Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестскому району напоминает, что с 1 января 2023 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении розничной торговли продовольственными товарами, в том числе сельскохозяйственной продукцией, на ярмарках, торговых местах обязаны использовать кассовое оборудование.
Учитывая, что одномоментное подключение кассового оборудования всех заинтересованных субъектов хозяйствования к системе контроля кассового оборудования не представляется возможным, необходимо заблаговременно:
приобрести программные кассы либо кассовые суммирующие аппараты (далее – кассовые аппараты);
заключить с республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (далее – РУП ИИЦ) гражданско-правовой договор на регистрацию и информационное обслуживание кассового оборудования в системе контроля кассового оборудования (далее – СККО), подать заявки на подключение кассового оборудования к СККО.
Договор с РУП ИИЦ является публичным, ознакомиться с которым можно на сайтеhttps://skko.by/
Информация об операторах программных кассовых систем, программных кассовых системах и программных кассах, допущенных к использованию на территории Республики Беларусь, размещена в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте РУП ИИЦ (https://info-center.by/services/cashdesks).
Информация о моделях кассовых аппаратов, разрешенных к использованию на территории Республики Беларусь, содержится в Государственном реестре моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь и доступна на официальном сайте Государственного комитета по стандартизации (https://registry.belgiss.by/).
Перед обращением в РУП ИИЦ субъектам хозяйствования:
намеревающимся использовать программную кассу, необходимо заключить договор с оператором программной кассовой системы;
намеревающимся использовать кассовый аппарат, необходимо заключить договор с центром технического обслуживания и ремонта кассовых аппаратов (далее – ЦТО) на техническое обслуживание и ремонт кассового аппарата.
Инспекция дополнительно рекомендует субъектам хозяйствования до приобретения ими кассовых аппаратов и программных касс уточнять у продавцов кассового оборудования возможность последующей доработки кассовых аппаратов или программных касс для использования при реализации товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации. Доработка и замена кассового оборудования для использования при реализации товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации, планируется в 2023-2025 годах.
С перечнем ЦТО можно ознакомиться по ссылке https://skko.by/service_centers/.
Подробная информация по вопросу приобретения и подключения кассового оборудования к СККО размещена на официальном сайтеНалоговыми органами на постоянной основе осуществляется контроль за полнотой уплаты налогов субъектами хозяйствования.
По-прежнему, в ходе проверок устанавливаются факты неправомерного применения специальных режимов налогообложения, или простыми словами, по итогам проверок субъектам необходимо доплатить налоги в бюджет.
Так, инспекцией по Брестскому району в ходе одной из проверок, установлено, что организацией «А» сдавалось имущество в аренду по заниженной стоимости «своим» индивидуальным предпринимателям, которые в свою очередь предоставляли его в субаренду другим арендаторам по цене в 4 и более раз выше.
В роли «своих» индивидуальных предпринимателей выступал сам собственник организации и его дочь.
С учетом того, что организация применяла общий порядок налогообложения, т.е. уплачивала налог на прибыль по ставке 18%, налог на добавленную стоимость по ставке 20%, а индивидуальные предприниматели применяли упрощенный порядок налогообложения и уплачивали налоги по ставке 5%, плательщик умышленно сосредоточил наибольшую часть выручки у индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, данные хозяйственные операции организацией «А» проведены с целью вывода денег через индивидуальных предпринимателей и неуплаты подоходного налога в размере 13%.
В ходе проверки собраны доказательства, что «свои» индивидуальные предприниматели не принимали участие в осуществлении предпринимательской деятельности. Работу по поиску арендаторов, заключение договоров аренды, техническое обслуживание помещений и многое другое выполняли штатные работники организации.
По результатам проверки налоговым органам дополнительно предъявлено к уплате в бюджет налога на добавленную стоимость в сумме 220,1 тыс. рублей, налога на прибыль сумме 206,7 тыс. рублей, а также подоходного налога в сумме 33,0 тыс. руб.
Налоговыми органами в случае выявления заработной платы «в конверте», либо вывода денег используя реквизиты индивидуальных предпринимателей для принятия мер реагирования информация направляется в Департамент государственной инспекции труда, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной зашиты Республики Беларусь и органы прокуратуры.Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестскому району в связи со вступлением в силу с 1 января 2023 г. изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК), содержащихся в Законе Республики Беларусь от 31 декабря 2021 г. № 141-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» и касающихся установления запрета на применение налога при упрощенной системе налогообложения (далее – УСН) для организаций, имеющих филиалы, состоящие на учете в налоговых органах, разъясняет следующее.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 324 НК плательщиками налога при УСН признаются организации, являющиеся юридическими лицами Республики Беларусь.
С 1 января 2023 г. на основании подпункта 2.1.3 пункта 2 статьи 324 НК не вправе применять УСН организации, имеющие один или несколько филиалов, состоящих на учете в налоговых органах.
Согласно пункту 3 статьи 14 НК филиал, представительство или иное обособленное подразделение юридического лица Республики Беларусь, которые в соответствии с учетной политикой этого юридического лица осуществляют ведение бухгалтерского учета с определением финансового результата по их деятельности и которым для совершения операций юридическим лицом открыт счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам этих обособленных подразделений (далее – филиал), исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этого юридического лица в части своей деятельности, если иное не установлено НК либо Президентом Республики Беларусь.
Таким образом, предусмотренный подпунктом 2.1.3 пункта 2 статьи 324 НК запрет на применение УСН:
1) распространяется на организации, имеющие один или несколько филиалов, соответствующих по совокупности признакам, указанным в пункте 3 статьи 14 НК, и состоящих на учете в налоговых органах. Такие организации не вправе применять УСН в целом по деятельности организации (то есть как в части деятельности головной организации, так и ее обособленных подразделений).
При этом следует учитывать, что поскольку под термином «филиал» понимается любое обособленное подразделение, запрет на применение УСН действует, в том числе, в отношении организаций, имеющих обособленные структурные подразделения (организационные структуры), наделенные правами юридического лица, если эти обособленные структурные подразделения соответствуют по совокупности признакам, указанным в пункте 3 статьи 14 НК, и состоят на учете в налоговых органах. К таким организациям, в частности, относятся общественные объединения, республиканские государственно-общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, Белорусская нотариальная палата, исполнительные и распорядительные органы, если они имеют одно или несколько указанных обособленных структурных подразделений;
2) не распространяется на организации, имеющие обособленные подразделения, не состоящие на учете в налоговых органах и не соответствующие по совокупности признакам, указанным в пункте 3 статьи 14 НК.Уважаемые плательщики!
Подписавшись на официальные аккаунты Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в Инстаграмм и Телеграмм, вы получаете возможность оперативно получать самую актуальную и достоверную информацию из «первых рук». Для удобства воспользуйтесь QR-кодами.
1. QR-код официального Телеграмм – канала Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь @MNSRB:
2. QR-код официального аккаунта Инстаграмм Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь @MNS_BELARUS:
НДС по разным критериям является одним из самых значимых налогов. В связи со сложными экономическими обстоятельствами у плательщиков НДС существенно снизилась выручка. Налоговые вычеты значительно превышают НДС, исчисленный при реализации. Возникает вопрос: можно ли в связи со сложной экономической ситуацией, организации, осуществляющей реализацию товаров только со ставкой НДС 20%, принять к вычету весь «входной» НДС и вернуть из бюджета превышение?
По общему правилу вычет сумм НДС осуществляется нарастающим итогом в пределах сумм НДС, исчисленных при реализации.
Вместе с тем законодательно определены случаи, в которых «входной» НДС вычитается в полном объеме независимо от суммы исчисленного налога. К ним относятся случаи, установленные пунктом 27 статьи 133 Налогового кодекса Республики Беларусь, а также отдельными актами Президента Республики Беларусь. В таких случаях сумма налоговых вычетов может превысить сумму НДС, исчисленного по реализации, а образовавшуюся сумму превышения организация вправе зачесть в счет уплаты налогов или иных платежей в бюджет или вернуть из бюджета.
На сегодняшний день отсутствуют акты Президента Республики Беларусь, позволяющие принять к вычету «входной» НДС в полном объеме в связи со сложной экономической ситуацией и иными аналогичными причинами. Поэтому, несмотря на то что сумма налоговых вычетов у организации превышает сумму НДС, исчисленного при реализации, к вычету она должна принять «входной» НДС в пределах исчисленного налога.
Следует отметить, что суммы «входного» НДС признаются налоговыми вычетами при выполнении условий для их вычета. При этом важно правильно определить дату, на которую наступает право на вычет.
Право на вычет сумм «входного» НДС, предъявленных белорусскими продавцами, наступает на последнюю из дат:
- дату отражения «входного» НДС в бухучете;
- дату отражения «входного» НДС в книге покупок (при ее ведении);
- дату подписания электронного счет-фактуры (далее - ЭСЧФ) или дату, соответствующую отчетному периоду, предельный срок подачи декларации по НДС за который следует после подписания ЭСЧФ, если дата в строке 3 ЭСЧФ соответствует отчетному периоду, в котором выполнены условия для вычета.
Инспекция Министерства по налогам и сборам по Брестскому району напоминает о необходимости уплаты авансовых платежей по земельному налогу и налогу на недвижимость за 2022 год, а также доплаты транспортного налога за 2021 год в срок не позднее 15.11.2022.
В целях равномерного распределения семейного бюджета предлагаем уплачивать причитающиеся платежи заблаговременно либо поэтапно частями.
Уплату налогов можно произвести наличными денежными средствами в отделениях банка и почтовой связи, а также безналичным путем, используя банковскую карточку, с помощью платежно-справочных терминалов РУП «Белпочта» и инфокиосков банков, а также через (мобильный банкинг) и личный кабинет плательщика.
Дополнительно сообщаем, что оплата за земельные участки и недвижимость, расположенные в садоводческих товарищества (далее – СТ) Брестского района, производится в бюджет не сельского совета, в пределах которого расположено СТ, а в бюджет Брестского района (Брестский РИК, финотдел). При оплате будьте внимательны, сверяйте расчетный счет, указанный в извещении с расчетным счетом в квитанции. Также за данные объекты налогообложения для оплаты можете использовать следующий путь ЕРИП: налоги – Брестская область – Брестский район – Брестский рик, финотдел – земельный налог/налог на недвижимость – Ваш УНП (Учетный номер плательщика, ввод которого производится на английской раскладке клавиатуры).
Обращаем внимание, что при возникновении вопросов по предъявленным к уплате суммам налогов либо не получением извещения на уплату налогов, плательщик вправе обращаться любым удобным ему способом (лично или по телефону):
- в налоговый орган по месту расположения объекта недвижимости или земельного участка – при наличии вопросов по налогу на недвижимость и земельному налогу;
- в налоговый орган по месту жительства (месту регистрации) – при наличии вопросов по транспортному налогу.
Информацию по объектам недвижимости или земельным участкам, расположенным в Брестском районе, а также по транспортному налогу для физических лиц, зарегистрированных в Брестском районе, можно получить по телефонам: 51-16-70, 28-53-06, 51-16-72, 28-53-45, 28-53-51 либо по адресу: г. Брест, ул. Наганова, 10, каб. 205, 209, 211.Согласно статье 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя граждане вправе осуществлять виды деятельности, перечисленные в подпунктах 3.1 и 3.2 пункта 3 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК). В данном случае, физическими лицами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, в налоговый орган подается письменное уведомление или уведомление через личный кабинет плательщика с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, видов товаров, формы оказания услуг, а также периода осуществления деятельности, места осуществления деятельности и уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц не позднее дня, предшествующего дню начала осуществления деятельности.
Размер ставок единого налога установлен приложением 24 к НК.
Напоминаем, что действия по размещению объявлений о реализации товаров (работ, услуг) в глобальной компьютерной сети Интернет, либо иных СМИ могут быть расценены как направленные на осуществление предпринимательской деятельности. В связи с чем, уплату единого налога следует произвести до подачи подобных объявлений.
Кроме того, не требуется регистрация в качестве индивидуального предпринимателя при осуществлении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, а также ремесленной деятельности.
В случае если гражданин планирует осуществлять предпринимательскую деятельность, то до начала следует зарегистрировать ее в местном районном исполнительном комитете по месту жительства с обязательным получением свидетельства о государственной регистрации.
Напоминаем, что за занятие физическими лицами предпринимательской деятельности без государственной регистрации предусмотрена административная ответственность согласно части 2 статьи 13.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (с изменениями и дополнениями) (далее – КоАП) в виде наложения штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также до ста процентов от суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.
В соответствии с подпунктом 41 статьи 342 НК при выявлении налоговыми органами впервые фактов осуществления физическими лицами видов деятельности, указанных в подпунктах 1.1 - 1.3 пункта 1, подпунктах 3.1 и 3.2 пункта 3 статьи 337 НК, без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, исчисляется единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц согласно утвержденных ставок.
В случае же выявления повторных фактов осуществления вышеуказанных видов деятельности единый налог исчисляется налоговыми органами с применением коэффициента 5.
За разъяснением порядка осуществления видов деятельности без регистрации в качестве ИП, в сфере агроэкотуризма и ремесленной деятельности граждане вправе обратиться в телефонную справочную систему налоговых органов «Контакт-центр» по телефону 189 (стационарная сеть), либо (017) 229-79-79, а также направить электронное обращение с использованием специальной формы, размещенной на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет (www.nalog.gov.by) в рубрике «Электронные обращения».Налоговым законодательством для индивидуальных предпринимателей предусмотрены три системы налогообложения, особенности исчисления и уплаты каждой из которых изложены в отдельных главах Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК):
- общая система налогообложения, предусматривающая уплату подоходного налога с физических лиц (глава 18 НК);
- упрощенная система налогообложения (глава 32 НК);
- единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (глава 33 НК).
Каждая из указанных систем применяется в зависимости от тех или иных условий или особенностей осуществляемой деятельности индивидуальными предпринимателями.
На практике возможны случаи, когда индивидуальные предприниматели наряду с принятой основной системой налогообложения обязаны по отдельным доходам исчислять и уплачивать налоги с применением иного порядка налогообложения.
Например, для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется общий порядок исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц в отношении доходов, полученных индивидуальными предпринимателями от операций с ценными бумагами (часть 2 подпункта 1.2.1 пункта 1 НК).
Индивидуальному предпринимателю, который является плательщиком единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, следует помнить, что данная система налогообложения не может применяться при осуществлении:
- реализации товаров (работ, услуг) организациям и индивидуальным предпринимателям, за исключением продажи товаров, отнесенных к группам товаров, указанным в подпункте 1.2 пункта 1 статьи 337 НК, при осуществлении розничной торговли в порядке, установленном законодательством, а также при реализации товаров (работ, услуг) потребителям на основании договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров (подпункт 2.1 пункта 2 статьи 336 НК);
- деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) (подпункт 2.2 пункта 2 статьи 336 НК);
- реализации дополнительных жилищно-коммунальных услуг (подпункт 2.3 пункта 2 статьи 336 НК);
- дистанционной торговли товарами, отнесенными к группам товаров, указанным в подпункте 1.2 пункта 1 статьи 337 НК (подпункт 2.4 пункта 2 статьи 336 НК);
- деятельности прочего пассажирского сухопутного транспорта, деятельности пассажирского речного транспорта (подпункт 2.5 пункта 2 статьи 336 НК);
- осуществлении общественного питания (подпункт 2.6 пункта 2 статьи 336 НК).
По доходам полученным от осуществления вышеуказанных видов деятельности, индивидуальным предпринимателям следует уплачивать подоходный налог с физических лиц либо налог при упрощенной системе налогообложения.
На основании изложенного, применение индивидуальными предпринимателями по различным видам доходов несколько систем налогообложения одновременно предусмотрено законодательством.