Порядок применения индивидуальными предпринимателями профессиональных налоговых вычетов определен статьей 205 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, далее – НК).
Расходами индивидуальных предпринимателей признаются документально подтвержденные расходы, произведенные плательщиками и связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
При определении налоговой базы по подоходному налогу следуют учитывать следующее.
Индивидуальные предприниматели, учитывающие доходы от реализации по принципу оплаты, расходы, учитываемые при налогообложении в соответствии с положениями пунктов 21 - 30 статьи 205 НК признают расходами после их фактической оплаты, иного прекращения встречного обязательства перед продавцом.
При этом указанные расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:
- расходы на приобретение товаров, предназначенных для последующей реализации, сырья и (или) материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), учитываются в пределах сумм, оплаченных за указанные товары, сырье, материалы. При этом суммы платы за указанные товары, сырье, материалы уменьшаются на стоимость товаров, сырья, материалов, использованных индивидуальным предпринимателем для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Расходы на приобретение указанных товаров, сырья, материалов, понесенные по окончании налогового периода, к которому они относятся, подлежат исключению из доходов в налоговом периоде, к которому они относятся (в котором получен доход);
- расходы на оплату труда учитываются в составе расходов на дату их фактической выплаты, выдачи;
- амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период.
Индивидуальные предприниматели, учитывающие доходы от реализации по принципу начисления, расходы, учитываемые при налогообложении в соответствии с положениями пунктов 21 - 30 статьи 205 НК, признают расходами в том отчетном (налоговом) периоде, в котором получены соответствующие им доходы, независимо от даты проведения расчетов по ним.
При этом указанные расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:
- расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, учитываются в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены;
- работы (услуги) производственного характера учитываются на дату подписания индивидуальным предпринимателем акта приемки-передачи таких работ (услуг);
- расходы на оплату труда учитываются ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии с пунктом 23 статьи 205 НК расходов на оплату труда;
- амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период;
- расходы на ремонт основных средств учитываются в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, вне зависимости от их оплаты;
- расходы на служебные командировки учитываются на дату составления авансового отчета.
Вместо произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, плательщики имеют право определить расходы в размере двадцать (20) процентов общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от осуществления ими предпринимательской деятельности.
При определении налоговой базы подоходного налога такие расходы не могут учитываться одновременно с расходами, подтвержденными документально.В Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК) внесены изменения, которые коснулись транспортного налога с организаций. Изменения действуют с 1 января 2022 г.
1. Изменения в составе плательщиков
Расширен перечень организаций, не признаваемых плательщиками транспортного налога. В него включены государственные учреждения, созданные местными исполнительными и распорядительными органами для обеспечения деятельности бюджетных организаций (абз. 2 п. 2 ст. 307-1 НК). Таким учреждениям не нужно исчислять, уплачивать налог и подавать налоговую декларацию (расчет) по транспортному налогу за 2022 год.
2. Новшества в перечне объектов обложения транспортным налогом, составе льгот
Из перечня транспортных средств, не признаваемых объектом обложения транспортным налогом, исключены транспортные средства, выбывшие из обладания его собственника (владельца) в результате противоправных действий других лиц. Одновременно они добавлены в перечень транспортных средств, освобождаемых от транспортного налога (п. 2 ст. 307-2, абз. 4 ст. 307-3 НК). Иными словами, такие транспортные средства с 1 января 2022 г. признаются объектом обложения транспортным налогом, но при подтверждении фактов угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со ст. 85 НК, плательщики вправе применить по ним освобождение (льготу) от транспортного налога.
Также перечень льгот пополнился еще одной льготой в отношении зарегистрированных за организациями транспортных средств, законсервированных в порядке, установленном Совмином (абз. 5 ст. 307-3 НК). Порядок консервации, продления срока консервации (включая его продление более одного раза), повторной консервации, расконсервации государственного имущества закреплен в Положении о консервации государственного имущества, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.07.2021 № 431 «О консервации имущества» (с изменениями и дополнениями) (далее – Постановление № 431).
Постановление № 431 применяется и в отношении имущества, находящегося в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении негосударственных юридических лиц при наличии оснований и с учетом сроков, предусмотренных Положением о консервации государственного имущества, а также при условии выполнения определенных мероприятий и работ (п. 1, ч. 1 п. 2 Постановления № 431).
3. Дополнения в порядок исчисления транспортного налога организациями
В связи с введением новых льгот определен порядок исчисления налога при возникновении у организаций права на применение льгот, при утрате такого права (п. 4-1 ст. 307-7 НК).
При возникновении в течение налогового периода (календарного года) права на применение льготы она предоставляется с месяца, следующего за месяцем, в котором возникли правовые основания для ее применения. При утрате организацией права на льготу налог уплачивается с месяца, следующего за месяцем, в котором утрачены правовые основания для ее применения.
В 2022 году сохраняется льгота в отношении транспортных средств с действующим разрешением на допуск к участию в дорожном движении, за выдачу которого уплачена госпошлина. Порядок исчисления налога при утрате оснований для ее применения согласуется с вышеизложенным порядком. Налог начинает исчисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок действия разрешения, за выдачу которого уплачена госпошлина (абз. 2 ст. 307-3, абз. 3 п. 4 ст. 307-7 НК).
4. Изменения в ставках налога для организаций
Ставки налога для организаций установлены в п. 1 приложения 27 к НК. Размер ставок в 2022 году для организаций остается на уровне 2021 года.
Внесена норма о применении минимальной ставки налога в отношении автобусов, сведения о вместимости которых отсутствуют (ч. 2 п. 1 ст. 307-5 НК). Отметим, что для автобусов минимальная годовая ставка установлена на уровне 278,00 руб. (подп. 1.5 п. 1 приложения 27 к НК).
5. Новое в порядке уплаты налога организациями
Установленный в 2021 году порядок уплаты авансовых платежей, налога не изменяется. Новшества касаются возможности зачета излишне уплаченных налогов, сборов (пошлин) пеней в счет уплаты авансовых платежей по транспортному налогу (ч. 2 п. 4 ст. 307-8 НК). Зачет будет производиться на основании заявления плательщика в соответствии со ст. 66 НК.Изменения, касающиеся затрат, учитываемых при налогообложении прибыли с 1 января 2022 года.
1.1. Инвестиционный вычет. В целях совершенствования механизма инвестиционного вычета в подпункт 2.2 пункта 2 статьи. 170 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК-2022) внесены дополнения, которыми:
- предоставлена возможность применения инвестиционного вычета при дооборудовании основных средств, возведении последующих очередей строительства, пусковых комплексов;
- конкретизирован порядок применения инвестиционного вычета к части первоначальной стоимости основных средств (стоимости вложений в реконструкцию) в случаях, когда приобретение (создание) основных средств (осуществление вложений в реконструкцию) осуществляется частично за счет безвозмездно принятых затрат, бюджетного финансирования. Кроме того, в целях повышения инвестиционной привлекательности увеличены предельные значения применения инвестиционного вычета:
- с 15% до 20% первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию) - по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию;
- с 30% до 40% первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию) - по машинам и оборудованию, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию, по транспортным средствам (за исключением легковых автомобилей, кроме относимых к специальным, а также используемых для оказания услуг такси) и стоимости вложений в их реконструкцию.
1.2. Пособие лицам, уходящим на пенсию.
С 1 января 2022 г. единовременная выплата (пособие) лицам, уходящим на пенсию, выплачиваемая в соответствии с законодательством работникам бюджетных организаций (государственных органов), не финансируемым за счет средств республиканского и местных бюджетов, исключена из состава прочих нормируемых затрат и включается в состав затрат по производству и реализации (подпункт 2.7 пункта 2 статьи 170 НК-2022).
1.3. Расходы на оплату труда.
В целях синхронизации с положениями статьи 63 Трудового кодекса с 2022 г. изменяется определение расходов на оплату труда, учитываемых при налогообложении, которое было введено в 2021 г. Подпункт 2.9 пункта 2 статьи 170 НК-2022 изложен в новой редакции, согласно которой в состав затрат по производству и реализации включаются расходы на оплату труда (любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах за исполнение трудовых обязанностей, в том числе все виды стимулирующих и компенсирующих выплат, в размерах и по основаниям, установленным законодательством о труде, соглашением, коллективным договором, иным локальным правовым актом, трудовым договором), а также на выплату среднего заработка и выходных пособий, начисляемых в случаях, предусмотренных законодательством о труде, за исключением расходов, указанных в подпункте 2.1 пункта 2 статьи 171, подпункта 1.3 пункта 1 статьи 173 НК.
1.4. Расходы на рекламу.
С 2022 г. устанавливается закрытый перечень расходов на рекламу, включаемых в состав затрат по производству и реализации (подпункт 2.10 пункта 2 статьи 170 НК-2022):
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр, каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации.
Расходы на иные виды рекламы, за исключением указанных выше, а также расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых в виде выигрыша при проведении рекламной игры, в соответствии с законодательством о рекламе, с 2022 г относятся к прочим нормируемым затратам (подпункт 2.10 пункта 2 статьи 171 НК-2022).
1.5. Стоимость топливно-энергетических ресурсов, израсходованных на производственные и вспомогательные производственно-эксплуатационные нужды.
С 1 января 2022 г. стоимость топливно-энергетических ресурсов, израсходованных на производственные и вспомогательные производственно-эксплуатационные нужды включается в затраты по производству и реализации в полном размере, без учета нормирования (подпункт 2.11 пункта 2 статьи 170 НК-2022). При этом сохраняется нормирование стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования. Как и прежде, нормы на указанное топливо устанавливаются руководителем организации самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром) (подпункт 1.2. пункта 1 статьи. 171 НК-2022).
Инспекция Министерства Республики Беларусь по налогам и сборам по Брестскому району информирует, что в соответствии с пунктами 15-1 и 23 Положения № 924/16 субъектам хозяйствования предоставлено право при согласии покупателя (потребителя) формировать и выдавать покупателю (потребителю) платежный документ только в электронном виде.
Для субъектов хозяйствования, использующих программные кассы, данная норма Положения № 924/16 вступает в силу с 18 мая 2022 г., использующих кассовые суммирующие аппараты, - с 18 августа 2022 г.
В соответствии с пунктами 2 статьи 462 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) договор розничной купли-продажи является публичным договором (статья 396 ГК).
Публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (пункт 1 статьи 396 ГК).
Если иное не предусмотрено законодательством или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (статья 398 ГК), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта заключения договора и его условий.
С учетом изложенного, полагается возможным применять следующие подходы при выдаче платежного документа в электронном виде.
1.Предоставление покупателю (потребителю) платежного документа в электронном виде возможно обеспечить одним из следующих способов:
на электронную почту покупателя;
в личный кабинет покупателя при наличии действующей карты лояльности;
на приложение-мессенджер, определенный субъектом хозяйствования – продавцом товара (работы, услуги).
2.Учитывая, что, исходя из норм пункта 4 Положения № 924/16 платежный документ, подтверждающий оплату товара (работы, услуги), выдается покупателю при приеме денежных средств, соответственно, согласие покупателя на получение платежного документа только в электронном виде возможно получить до момента приема кассиром денежных средств. При этом форма выражения согласия покупателя (потребителя) Положением № 924/16 не регулируется.
Исходя из норм ГК и Положения № 924/16, недопустимо формирование кассовым оборудованием платежного документа в электронном виде по умолчанию, без соответствующего уточнения у покупателя (потребителя) вида платежного документа (за исключением варианта, когда покупателем, предъявившим карту лояльности, согласие на получение платежных документов только в электронном виде выбрано по умолчанию в личном кабинете покупателя).
Учитывая изложенное, согласие покупателя (потребителя) на формирование платежного документа только в электронном виде возможно в розничной торговле по договоренности сторон (продавца и покупателя). В связи с этим, в данном случае полагаем достаточным при приеме денежных средств кассиру уточнить у покупателя (потребителя) согласие на получение платежного документа только в электронном виде, которое может быть выражено в устной форме.Советом Министров Республики Беларусь 28.04.2022 принято постановление № 258 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021 г. № 250» (далее – постановление № 258).
Постановлением № 258 предусматривается, что с 01.12.2022 прослеживаемости будут подлежать как ввозимые, так и производимые на территории Республики Беларусь велотовары, классифицируемые кодами единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза 8711 60 100 0, 8711 60 900 0, 8712 00 300 0, 8712 00 700 0, 8714 91 100 7, 9503 00 100 9.
Субъектам хозяйствования, осуществляющим производство, оптовую и (или) розничную торговлю велотоварами, необходимо провести инвентаризацию образовавшихся у них остатков указанных товаров по состоянию на 01.12.2022 и представить данную информацию в налоговые органы по месту постановки на учет в виде электронного документа для включения в программный комплекс «Система прослеживаемости товаров» не позднее 01.04.2023.
Обращаем внимание, что в сведениях об остатках обязательно должна быть указана страна ввоза велосипедов.
Субъектам хозяйствования, осуществляющим либо планирующим осуществлять оборот велотоваров, необходимо заблаговременно (до 01.12.2022) предпринять ряд действий для организации электронного документооборота, в том числе:
1. Получить международный идентификационный код участника хозяйственной операции (глобальный номер расположения - Global LocationNumber (GLN), присваиваемый системой автоматической идентификации ГС1 Беларуси, в том числе и для филиалов, которым присвоен учётный номер плательщика (УНП).
2 Получить электронную цифровую подпись для лица (лиц), осуществляющих приёмку товаров и подписание накладных (в случае их отсутствия).
3. Определить оператора электронного документооборота (EDI-провайдера), с использованием услуг которого будет осуществляться электронный документооборот в части электронных накладных, и заключить с ними договор.
4. Обучить персонал работе с электронными накладными.
С 01.12.2022 операции, связанные с оборотом велотоваров, подлежат оформлению электронными накладными.
Постановление № 258 вступило в силу 30.04.2022.В соответствии с Указами Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 496 «О прослеживаемости товаров» и от 6 января 2021 г. № 9 «Об изменении Указов Президента Республики Беларусь» в Республике Беларусь внедрены механизмы прослеживаемости и маркировки товаров.
Справочно. Перечни товаров, подлежащих прослеживаемости и маркировке, определены постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021 г. № 250 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 496» и от 29 июля 2011 г. № 1030 «О подлежащих маркировке товарах».
Одним из требований данных механизмов является обязательное использование субъектами хозяйствования электронных товарных и товарно-транспортных накладных (далее – электронные накладные).
На применение мер ответственности за необеспечение субъектами хозяйствования использования электронных накладных при обороте товаров, подлежащих маркировке до 01.09.2022 был установлен мораторий.
В рамках реализации Комплексного плана по поддержке экономики до 31 декабря 2022 г. мораторий продлевается, и его действие распространяется на оборот товаров, подлежащих прослеживаемости.
Обращаем внимание, что в период действия моратория субъектами хозяйствования должны быть приняты исчерпывающие меры, направленные на обеспечение с 1 января 2023 года использования электронных накладных при обороте товаров, подлежащих маркировке и (или) прослеживаемости.С 1 января 2022 года для организаций введены дополнительные ограничения на применение УСН.
Не вправе применять УСН плательщики:
- при сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), предоставлении в иное возмездное пользование несобственного имущества, в том числе с привлечением комиссионера (поверенного) или иного лица, действующего на основании договора комиссии, поручения или иного аналогичного гражданско-правового договора;
- реорганизованные путем присоединения к ним других организаций, если присоединенная организация применяла УСН и в году, на который приходится дата присоединения, превысила предельное значение критерия валовой выручки для применения УСН, либо по итогам года, предшествующего году присоединения, - критерий валовой выручки для применения УСН без НДС.
Уменьшены значения критериев для перехода на УСН.
С 1 января 2022 г. предельные значения критериев для перехода на УСН составляют:
- численность работников в среднем за первые 9 месяцев предшествующего года - не более 50 чел.;
- валовая выручка нарастающим итогом за эти 9 месяцев - не более 1 612 500 руб.
Следует отметить, что для перехода на УСН с 1 января 2022 г. организация в 2021 г. должна соблюдать новые значения критериев.
Впервые зарегистрированные в 2022 г. организации могут применять УСН со дня их государственной регистрации, если списочная численность работников не превышает 50 чел.
Также уменьшены критерии для применения УСН в 2022 г. Право на УСН будут утрачивать организации с месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором:
- численность работников в среднем с начала года превысила 50 чел.;
- валовая выручка нарастающим итогом превысила 2 150 000 руб.
Причем в случае превышения этих значений по итогам 2021 г. организация в 2022 г. также не может применять УСН. Этими новыми пороговыми значениями руководствуются в том числе организации, которые на 31 декабря 2021 г. являлись плательщиками налога при УСН без уплаты НДС и нарушали критерий для НДС по выручке - 1 481 522 руб.
Исключена возможность применения УСН с уплатой НДС.
С 1 января 2022 г. УСН заменяет исчисление и уплату НДС по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. В связи с этим исключены критерии и условия перехода на уплату НДС и на УСН без уплаты НДС. Одновременно в 2022 г. сохраняются случаи обязательной уплаты НДС, указанные в статье 326 НК -2022
С 2022 г. предусмотрены две ставки налога при УСН:
- 6% - в отношении валовой выручки, кроме доходов в виде безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных активов, денежных средств;
- 16% - в отношении указанных безвозмездно полученных объектов, которая действовала и в 2021 г.
Отчетным периодом с 2022 г. признается только календарный квартал.Республиканское унитарное предприятие «Информационно – издательский центр по налогам и сборам» приглашает в августе 2022 года принять участие в вебинаре на тему: «Актуальные вопросы приема денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Кассовая дисциплина: работаем без нарушений».
Дата |
Время проведения |
Тема |
Стоимость, руб. |
30.08.2022 |
10.00-12.00 |
«Актуальные вопросы приема денежных средств при продаже товаров (выполнения работ, оказания услуг). Кассовая дисциплина: работаем без нарушений» |
90,00 (0,90*) |
*Скидка в размере 99 % от полной стоимости услуги на вебинар предоставляется организациям и индивидуальным предпринимателям, оформившим в период с 18.08.2022 по 29.08.2022 подписку на журналы «Налоги Беларуси» и/или «Консультант предпринимателя» в печатной форме или форме электронных изданий на август 2022 года либо на III квартал 2022 года, в соответствии с приказом предприятия от 16.078.2022 № 72 «О предоставлении скидки».
Дополнительную информацию об услуге и условиях предоставления скидки можно получить у специалистов отдела подписки, продаж и рекламы редакции по тел.:(017) 269 19 38,269 19 79, 269 19 40; e-mail: seminarrup@mail.ru.
Ознакомиться с программой мероприятия и записаться можно на портале info-center.byС 1 июля 2022 г. в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 декабря 2021 г. № 141-3 вступили в силу положения Налогового кодекса, устанавливающие обязательства по постановке на учет в налоговых органах Республики Беларусь, исчислению и уплате НДС для иностранных организаций, иностранных индивидуальных предпринимателей, реализующих товары в рамках электронной дистанционной продажи белорусским организациям и физическим лицам (в том числе индивидуальным предпринимателям), находящимся в Республике Беларусь.
Иностранная организация, иностранный индивидуальный предприниматель, реализующие дистанционно товары, обязаны в целях уплаты НДС встать на учет в инспекции МНС по г. Минску при наступлении следующих условий:
Электронная дистанционная продажа товаров – это реализация товаров, когда:
- заказ и оплата производится посредством сервисов, доступных на электронной торговой площадке;
- доставка товаров покупателю организуется посредством электронной торговой площадки.
Под электронной торговой площадкой понимается информационная система, предназначенная для организации и совершения покупок (продаж) в электронном формате, доступ к которой осуществляется через сайт в сети Интернет.
Покупателями Республики Беларусь, приобретающими товары при электронной дистанционной продаже, могут быть:
- физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели);
- организации.
Физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) определяется покупателем Республики Беларусь, если местом жительства физического лица является Республика Беларусь, что подтверждается его почтовым адресом (физическое лицо имеет почтовый адрес в Республике Беларусь).
Помимо данного критерия (например, если место жительства физического лица не известно) могут использоваться следующие условия определения физических лиц покупателями Республики Беларусь:
- местом нахождения банка, в котором открыт счет, используемый физическим лицом, является территория Республики Беларусь;
- сетевой (IP) адрес устройства, использованного физическим лицом, зарегистрирован в Республике Беларусь;
- международный код страны телефонного номера, используемого физическим лицом, присвоен Республике Беларусь.
Организация определяется покупателем Республики Беларусь, если местом государственной регистрации организации является Республика Беларусь.
Для определения организации в качестве покупателя Республики Беларусь (например, когда не известно место государственной регистрации) могут также использовать следующие критерии:
- местом нахождения банка, в котором открыт счет, используемый организацией, является территория Республики Беларусь;
- сетевой (IP) адрес устройства, использованного организацией, зарегистрирован в Республике Беларусь;
- международный код страны телефонного номера, международный почтовый индекс, международный код страны, использованные организацией для приобретения или оплаты таких товаров, присвоены Республике Беларусь.
2. В течение года оборот по реализации таких товаров покупателям Республики Беларусь превысил сумму, эквивалентную 10 000 евро.
Постановка на учет в налоговом органе указанных иностранных организаций, индивидуальных предпринимателей осуществляется в электронном формате через единый портал электронных услуг (ЕПЭУ) бесплатно.
К заявлению о постановке на учет прилагается копия выписки из торгового регистра страны места нахождения иностранной организации, индивидуального предпринимателя или иное эквивалентное доказательство их юридического статуса в соответствии с законодательством страны их места нахождения.
Уплата НДС производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (квартал). В 2022 г. НДС подлежит уплате:
- за III квартал – не позднее 24.10.2022;
- за VI квартал – не позднее 23.01.2023.
Декларация по НДС подается в электронной форме через личный кабинет плательщика на портале Министерства по налогам и сборам ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (квартал). В 2022 г. декларация по НДС представляется:
- за III квартал – не позднее 20.10.2022;
- за VI квартал – не позднее 20.01.2023.
Уточненная декларация подается в двух случаях:
Налоговая база – стоимость товаров с учетом НДС.
Ставка налога составляет 10%, 20% в зависимости от категории товара.При приобретении с 01.07.2022 товаров при электронной дистанционной продаже у иностранных организаций, иностранных индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговом органе Республики Беларусь, у белорусских организаций возникает право на налоговый вычет при исчислении налога на добавленную стоимость (далее - НДС, п.9 ст.141-1 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).
В связи с этим, постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.04.2022 №18 внесены соответствующие изменения в Инструкцию о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденную постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25.04.2016 №15 (далее - Инструкция).
В отношении товаров, приобретенных плательщиком Республики Беларусь у иностранных организаций, иностранных индивидуальных предпринимателей, и исчислении им суммы НДС в соответствии со ст.141-1 НК в электронном счет-фактуре (далее - ЭСЧФ), направляемом на Портал ЭСЧФ, являющегося информационным ресурсом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, указываются:
- в строке 3 "Дата совершения операции" - дата совершения хозяйственной операции, которая соответствует моменту фактической реализации объектов в соответствии с пунктом 6 статьи 141-1 НК;
- в строке 4 "Тип ЭСЧФ" - тип ЭСЧФ "Исходный";
- в строке 6 "Статус поставщика" - статус поставщика "Иностранная организация";
- в строке 8 "УНП" указывается УНП, присвоенный иностранной организации, иностранному индивидуальному предпринимателю в соответствии с подпунктом 1.7 пункта 1 статьи 70 НК;
- в строке 15 "Статус получателя (по договору/контракту)" - статус получателя "Покупатель";
- в строках 16 - 30 - сведения на основании информации из документов, указанных в пункте 9 статьи 141-1 НК;
- в графе 12 "Дополнительные данные" раздела 6 "Данные по товарам (работам, услугам), имущественным правам" - признак дополнительных данных "Дистанционная продажа товара".
Остальные строки и графы формы ЭСЧФ заполняются в зависимости от необходимости и особенностей их заполнения, установленных в главе 3 Инструкции.