Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Главная // Экономика // Налоговая служба
22/08/2022 14:08

С 1 июля 2022 г. в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 декабря 2021 г. № 141-3 вступили в силу положения Налогового кодекса, устанавливающие обязательства по постановке на учет в налоговых органах Республики Беларусь, исчислению и уплате НДС для иностранных организаций, иностранных индивидуальных предпринимателей, реализующих товары в рамках электронной дистанционной продажи белорусским организациям и физическим лицам  (в том числе индивидуальным предпринимателям), находящимся в Республике Беларусь.

Иностранная организация, иностранный индивидуальный предприниматель, реализующие дистанционно товары, обязаны в целях уплаты НДС встать на учет в инспекции МНС по г. Минску при наступлении следующих условий:

  1. Иностранная организация/индивидуальный предприниматель реализует товары покупателям Республики Беларусь через электронную торговую площадку или является посредником в расчетах при электронной дистанционной продаже товаров покупателям Республики Беларусь.

Электронная дистанционная продажа товаров – это реализация товаров, когда:

- заказ и оплата производится посредством сервисов, доступных на электронной торговой площадке;

- доставка товаров покупателю организуется посредством электронной торговой площадки.

Под электронной торговой площадкой понимается информационная система, предназначенная для организации и совершения покупок (продаж) в электронном формате, доступ к которой осуществляется через сайт в сети Интернет.

Покупателями Республики Беларусь, приобретающими товары при электронной дистанционной продаже, могут быть:

- физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели);

- организации.

Физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) определяется покупателем Республики Беларусь, если местом жительства физического лица является Республика Беларусь, что подтверждается его почтовым адресом (физическое лицо имеет почтовый адрес в Республике Беларусь).

Помимо данного критерия (например, если место жительства физического лица не известно) могут использоваться следующие условия определения физических лиц покупателями Республики Беларусь:

- местом нахождения банка, в котором открыт счет, используемый физическим лицом, является территория Республики Беларусь;

- сетевой (IP) адрес устройства, использованного физическим лицом, зарегистрирован в Республике Беларусь;

- международный код страны телефонного номера, используемого физическим лицом, присвоен Республике Беларусь.

Организация определяется покупателем Республики Беларусь, если местом государственной регистрации организации является Республика Беларусь.

Для определения организации в качестве покупателя Республики Беларусь (например, когда не известно место государственной регистрации) могут также использовать следующие критерии:

- местом нахождения банка, в котором открыт счет, используемый организацией, является территория Республики Беларусь;

- сетевой (IP) адрес устройства, использованного организацией, зарегистрирован в Республике Беларусь;

- международный код страны телефонного номера, международный почтовый индекс, международный код страны, использованные организацией для приобретения или оплаты таких товаров, присвоены Республике Беларусь.

2. В течение года оборот по реализации таких товаров покупателям Республики Беларусь превысил сумму, эквивалентную 10 000 евро.

Постановка на учет в налоговом органе указанных иностранных организаций, индивидуальных предпринимателей осуществляется в электронном формате через единый портал электронных услуг (ЕПЭУ) бесплатно.

К заявлению о постановке на учет прилагается копия выписки из торгового регистра страны места нахождения иностранной организации, индивидуального предпринимателя или иное эквивалентное доказательство их юридического статуса в соответствии с законодательством страны их места нахождения.

Уплата НДС производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (квартал). В 2022 г. НДС подлежит уплате:

- за III квартал – не позднее 24.10.2022;

- за VI квартал – не позднее 23.01.2023.

Декларация по НДС подается в электронной форме через личный кабинет плательщика на портале Министерства по налогам и сборам ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (квартал). В 2022 г. декларация по НДС представляется:

- за III квартал – не позднее 20.10.2022;

- за VI квартал – не позднее 20.01.2023.

Уточненная декларация подается в двух случаях:

  1. Если плательщиком получено уведомление от налогового органа по результатам проведения камеральной проверки;
  2. Если плательщиком выявлены ошибки в ранее представленной декларации.

Налоговая база – стоимость товаров с учетом НДС.

Ставка налога составляет 10%, 20% в зависимости от категории товара.
18/08/2022 07:08

При приобретении с 01.07.2022 товаров при электронной дистанционной продаже у иностранных организаций, иностранных индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговом органе Республики Беларусь, у белорусских организаций возникает право на налоговый вычет при исчислении налога на добавленную стоимость (далее - НДС, п.9 ст.141-1 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).

В связи с этим, постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.04.2022 №18 внесены соответствующие изменения в Инструкцию о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденную постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25.04.2016 №15 (далее - Инструкция).

В отношении товаров, приобретенных плательщиком Республики Беларусь у иностранных организаций, иностранных индивидуальных предпринимателей, и исчислении им суммы НДС в соответствии со ст.141-1 НК в электронном счет-фактуре (далее - ЭСЧФ), направляемом на Портал ЭСЧФ, являющегося информационным ресурсом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, указываются:

- в строке 3 "Дата совершения операции" - дата совершения хозяйственной операции, которая соответствует моменту фактической реализации объектов в соответствии с пунктом 6 статьи 141-1 НК;

- в строке 4 "Тип ЭСЧФ" - тип ЭСЧФ "Исходный";

- в строке 6 "Статус поставщика" - статус поставщика "Иностранная организация";

- в строке 8 "УНП" указывается УНП, присвоенный иностранной организации, иностранному индивидуальному предпринимателю в соответствии с подпунктом 1.7 пункта 1 статьи 70 НК;

- в строке 15 "Статус получателя (по договору/контракту)" - статус получателя "Покупатель";

- в строках 16 - 30 - сведения на основании информации из документов, указанных в пункте 9 статьи 141-1 НК;

- в графе 12 "Дополнительные данные" раздела 6 "Данные по товарам (работам, услугам), имущественным правам" - признак дополнительных данных "Дистанционная продажа товара".

Остальные строки и графы формы ЭСЧФ заполняются в зависимости от необходимости и особенностей их заполнения, установленных в главе 3 Инструкции.
21/07/2022 06:07

В соответствии с указами Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 496 «О прослеживаемости товаров» и от 6 января 2021 г. № 9 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» в Республике Беларусь внедрены механизмы прослеживаемости и маркировки товаров.

Справочно. Перечни товаров, подлежащих прослеживаемости и маркировке, определены постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021 г. № 250 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 496» и от 29 июля 2011 г. № 1030 «О подлежащих маркировке товарах».

Одним из требований данных механизмов является обязательное использование субъектами хозяйствования электронных товарных и товарно-транспортных накладных (далее – электронные накладные).

В целях недопущения сокращения ассортимента при обороте товаров, удовлетворения спроса субъектов хозяйствования и обеспечения их нормального функционирования в условиях внедрения механизма маркировки до 01.09.2022 установлен мораторий на применение мер ответственности за необеспечение субъектами хозяйствования использования электронных накладных при обороте товаров, подлежащих маркировке (далее – мораторий).

В рамках реализации Комплексного плана по поддержке экономики до 31 декабря 2022 г. мораторий продлевается, и его действие распространяется на оборот товаров, подлежащих прослеживаемости.

ИМНС обращает внимание, что в период действия моратория субъектами хозяйствования должны быть приняты исчерпывающие меры, направленные на обеспечение ими с 1 января 2023 года использования электронных накладных при обороте товаров, подлежащих маркировке и (или) прослеживаемости
14/07/2022 05:07

При приобретении с 01.07.2022 товаров при электронной дистанционной продаже у иностранных организаций, иностранных индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговом органе Республики Беларусь, у белорусских организаций возникает право на налоговый вычет при исчислении налога на добавленную стоимость (далее - НДС, п.9 ст.141-1 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).

В связи с этим, постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.04.2022 №18 внесены соответствующие изменения в Инструкцию о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденную постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25.04.2016 №15 (далее - Инструкция).

В отношении товаров, приобретенных плательщиком Республики Беларусь у иностранных организаций, иностранных индивидуальных предпринимателей, и исчислении им суммы НДС в соответствии со ст.141-1 НК в электронном счет-фактуре (далее - ЭСЧФ), направляемом на Портал ЭСЧФ, являющегося информационным ресурсом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, указываются:

- в строке 3 "Дата совершения операции" - дата совершения хозяйственной операции, которая соответствует моменту фактической реализации объектов в соответствии с пунктом 6 статьи 141-1 НК;

- в строке 4 "Тип ЭСЧФ" - тип ЭСЧФ "Исходный";

- в строке 6 "Статус поставщика" - статус поставщика "Иностранная организация";

- в строке 8 "УНП" указывается УНП, присвоенный иностранной организации, иностранному индивидуальному предпринимателю в соответствии с подпунктом 1.7 пункта 1 статьи 70 НК;

- в строке 15 "Статус получателя (по договору/контракту)" - статус получателя "Покупатель";

- в строках 16 - 30 - сведения на основании информации из документов, указанных в пункте 9 статьи 141-1 НК;

- в графе 12 "Дополнительные данные" раздела 6 "Данные по товарам (работам, услугам), имущественным правам" - признак дополнительных данных "Дистанционная продажа товара".

Остальные строки и графы формы ЭСЧФ заполняются в зависимости от необходимости и особенностей их заполнения, установленных в главе 3 Инструкции.
06/07/2022 13:07

Деятельность в сфере игорного бизнеса является социально опасной, так как связана с таким ее негативным проявлением, как игровая зависимость, которая зачастую приводит к тяжелым финансовым последствиям как для игрока, так и для членов его семьи.

Игровая зависимость заставляет пренебрегать ранее установленными моральными и этическими ценностями, жизненным устоем в семейном, профессиональном и социальном плане, что ведет к снижению функциональности во всех вышеперечисленных сферах жизнедеятельности, эмоциональному разрушению личности игрока, межличностным конфликтам, обнищанию и даже суицидальным попыткам.

Игромания - это психическое расстройство человека, ведущее к патологической тяге к азартным играм и влекущее за собой зависимость от чувства азарта, которое становится доминирующим в жизни субъекта.

Любой гражданин может самостоятельно ограничить себя в посещении игорных заведений на срок от 6 месяцев до 3 лет путем подачи соответствующего письменного заявления любому организатору азартных игр республики. Данное заявление возврату не подлежит и рассматривается как заявление, поданное всем организаторам азартных игр на территории Республики Беларусь. Таким образом, подав заявление любому организатору азартных игр, физическое лицо ограничивает себя в посещении всех игорных заведений на территории Республики Беларусь.

Ограничить физическое лицо в посещении игорных заведений и участии в азартных играх могут и члены семьи игромана, если он вследствие участия в азартных играх ставит себя и свою семью в тяжелое материальное положение. Обратиться в суд с заявлением об ограничении физического лица в посещении игорных заведений и участии в азартных играх вправе родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, опекуны, попечители, супруг (супруга), а также иные лица, проживающие совместно с ним и ведущие общее хозяйство, прокурор, органы опеки и попечительства.

Организатору азартных игр запрещается допускать в игорное заведение и к участию в азартных играх физических лиц, которые самостоятельно себя в этом ограничили, либо ограниченных по решению суда. За нарушение указанного требования предусмотрена административная ответственность.

В случае если вы располагаете информацией о факте допуска в игорное заведение физического лица, ограниченного в посещении игорных заведений и участии в азартных играх, вы можете сообщить об этом по номеру 189.

 

01/07/2022 07:07

Ежегодно во второе воскресенье июля отмечается наш профессиональный праздник – День работников налоговых органов, установленный Указом Президента Республики Беларусь в марте 1998 года.

Налоговая служба является одним из важнейших звеньев в системе государственного управления, вносит значимый вклад в экономическое развитие страны. От ее четкой и оперативной работы зависит исполнение одной из наиболее значимых целей – максимальное обеспечение и повышение поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет. Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестскому району профессионально решает эти задачи.

На 01.06.2022 года на учете в инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестском району состоит 2002 организации, 2392 индивидуальных предпринимателей, 89542 физических лиц, которые уплачивают имущественные налоги. С целью создания максимально комфортных условий взаимодействия между плательщиками и налоговыми органами активно внедряются современные форматы обслуживания, электронный документооборот, возможность дистанционного взаимодействия посредством электронных сервисов. Все категории плательщиков: юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также физические лица – могут своевременно представить налоговую отчетность, осуществлять административные процедуры, получать разъяснения о принятых решениях, направлять запросы о разъяснении законодательства и прочее в режиме онлайн. С помощью интернет-сервиса «Личный кабинет физического лица» физическим лицам доступна услуга по заполнению и отправке в налоговый орган налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц, уведомления об осуществлении деятельности для расчета единого налога, получать и распечатывать извещения на уплату налога на недвижимость и земельного налога с физических лиц, подоходного налога с физических лиц. Для удобства плательщиков в настоящее время на сайте МНС в разделе «Электронные сервисы» размещена и доступна для скачивания версия мобильного приложения «Личного кабинета физического лица» для использования на смартфонах и планшетах. На сегодняшний день 15520 физических лиц зарегистрированы в качестве пользователей «Личного кабинета».

Пользуясь случаем, особую благодарность хочется высказать в адрес плательщиков, которые добросовестно исполняют обязательства по уплате налогов в бюджет и понимают важность государственной задачи, ведь укрепление экономики страны – наше общее дело.

Неизменной основой нашей службы являются люди, честно и профессионально исполняющие долг перед государством, осознающие ответственность возложенной на них работы. Залог эффективности работы налоговых органов – профессионализм, компетентность, порядочность, доброжелательность и искренность сотрудников. Все эти качества позволяют нам находить общий язык и понимание в работе с плательщиками.

По случаю профессионального праздника, уважаемые коллеги и ветераны налоговой службы, примите самые искренние пожелания крепкого здоровья, мира и добра, новых профессиональных успехов и достижений.



01/07/2022 07:07

Инспекция МНС по Брестскому району напоминает о некоторых особенностях уплаты НДС индивидуальными предпринимателями (далее – ИП), применяющими общий порядок налогообложения.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 113 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее -  НК) плательщиками НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в обязательном порядке признаются ИП, применяющие общий порядок налогообложения, если сумма определяемых в порядке, установленном статьей 205 НК, выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и доходов в виде операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) имущества нарастающим итогом с начала года превысит 500 000 белорусских рублей без учета налогов и сборов, исчисляемых из выручки.

В сумму выручки не включается выручка от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, по которой в соответствии с НК уплачиваются единый налог с ИП и иных физических лиц и (или) налог при упрощенной системе налогообложения.

Независимо от возникновения обстоятельств, указанных выше ИП имеет право на уплату НДС в добровольном порядке, если им принято решение об уплате НДС и подано в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о принятом решении в срок не позднее 20-го числа месяца, с которого будет исчисляться НДС (часть 1 подпункта 1.3 пункта 1 статьи 113 НК).

ИП до окончания налогового периода признается плательщиком НДС в отношении всех объектов налогообложения:

- при возникновении обстоятельств, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 113 НК - начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем возникновения такого обстоятельства;

- при принятии решения об уплате НДС - начиная с 1-го числа месяца, указанного в уведомлении о принятом решении об уплате налога на добавленную стоимость;

- ИП, государственная регистрация которого осуществлена в текущем налоговом периоде, представивший уведомление о принятом решении в месяце его государственной регистрации – начиная с дня его государственной регистрации и до окончания налогового периода.

Налоговым периодом признается – календарный год.

За более подробным разъяснением налогового законодательства индивидуальные предприниматели вправе обратиться в телефонную справочную систему налоговых органов «Контакт-центр» по телефону 189 (стационарная сеть), либо (017) 229-79-79. 
01/07/2022 07:07

ИМНС по Брестскому району в связи с вступившими с 01.01.2022 изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК), касающимися применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения (далее УСН) сообщает следующее.

1. Видеосъемка событий, создание видеофильмов.

В ситуации, когда предметом договора является видеосъемка, в том числе видеосъемка событий, то есть помимо непосредственно видеосъемки индивидуальный предприниматель не осуществляет обработку материала (монтаж, редактирование и т.п.), с учетом положений пункта 2 статьи 13 НК для целей применения УСН такая деятельность классифицируется как «услуга». В этой связи, в соответствии с подпунктом 6.1 пункта 6 статьи 327 НК индивидуальный предприниматель утрачивает право применять УСН с месяца, в котором им будет осуществляться такая деятельность.

Обращаем внимание, что если в рамках осуществления видеосъемки индивидуальным предпринимателем будет изготовлен видеофильм, создан видеоконтент, то есть помимо непосредственно видеосъемки будет осуществлена обработка видеоматериала (монтаж, редактирование и т.п.), то такая деятельность индивидуального предпринимателя для целей налогообложения классифицируется как работа.

2. Создание видеоконтента.

С 1 января 2022 года не вправе применять УСН индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги, за исключением видов деятельности, перечисленных в подпункте 2.7 пункта 2 статьи 324 НК (подпункт 2.7 пункта 2 статьи 324 НК).

Индивидуальные предприниматели, реализующие имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности и соблюдающие иные условия применения УСН, предусмотренные главой 32 НК, как и ранее вправе применять УСН.

Для целей применения положений НК под имущественными правами понимаются вытекающие из договорных и недоговорных отношений права, в том числе возникающие по поводу определения судьбы имущества, связанные с его владением, пользованием и распоряжением, имущественные права на объекты интеллектуальной собственности (подпункт 2.9 пункта 2 статьи 13 НК).

Таким образом, если в результате интеллектуальной деятельности индивидуальным предпринимателем создается объект интеллектуальной собственности (видеоконтент), на который как на объект интеллектуальной собственности на основании договорных отношений реализуются (передаются) имущественные права, то такой индивидуальный предприниматель вправе применять в 2022 году УСН.

В то же время, если создание видеоконтента и его реализация не связаны с передачей имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, то для определения порядка налогообложения следует исходить из закрепленных в пункте 2 статьи 13 НК определений терминов «работа» и «услуга», а также определений отдельных видов услуг и работ. При этом термин «создание видеоконтента» в НК не закреплен.

Исходя из положений подпунктов 2.21 и 2.30 пункта 2 статьи 13 НК основное отличие работы от услуги заключается в том, что при выполнении работы ее результаты имеют овеществленный (материальный) характер, а оказание услуги заключается в деятельности (действиях) исполнителя, которая не предполагает передачу материального результата.

На практике имеет место ситуация, когда индивидуальный предприниматель создает видеоматериалы (видеоконтент) и передает их заказчикам. При этом, исходя из договорных отношений, не усматривается реализация (передача) имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности. В такой ситуации с учетом положений пункта 2 статьи 13 НК для целей применения УСН осуществляемая индивидуальным предпринимателем деятельность по созданию видеоконтента классифицируется как «работа». Следовательно, если индивидуальный предприниматель осуществляет такую деятельность и соблюдает иные условия применения УСН, то он вправе в 2022 году применять УСН.


3. Создание музыкальных треков.

Как было отмечено ранее для целей применения положений НК под имущественными правами понимаются вытекающие из договорных и недоговорных отношений права, в том числе возникающие по поводу определения судьбы имущества, связанные с его владением, пользованием и распоряжением, имущественные права на объекты интеллектуальной собственности (подпункт 2.9 пункта 2 статьи 13 НК).

Таким образом, если в результате интеллектуальной деятельности индивидуальным предпринимателем создается объект интеллектуальной собственности, на который как на объект интеллектуальной собственности на основании договорных отношений реализуются (передаются) имущественные права, то такой индивидуальный предприниматель вправе применять в 2022 году УСН.

На практике имеют место следующие ситуации.

3.1. Предметом договора является создание Автором (индивидуальный предприниматель) инструментальных переложений (аранжировки) перечисленных в договоре произведений (далее – Произведения) и передача Заказчику права на использование Произведений, который за созданные Произведения и предоставление прав на них уплачивает Автору (индивидуальному предпринимателю) вознаграждение.

По условиям договора Автор обязан создать Произведение своими силами и средствами и гарантировать наличие у него авторских прав на созданные Произведения, а также соблюдение прав авторов Произведений. В свою очередь Заказчик обязуется принять результат создания объекта интеллектуальной собственности Автора и оплатить Автору вознаграждение.

3.2. Предметом договора является оказание Исполнителем (индивидуальный предприниматель) услуг по созданию музыкального трека для рекламного ролика Заказчика. При этом с момента подписания акта сдачи-приемки выполненных работ к Заказчику переходят все имущественные авторские права в отношении результатов работ.

В соответствии с законодательством авторское право на произведение возникает в силу факта его создания. В вышеприведенных договорах идет речь о создании объекта, который создается в результате интеллектуальной деятельности Автора (Исполнителя). При этом на основании договорных отношений одновременно с передачей объекта интеллектуальной собственности Заказчику передаются авторские права на него.

Таким образом, в рассматриваемых ситуациях, если деятельность индивидуального предпринимателя ограничена только созданием объектов интеллектуальной собственности, на которые как на объект интеллектуальной собственности на основании договорных отношений реализуются (передаются) имущественные права, то индивидуальный предприниматель вправе применять в 2022 году УСН.
30/06/2022 07:06

Инспекция МНС по Брестскому району по вопросу включения индивидуальными предпринимателями в состав расходов амортизационных отчислений от стоимости основных средств, приобретенных ранее ими как физическими лицами, в том числе полученных в результате дарения, а также приобретенных (сооруженных) индивидуальными предпринимателями в период применения особых режимов налогообложения, сообщает следующее.

Согласно п. 14 ст. 205 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) расходами индивидуальных предпринимателей признаются
документально подтвержденные расходы, произведенные плательщиками и связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Таким образом, для того, чтобы учесть при налогообложении расходы, должны одновременно соблюдаться следующие условия: расходы должны быть подтверждены документами, расходы должны быть произведены плательщиком, расходы должны быть связаны с осуществлением
предпринимательской деятельности плательщика. При несоблюдении одного из указанных условий индивидуальный предприниматель не вправе учесть расходы при определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц (далее – подоходный налог).

Одновременно в случаях, предусмотренных законодательством, индивидуальными предпринимателями может быть произведена дооценка (переоценка) стоимости приобретенных ими материальных ценностей (п.17 ст. 205 НК).

Порядок учета индивидуальными предпринимателями основных средств, в том числе порядок определения их стоимости, определен в
главе 3 Инструкции о порядке ведения учета доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам
Республики Беларусь от 30 января 2019 г. № 5 (далее – Инструкция).

Исходя из положений п. 21 Инструкции основные средства, приобретенные, сооруженные и изготовленные плательщиком, принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая включает
стоимость приобретения основных средств и все фактически произведенные плательщиком расходы, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением основных средств и
доведением их до состояния, в котором они пригодны к использованию.

Учитывая изложенное, индивидуальный предприниматель не вправе включить в состав расходов при определении налоговой базы
подоходного налога амортизационные отчисления от стоимости имущества, стоимость которого сформирована без учета фактических расходов, и при отсутствии документов, подтверждающих эти расходы. Согласно ч. 4 п. 24 Инструкции (в редакции до 13 апреля 2022 г.) индивидуальный предприниматель вправе данные о стоимости
(цене), действующей на дату отражения в учете основных средств, принадлежащих плательщику как физическому лицу, подтвердить заключением об оценке (по рыночной стоимости), выданным оценщиком.

Вместе с тем, заключение об оценке (по рыночной стоимости) имущества, выданное оценщиком, имеющим свидетельство об аттестации
оценщика на право проведения независимой оценки соответствующего вида объекта оценки, не подтверждает расходы плательщика на приобретение оцениваемого имущества. Соответственно, независимо от наличия такого заключения не включаются в состав расходов при
определении налоговой базы подоходного налога амортизационные отчисления от стоимости приобретенного (сооруженного) имущества, расходы на приобретение (сооружение) которого не подтверждены документами.

Аналогично, независимо от наличия заключения об оценке имущества не включаются в состав расходов при определении налоговой
базы подоходного налога амортизационные отчисления от стоимости имущества, приобретенного физическим лицом, в том числе полученного в результате дарения, и вовлеченного им в дальнейшем в предпринимательский оборот как индивидуальным предпринимателем, при отсутствии документов, подтверждающих произведенные физическим лицом расходы на приобретение (сооружение) этого имущества.
28/06/2022 08:06

При составлении налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) у субъектов хозяйствования может возникнуть ситуация, когда сумма налоговых вычетов превышает сумму НДС, исчисленного по реализации. Образовавшуюся сумму превышения субъекты вправе зачесть в счет уплаты иных налогов или вернуть из бюджета на свой расчетный счет на основании заявления, представляемого в налоговый орган.

Однако, до осуществления фактического возврата или зачета суммы НДС, налоговый орган в обязательном порядке осуществляет камеральную проверку представленных налоговых деклараций и проверяет правомерность заявленной к возврату (зачету) суммы НДС.

Такая проверка проводится дистанционно – по месту нахождения налогового органа и на основании информационных ресурсов, которыми он располагает. О дате начала и окончания проведения камеральной проверки субъект хозяйствования может даже не знать, в то же время, если будут выявлены ошибки, влекущие уменьшение заявленной к возврату суммы НДС, плательщику обязательно направят уведомление в соответствии с нормами статьи 73 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) с предложением представить дополнительные документы, сведения, пояснения и (или) уточненные налоговые деклараций по НДС.

Следует отметить, что пунктом 5-1 статьи 137 НК предусмотрено, что если плательщик, претендующий на возврат НДС из бюджета, своевременно не отреагировал на уведомление налогового органа (не представил пояснения или уточненные декларации), с 01.01.2022 такому субъекту хозяйствования вернут сумму превышения НДС не позднее 5 рабочих дней со дня получения ответа на уведомление или составления акта камеральной проверки.

В настоящее время выявление и пресечение необоснованного возврата и зачета разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации, является одним из приоритетных направлений в контрольной деятельности налоговых органов, в том числе в рамках проведения камерального контроля.

В целом за 1 квартал 2022 года налоговыми органами Брестской области осуществлен последующий этап камеральной проверки 2 987 решений о возврате сумм НДС, аннулировано полностью или частично – 52 решения. В ответ на направленные уведомления плательщиками представлены уточненные налоговые декларации или пояснения, по 2 результатам которых предотвращен необоснованный возврат НДС из бюджета в общей сумме более 4,1 млн. рублей.

Так, в ходе данной работы подразделениями камерального контроля выявляются следующие основные нарушения, допускаемые субъектами хозяйствования:

занижение налоговой базы по НДС по оборотам, облагаемым по ставкам 20 и 10 процентов;

включение в состав налоговых вычетов сумм «ввозного» НДС, при отсутствии факта уплаты НДС или не выставлении электронных счетов-фактур в законодательно установленные сроки;

принятие к вычету сумм НДС по покупкам, оплаченным за счет безвозмездно полученных бюджетных средств;

создание фиктивного документооборота по реализации продукции по ставкам НДС 0 и 10 процентов.

Обращаем внимание, что за налоговые нарушения, связанные с необоснованным возвратом из бюджета разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации, созданием искусственного документооборота, умышленным дроблением бизнеса и иных действий предусмотрена ответственность.

К списку новостей