде видеороликов, аудиороликов, не признаваемых в бухгалтерском учете амортизируемым имуществом, при подтверждении факта их размещения (распространения) в СМИ, в сети Интернет, транслируемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей на мониторах, установленных в общественном транспорте.

При этом расходы на создание и размещение видеороликов (при условии, что видеоролики не признаются в бухгалтерском учете амортизируемым имуществом), транслируемых самой организацией исключительно в торговых, административных, иных помещениях организации на экране телевизора без использования информационно-телекоммуникационной сети, не подлежат включению в состав затрат по производству и реализации, а учитываются в составе прочих нормируемых затрат.

Для включения расходов на рекламные мероприятия через СМИ, информационно-телекоммуникационные сети в состав затрат по производству и реализации необходимо наличие соответствующих документов (договоров, актов и т.д.), подтверждающих факт размещения (распространения) рекламы через СМИ, информационно-телекоммуникационные сети (сеть Интернет, сеть электросвязи и т.д.).

Расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов.

Наружной рекламой в соответствии со статьей 2 Закона о рекламе считается реклама, размещаемая (распространяемая) с использованием средств наружной рекламы на внешних сторонах зданий (сооружений), вне зданий (сооружений) и в подземных пешеходных переходах.

При этом средство наружной рекламы - средство рекламы, используемое для размещения (распространения) наружной рекламы, за исключением транспортного средства.

С учетом изложенного в состав затрат по производству и реализации подлежат включению любые расходы на наружную рекламу, размещенную с использованием любых средств наружной рекламы, удовлетворяющую требованиям законодательства о рекламе, за исключением случаев, когда расходы на такую рекламу в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете формируют первоначальную стоимость амортизируемого имущества.

При этом затраты по изготовлению и нанесению на внешнюю поверхность транспортного средства (автобусов, троллейбусов, автомобилей-такси, вагонов метро и т.д.) рекламных сообщений (изображений, текста) не подлежат включению в состав затрат по производству и реализации, а учитываются в составе прочих нормируемых затрат.

Важно. Необходимо учитывать, что расходы на создание (приобретение) амортизируемого имущества (основных средств, нематериальных активов), используемого в рекламных целях, учитываются при налогообложении прибыли посредством начисления амортизации на основании подпункта 2.1 пункта 2 статьи 170 НК.

Следовательно, расходы на создание рекламных видеороликов, рекламных щитов, которые в бухгалтерском учете образуют объекты нематериальных активов, основных средств, учитываются при налогообложении прибыли посредством включения в затраты по производству и реализации амортизационных отчислений на основании подпункта 2.1 пункта 2 статьи 170 НК.

Расходы на участие в выставках, ярмарках.

НК не содержит конкретный перечень расходов на участие в выставках, ярмарках, которые подлежат включению в состав затрат по производству и реализации.

К ним можно отнести любые затраты, которые непосредственно необходимы для участия в таких мероприятиях, в частности:

вступительный взнос за участие;

арендную плату за аренду выставочной площади, стендов, оборудования;

расходы по оформлению выставочной площади, стендов, оборудования;

стоимость вручаемых посетителям на выставках, ярмарках товаров, предназначенных для реализации и являющихся объектом рекламирования, образцов, пробников таких товаров.

При этом стоимость распространяемой на выставках, ярмарках сувенирной продукции (фирменные календари, кружки и др.), в том числе с логотипом организации, не подлежит включению в состав затрат по производству и реализации, а учитывается в составе прочих нормируемых затрат.

Расходы на изготовление рекламных брошюр, каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации.

НК не содержит определений терминов "рекламная листовка", "рекламный флаер", "рекламный каталог", "рекламная брошюра". В подпункте 2.10 пункта 2 статьи 170 НК предусмотрены расходы на изготовление рекламных брошюр, каталогов и не предусмотрены расходы на изготовление рекламных листовок, флаеров.

Вместе с тем листовка, флаер, наряду с брошюрой и каталогом, являются полиграфическим материалом, выпускаемым в рекламных целях, в котором может содержаться информация о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации.

Учитывая вышеизложенное, полагаем возможным отнести расходы на изготовление листовок, флаеров, брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации и выпускаемых в рекламных целях, в состав затрат по производству и реализации на основании подпункта 2.10 пункта 2 статьи 170 НК.

При этом расходы на изготовление иных видов рекламной продукции (например, расходы на изготовление и нанесение на одежду (спортивную форму, майки), спортивный инвентарь названия и логотипа организации; расходы на нанесение названия и логотипа организации на сувенирную продукцию и т.д.) не подлежат включению в состав затрат по производству и реализации, а учитываются в составе прочих нормируемых затрат.

Расходы на проведение рекламных игр в соответствии с законодательством о рекламе.

На основании подпункта 2.10 пункта 2 статьи 171 НК в состав прочих нормируемых затрат подлежат включению расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых в виде выигрыша при проведении рекламной игры в соответствии с законодательством о рекламе.

В соответствии с подпунктом 1.56 пункта 1 статьи 284 НК объектом обложения государственной пошлиной является государственная регистрация рекламной игры.

Пунктом 1 статьи 293 НК предусмотрено, что суммы государственной пошлины включаются организациями в затраты по производству и реализации.

С учетом изложенного расходы по уплате государственной пошлины для регистрации рекламной игры подлежат включению в состав затрат по производству и реализации на основании пункта 1 статьи 293 НК. Иные расходы, связанные с проведением рекламной игры, включая расходы на публикацию в печатном издании правил проведения рекламной игры, расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых в виде выигрыша при проведении рекламной игры, не подлежат включению в состав затрат по производству и реализации, а учитываются в составе прочих нормируемых затрат.

Расходы на иные виды рекламы.

Расходы на иные виды рекламы подлежат включению в состав прочих нормируемых затрат на основании подпункта 2.10 пункта 2 статьи 171 НК.
07/06/2022 05:06

Указом Президента Республики Беларусь                              «О развитии средств массовой информации» от 31.03.2022 № 131 (далее - Указ № 131) установлена ставка налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 26 процентов при реализации услуг передачи данных, под которыми для целей Указа № 131 понимаются услуги доступа в сеть Интернет, оказанные операторами электросвязи, а также услуги передачи данных, оказанные операторами сотовой подвижной электросвязи.

Для целей Указа 131 к услугам передачи данных в том числе относятся:

предоставление уполномоченными операторами для операторов электросвязи услуги доступа в сеть Интернет с гарантированной полосой пропускания;

предоставление доступа к Единой сети сотовой подвижной электросвязи по технологии LTE для оказания операторами электросвязи услуги передачи данных абонентам;

предоставление доступа к точке обмена национальным трафиком (пиринг).

Не относятся к услугам передачи данных для целей Указа № 131 услуги, оказываемые посредством технологии передачи данных:

услуги телефонии по IP-протоколу и услуги 1Р-телевидения;

услуги электросвязи в роуминге;

контент-услуги;

услуги Центров обработки данных.

Кроме того, не относятся к услугам передачи данных для целей Указа №131 услуги по предоставлению в пользование каналов электросвязи.

Стоимость услуг (абонентская плата), оказываемых в наборе (пакете) услуг по тарифным планам с установленной абонентской платой, облагается НДС по ставке 26 процентов, поскольку отсутствует техническая возможность имеющихся у операторов программных ресурсов и систем, позволяющая обеспечить разделение стоимости этих услуг (абонентской платы), на две части (первая - стоимость услуг передачи данных, облагаемых НДС по ставке в размере 26 процентов, вторая
стоимость иных услуг электросвязи, облагаемых НДС по ставке в размере 25 процентов) в разрезе каждого абонента.

В соответствии с положениями Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) операторы как продавцы услуг обязаны для целей исчисления НДС определить налоговую базу в порядке, предусмотренном статьей 120 НК, и предъявить сумму НДС покупателю (абоненту) услуг в первичном учетном документе, а также в электронном счете-фактуре (по общему правилу выставляется не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится день оказания услуг), для реализации
права покупателя (абонента) на осуществление вычетов по НДС.

Для целей пункта 5 Указа № 131 под суммами налога на добавленную стоимость, исчисленными с оборотов по оказанию услуг передачи данных, понимаются суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие уплате в бюджет при оказании услуг передачи данных, которые определяются как сумма налога, начисленного при реализации указанных услуг, за минусом приходящихся к такой реализации сумм налоговых вычетов по НДС.

Ставка НДС в размере 26 процентов применяется в отношении услуг передачи данных, оказанных с 1 мая 2022 г. по 31 декабря 2022 г. включительно.
07/06/2022 05:06

Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестскому району разъясняет порядок применения инвестиционного вычета в 2022 году с учетом изменений и дополнений, внесенных в подпункт 2.2 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) Законом Республики Беларусь от 31.12.2021 N 141-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (далее - Закон N141-З).

С 1 января 2022 года предельный размер инвестиционного вычета увеличен и составляет:

по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, используемым в предпринимательской деятельности, стоимости вложений в их реконструкцию - не более 20 процентов первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию);

по машинам и оборудованию, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию, по транспортным средствам (за исключением легковых автомобилей, кроме относимых к специальным, а также используемых для оказания услуг такси) и стоимости вложений в их реконструкцию - не более 40 процентов первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию).

Кроме того, с 1 января 2022 г. в целях применения инвестиционного вычета возведение последующих очередей строительства, пусковых комплексов относится к вложениям в реконструкцию.

При этом начиная с 2021 года сумма инвестиционного вычета может включаться в затраты по производству и реализации не только в том квартале, в котором возникло право на его применение, а в течение двух лет начиная с квартала, в котором возникло такое право, т.е. в течение двух лет начиная с того квартала, на который приходится месяц, с которого в соответствии с законодательством начато начисление амортизации основных средств (в котором стоимость вложений в реконструкцию увеличила в бухгалтерском учете первоначальную (переоцененную) стоимость основных средств).

Согласно пункту 7 статьи 3 НК акты налогового законодательства, в том числе изменяющие порядок исчисления и уплаты налогов, применяются с момента (даты) вступления их в силу и распространяют свое действие на налоговые или отчетные периоды, на которые приходятся соответственно дата фактической реализации, дата фактического получения дохода, иная аналогичная дата, если иное не предусмотрено законами или актами Президента Республики Беларусь.

Ввиду отсутствия в Законе N 141-З указания на возможность применения указанных выше изменений в части размеров инвестиционного вычета и его объектного состава с даты, отличной от даты вступления в силу Закона N 141-З, их применение возможно в отношении основных средств (стоимости вложений в их реконструкцию), возникновение права на применение инвестиционного вычета, т.е. начало начисления амортизации (увеличение в бухгалтерском учете первоначальной (переоцененной) стоимости основных средств), по которым имеет место начиная с 1 января 2022 года.

Таким образом, организации вправе применить в 2022 году инвестиционный вычет в увеличенных размерах (не более 20 и 40 процентов) по объектам основных средств (стоимости вложений в их реконструкцию), начало начисления амортизации по которым (увеличение в бухгалтерском учете первоначальной (переоцененной) стоимости которых) имеет место начиная с 1 января 2022 года. Соответственно, организации не вправе в соответствии с НК применить в 2022 году инвестиционный вычет в увеличенных размерах (т.е. в размерах, превышающих 15 и 30 процентов, установленных НК в редакции, действовавшей до 2022 года) по объектам основных средств (стоимости вложений в их реконструкцию), начало начисления амортизации по которым (увеличение в бухгалтерском учете первоначальной (переоцененной) стоимости которых) имело место до 1 января 2022 года.

В отношении увеличения первоначальной стоимости объектов основных средств, имевшей место при возведении последующих очередей строительства, пусковых комплексов, в результате возведения которых не создается новый объект основных средств, организации вправе применить в 2022 году инвестиционный вычет при условии, что увеличение в установленном законодательством порядке первоначальной (переоцененной) стоимости основных средств на стоимость возведенных последующих очередей строительства, пусковых комплексов имеет место начиная с 1 января 2022 года. В случае если увеличение первоначальной стоимости объектов основных средств при возведении последующих очередей строительства, пусковых комплексов, в результате возведения которых не создается новый объект основных средств, имело место до 1 января 2022 года, оснований для применения инвестиционного вычета к стоимости последующих очередей строительства, пусковых комплексов не имеется.

В отношении применения инвестиционного вычета по дооборудованию следует руководствоваться следующим.

В соответствии с частью пятой подпункта 2.2 пункта 2 статьи 170 НК к стоимости вложений в реконструкцию относятся фактические затраты, связанные с реконструкцией (модернизацией, реставрацией) зданий, сооружений, передаточных устройств, машин и оборудования, транспортных средств, которые увеличили в бухгалтерском учете первоначальную стоимость этих основных средств, используемых в предпринимательской деятельности.

В бухгалтерском учете согласно пункту 14 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 N 26, первоначальная стоимость основных средств не подлежит изменению, кроме случаев:

реконструкции (модернизации, реставрации) основных средств, проведения иных аналогичных работ;

переоценки основных средств в соответствии с законодательством;

иных случаев, установленных законодательством.

Пунктом 9 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 N 37/18/6, предусмотрено, что амортизируемая стоимость основных средств изменяется в случаях модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, оформленных актами сдачи-приемки выполненных работ, на сумму соответствующих затрат.

Таким образом, при соблюдении иных условий, установленных в подпункте 2.2 пункта 2 статьи 170 НК, организация вправе и до 2022 года применить инвестиционный вычет к стоимости вложений в реконструкцию основных средств, в том числе к стоимости работ по их дооборудованию, при условии, что стоимость таких работ в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете увеличила первоначальную стоимость основного средства.
07/06/2022 05:06

РУП «Издательство «Белбланкавыд» - оператором государственной информационной системы маркировки товаров унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации (далее - оператор, система маркировки) разработана «Памятка по использованию мобильного приложения «Электронный знак». Товарная группа «Молочная продукция» (далее - Памятка).

Памятка размещена на официальном сайте МНС по адресу:

https://nalog.gov.by/upload/iblock/196/dlpbp46pwp4kvk08p3yuj718tcd1pgh1.pdf.

Так, при статусе, отмеченном в мобильном приложении «Электронный знак» красным цветом, молочная продукция обороту не подлежит. При отражении в мобильном приложении «Электронный знак» статусов «Промаркирован товар», «Выдан код», «Статус РФ: в обороте» субъекты хозяйствования вправе осуществлять оборот молочной продукции.

В связи с проводимой в настоящее время доработкой функционала системы маркировки оборот   (в т.ч. реализация и предложение к реализации) молочной продукции со статусом «Выдан код» возможен только до 01.07.2022. Учитывая изложенное, Памятка действует до 01.07.2022.
07/06/2022 05:06

РУП «Издательство «Белбланкавыд» - оператором государственной информационной системы маркировки товаров унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации разработана Памятка по использованию мобильного приложения «Электронный знак» (далее - Памятка). Товарная группа «Обувь, шины, товары легкой промышленности, духи, фотоаппараты, вода упакованная».

Памятка размещена на официальном сайте МНС по адресу:

https://nalog.gov.by/tax_control/control_of_goods/marking/valid_from_08072021/.

Обращаем внимание, что при статусе, отмеченном в мобильном приложении «Электронный знак» красным цветом, товары обороту не подлежат. При отражении в мобильном приложении «Электронный знак» статусов «Промаркирован товар», «Введен в оборот», «Отгружен», «Ввезен в РБ. Статус РФ: Экспортирован в ЕАЭС» субъекты хозяйствования вправе осуществлять оборот таких товаров.
06/06/2022 09:06

В соответствии с пунктами 15-1 и 23 Положения об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» (далее – Положение № 924/16) субъектам хозяйствования предоставлено право при согласии покупателя (потребителя) формировать и выдавать покупателю (потребителю) платежный документ только в электронном виде.

Для субъектов хозяйствования, использующих программные кассы, данная норма Положения № 924/16 вступает в силу с 18 мая 2022 г., использующих кассовые суммирующие аппараты, - с 18 августа 2022 г.

В соответствии с пунктами 2 статьи 462 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) договор розничной купли-продажи является публичным договором (статья 396 ГК).

Публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (пункт 1 статьи 396 ГК).

Если иное не предусмотрено законодательством или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (статья 398 ГК), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта заключения договора и его условий.

С учетом изложенного, полагаем возможным применять следующие подходы по реализации механизма выдачи платежного документа в электронном виде.

1. Предоставление покупателю (потребителю) платежного документа в электронном виде возможно обеспечить одним из следующих способов:

на электронную почту покупателя;

в личный кабинет покупателя при наличии действующей карты лояльности;

на приложение-мессенджер, определенный субъектом хозяйствования – продавцом товара (работы, услуги).

2. Учитывая, что исходя из норм пункта 4 Положения № 924/16 платежный документ, подтверждающий оплату товара (работы, услуги), выдается покупателю при приеме денежных средств, соответственно, согласие покупателя на получение платежного документа только в электронном виде возможно получить до момента приема кассиром денежных средств. При этом форма выражения согласия покупателя
(потребителя) Положением № 924/16 не регулируется.

Исходя из норм ГК и Положения № 924/16, недопустимо формирование кассовым оборудованием платежного документа в электронном виде по умолчанию, без соответствующего уточнения у покупателя (потребителя) вида платежного документа (за исключением варианта, когда покупателем, предъявившим карту лояльности, согласие на получение платежных документов только в электронном виде выбрано по умолчанию в личном кабинете покупателя).

Учитывая изложенное, согласие покупателя (потребителя) на формирование платежного документа только в электронном виде возможно в розничной торговле по договоренности сторон (продавца и покупателя). В связи с этим, в данном случае полагаем достаточным при приеме денежных средств кассиру уточнить у покупателя (потребителя) согласие на получение платежного документа только в электронном виде, которое может быть выражено в устной форме.
03/06/2022 14:06

Инспекция МНС по Брестскому району разъясняет.

Физические лица, достигшие 16-летнего возраста имеют возможность регистрироваться в налоговой инспекции в качестве ремесленника (с согласия одного из законных представителей несовершеннолетнего) и реализации товаров собственного изготовления, отвечающих признакам ремесла (народного творчества) с уплатой ежегодного сбора за ремесленную деятельность, а также возможность оказывать определенные услуги, выполнять некоторые виды работы (продажа пищевой продукции собственного приготовления, музыкальная, танцевальная, актерская деятельность, письменный и устный перевод, организация праздников, графический дизайн, разработка веб-сайтов, выгул домашних животных и уход за ними, услуги по уборке и другое) с уплатой ежемесячного единого налога.

Для постановка на учет в качестве ремесленника следует:

- подать в налоговый орган письменное уведомление лично либо через личный кабинет плательщика о начале осуществления ремесленной деятельности;

- уплатить ремесленный сбор до начала осуществления деятельности (вне зависимости от количества осуществляемых видов деятельности размер сбора составляет 62,00 бел. руб.).

В дальнейшем уплата ремесленного сбора производится за полный последующий календарный год - не позднее 28-го числа последнего месяца текущего календарного года.

Для осуществления видов деятельности с уплатой единого налога с физических лиц следует:

- подать в налоговый орган письменное уведомление лично либо через личный кабинет плательщика, с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, в т.ч. период и место осуществления деятельности, наличие льгот, предусмотренных НК;

- до начала осуществления деятельности уплатить единый налог с физических лиц по ставкам, установленным приложением 24 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.
03/06/2022 14:06

Инспекция Министерства по налогам и сборам по Брестскому району разъясняет.

Порядок взимания налога за владение собаками регламентирован главой 29 Налогового кодекса Республики Беларусь, инструкцией «О налоге за владение собаками», утвержденной Брестский районным советом депутатов 14.01.2016 №110 (с изменениями и дополнениями).

Плательщиками налога за владение собаками признаются физические лица.

Объектом налогообложения признается владение собаками в возрасте трех месяцев и старше.

Налоговая база определяется как количество собак на 1-е число каждого календарного квартала.

С 2022 года ставка налога устанавливается за квартал в размере:

- 0,75 базовых величин, что составляет 24,00 рублей - за породы собак, включенные в перечень потенциально опасных пород собак;

- 0,15 базовых величин, что составляет 4,80 рублей - в иных случаях

Уплата налога должна производиться физическими лицами ежеквартально путем внесения сумм налога организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющим жилищно-коммунальные услуги (далее - организации ЖКХ), одновременно с внесением платы за пользование жилым помещением (платы за жилищно-коммунальные услуги).

От налога за владение собаками освобождаются:

инвалиды по зрению, владеющие собакой-поводырем;

ветераны, инвалиды и участники Великой Отечественной войны;

инвалиды I и II группы;

неработающие пенсионеры, достигшие возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях, владеющие не более чем одной собакой, при отсутствии регистрации по месту их жительства  трудоспособных лиц, за исключением военнослужащих срочной военной службы, граждан, направленных на альтернативную службу, а также лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы (при наличии подтверждающих документов);

проживающие в одноквартирных или блокированных жилых домах, в случае если собака не используется в предпринимательской деятельности.

03/06/2022 14:06

Инспекция Министерства по налогам и сборам по Брестскому району разъясняет.

Плательщики подоходного налога могут уменьшить облагаемый подоходным налогом доход, воспользовавшись правом на имущественный налоговый вычет в соответствии со статьей 211 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, далее – НК).

Так, право на получение вычета имеют плательщик и члены его семьи, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или состоявшие на таком учете на момент заключения договора купли-продажи, предусматривающего оплату цены одноквартирного жилого дома или квартиры в рассрочку, кредитного договора или договора займа в местном исполнительном и распорядительном органе, иных государственных органах и других государственных организациях, организациях негосударственной формы собственности, в случае если они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным законодательными актами (ч. 3 подп. 1.1 ст. 211 НК)

Справочно: Для целей применения вычета к членам семьи плательщика относятся супруг (супруга), их дети и иные лица, признанные в судебном порядке членами семьи плательщика.

При это, вычет предоставляется в сумме:

1) фактически произведенных плательщиком и членами его семьи расходов на строительство (в т.ч. путем приобретения жилищных облигаций) либо приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры (в т.ч. в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), а также в соответствии с договором создания объекта долевого строительства с последующим оформлением договора купли-продажи, предусматривающего оплату цены одноквартирного жилого дома или квартиры в рассрочку;

2) расходов на погашение (возврат) кредитов банков, займов, полученных от белорусских организаций или белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременное погашение (возврат) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных ими на строительство, приобретение жилищных облигаций либо приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры.

Справочно: Для целей применения вычета строительством признается строительная деятельность по возведению объекта, реконструкции объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации на возведение, реконструкцию объекта, выполнение строительных, специальных, монтажных и пусконаладочных работ, в том числе монтаж и установку систем обеспечивающих функционирование объекта (электрических, водопроводных систем, систем водо-, газоснабжения, канализации, систем отопления).

При этом в состав фактически произведенных расходов на строительство либо приобретение жилья включаются в том числе:

- расходы на разработку проектно-сметной документации;

- расходы на работы, связанные с внутренней отделкой жилья, - при строительстве одноквартирного жилого дома или квартиры;

- расходы на приобретение строительных и отделочных материалов;

- расходы по газификации одноквартирного жилого дома, в том числе расходы на оплату стоимости проектирования и строительства газопровода-отвода и внутридомовой системы газоснабжения;

- расходы на приобретение жилищных облигаций;

- расходы на приобретение жилья;

- расходы по оплате лизинговых платежей в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга, в части оплаты стоимости предмета лизинга - одноквартирного жилого дома или квартиры (ч. 12 подп. 1.1 ст. 211 НК)

Обращаем внимание, что в случае, если плательщик воспользовался правом на получения (частичное получение) вычета на строительство либо приобретение жилья, то такой плательщик не вправе получить вычет в отношении иной квартиры или иного одноквартирного жилого дома
03/06/2022 14:06

Инспекция Министерства по налогам и сборам по Брестскому району разъясняет.

Получение платного образования дает студенту (если он состоит в трудовых отношениях) либо его близким родственникам право на применение социального налогового вычета в соответствии с нормами статьи 210 Налогового Кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, далее – НК).

К лицам, состоящим в отношениях близкого родства, относятся родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки, супруг (абз. 3 ч. 2 ст. 195 НК).

Обязательным условием предоставления данного вычета является получение первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования в учреждениях образования Республики Беларусь.

К вычету принимаются расходы за обучение и суммы, направленные на погашение кредитов (займов), фактически израсходованных на получение обучения.

Социальный вычет предоставляется в сумме, уплаченной в течение налогового периода за обучение (ч. 1, 2 подп. 1.1 п. 1 ст. 210, ч. 1 ст. 207 НК).

Чтобы воспользоваться социальным налоговым вычетом, необходимо представить организации, являющейся местом основной работы и источником выплаты доходов плательщику, или налоговому органу перечень документов.

Согласно пункта 3 статьи 210 НК, такими документами являются:

- справки (ее копии) учреждения образования Республики Беларусь, о получении первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования, с указанием периода получения образования;

- копии договора о подготовке специалиста на платной основе, заключенного с учреждением образования Республики Беларусь;

- копии приказа (выписки из него) руководителя учреждения образования Республики Беларусь о стоимости обучения (ее изменении) за соответствующий период обучения;

- копий свидетельства о заключении брака, свидетельства о рождении ребенка (детей), документов, подтверждающих степень близкого родства;

- документов, подтверждающих фактическую оплату услуг в сфере образования, погашение (возврат) кредитов, займов (включая проценты по ним);

- копии кредитного договора - при получении кредитов банков на оплату первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования;

- копии договора займа - при получении заемных средств от белорусских организаций или белорусских индивидуальных предпринимателей;

- справки о доходах физических лиц по установленной форме, иных документов, подтверждающих получение дохода, - при предоставлении социального налогового вычета налоговым органом.

Документы, подтверждающие фактическую оплату услуг в сфере образования, погашение (возврат) кредитов, займов (включая проценты по ним), должны содержать информацию о фамилии, имени, отчестве (если таковое имеется) плательщика, либо лица, получение образования которого оплатил плательщик, сумме и дате оплаты, назначении платежа, если такие требования предусмотрены законодательством, регулирующим порядок оформления указанных документов. В случае если документы не содержат указанных реквизитов, к ним прилагается информация получателя платежа, содержащая недостающие сведения.

Право на применение социального налогового вычета имеют оба родителя независимо от того, кем из них осуществлены расходы в виде оплаты за обучение, а также на погашение (возврат) кредитов банков, займов. Это означает, что при получении социального налогового вычета применяется заявительный принцип. Независимо от того, кто указан в документах об оплате обучения в качестве плательщика (сам ребенок, отец или мать ребенка), право на получение социального налогового вычета имеет тот из родителей, кто заявил о таком праве. Однако родители не могут воспользоваться социальным налоговым вычетом в отношении одной и той же суммы расходов одновременно в полном размере (и отец, и мать ребенка) (ч. 2 подп. 1.1 п. 1 ст. 210 НК).

Налоговому агенту (в течение налогового периода) или налоговому органу (по окончании налогового периода) могут быть представлены копии документов, подтверждающих фактическую оплату услуг в сфере образования, погашение (возврат) кредитов, займов (включая проценты по ним). В этом случае представленные копии документов сверяются с их оригиналами, о чем делается соответствующая отметка на копиях документов, а на оригиналах этих документов - отметка о сумме предоставленного социального налогового вычета.

При этом при получение плательщиком социального вычета в налоговом органе он вправе представить не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц (далее - налоговая декларация) по доходам, полученным в истекшем налоговом периоде (п. 1,2 ст. 222 НК).

В случае утери плательщиком документов на оплату налоговому агенту или налоговому органу представляется письменное подтверждение получателя денежных средств о поступлении таких средств с указанием фамилии, имени, отчества (если таковое имеется) плательщика, либо лица, получение образования которого оплатил плательщик, сумме и дате оплаты, назначении платежа (ч. 3 п. 6 ст. 210 НК).

Начало действия вычета - с месяца осуществления расходов по уплате за обучение; погашение кредита (займа), израсходованного на получение образования (п. 4 ст. 35, подп. 1.1 п. 1 ст. 210 НК).

Если в текущем календарном году социальный вычет на обучение не применялся или использовался не полностью, то неиспользованные суммы переносятся на последующие годы до полного их использования (п. 7 ст. 210 НК).

Вместе с тем, согласно части 8 пункта 1 статьи 223 НК, возврат плательщику излишне удержанного подоходного налога с физических лиц может быть произведен не позднее пяти лет со дня его уплаты в бюджет.

К списку новостей