Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МЕХАНИЗМОВ

31/05/2024 08:05

Грузоподъемные механизмы - устройства с ручным или электрическим приводом, осуществляющие подъем тяжеловесных грузов и конструкций. Они бывают механическими, гидравлическими, электрическими. Используются в строительстве, на производстве и даже в быту.

Требования к эксплуатации грузоподъемных механизмов:

Безопасная эксплуатация и производство работ с использованием грузоподъемных механизмов обеспечиваются соблюдением:

Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов (утв. постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66);

Правил охраны труда при работе на высоте (утв. постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 52);

Типовой инструкции по охране труда для стропальщика (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 13 ноября 2009 г. № 133).

К эксплуатации грузоподъемного механизма, производству работ по зацепке (строповке) грузов допускаются работники, имеющие необходимую квалификацию, прошедшие обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда, медицинский осмотр.

Меры безопасности при подъеме и перемещении груза:

- при горизонтальном перемещении груза необходимо убедиться, что он поднят выше встречающихся на пути препятствий, но не менее чем на высоту 0,5 м;

- следить, чтобы груз, находящийся в поле зрения и перемещаемый грузоподъемным краном, не располагался над людьми, не мог за что-либо зацепиться, а его выступающие части не приближались к элементам конструкции грузоподъемного крана ближе чем на 1,0 м;

- следить, чтобы при подъеме груза исключалось косое натяжение грузового каната;

- во время подъема и перемещения грузов для предупреждения их раскачивания применять оттяжки необходимой прочности и длины;

- немедленно прекращать подъем и перемещение груза в случае появления людей в опасной зоне работы грузоподъемного крана;

- принимать другие меры безопасности.

На рабочих местах должны быть вывешены схемы строповки наиболее часто встречающихся грузов. Подъем груза, на который не разработана схема строповки, осуществляется под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОНВЕЙЕРОВ

Еще один вид подъемно-транспортного оборудования, которое может стать источником травмирования работников - конвейеры.

Требования к эксплуатации конвейеров:

Меры безопасности при эксплуатации конвейеров определены Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации конвейерных, трубопроводных и других транспортных средств непрерывного действия (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 апреля 2007 г. № 54, далее - Правила № 54).

В соответствии с Правилами № 54 безопасность транспортных средств непрерывного действия, в частности, обеспечивается:

- выбором их типа и конструктивного исполнения, соответствующих условиям применения;

- использованием средств автоматизации и дистанционного управления, средств защиты;

- выполнением эргономических требований;

- включением требований безопасности в техническую документацию на их монтаж, эксплуатацию, ремонт, транспортировку и хранение.

Движущиеся части конвейеров должны быть ограждены в зонах постоянных рабочих мест, связанных с технологическим процессом на конвейере, или по всей трассе конвейера, если есть свободный доступ или постоянный проход вблизи конвейера лиц, не связанных с его обслуживанием.

Ограждения изготавливаются из металлических листов, сетки и других прочных материалов, при этом в сетчатых ограждениях размер ячейки должен быть таким, чтобы исключался доступ к огражденным частям конвейера.

Меры безопасности (основные) при эксплуатации конвейеров:

- выполнение работ по техническому обслуживанию, ремонту и регулировке конвейера (исправление смещения (сбега) ленты, устранение ее пробуксовки и т. п.) только после остановки конвейера;

- ограждение приводных и натяжных барабанов, тяговых органов конвейера;

- установка на подвижной каретке натяжной станции двух концевых выключателей: одного для отключения конвейера при перегрузке тяговых органов, другого для остановки конвейера при обрыве тягового органа;

- рациональное устройство загрузочных лотков, воронок и сбрасывателей материала с грузонесущего полотна, обеспечение равномерной и центрированной подачи (разгрузки) грузов на конвейер (с конвейера);

- применение устройств, исключающих или уменьшающих необходимость ручного труда (скребки и щетки для удаления налипшего и намерзшего материала и др.).

К эксплуатации транспортных средств непрерывного действия допускаются лица соответствующей профессии, должности и квалификации, прошедшие обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Правила № 54 также определяют специальные требования к отдельным типам конвейеров (ленточным, винтовым, пластинчатым, цепным, тележечным и др.).

Для предупреждения производственного травматизма при эксплуатации подъемно-транспортного оборудования руководителям организаций целесообразно:

- обеспечить безусловное соблюдение требований по охране труда при эксплуатации подъемно-транспортного оборудования;

- исключить случаи эксплуатации подъемно-транспортного оборудования, не отвечающего требованиям НПА, ТИПА по охране труда, а также технической документации организаций-изготовителей;

- допускать к эксплуатации подъемно-транспортного оборудования работников, имеющих соответствующую квалификацию по профессии, прошедших в установленном порядке обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;

- обеспечить проведение своевременного и качественного технического обслуживания, ремонта, испытаний, осмотров, технических освидетельствований оборудования в порядке и сроки, установленные эксплуатационными документами организаций-изготовителей;

- обеспечить безусловное привлечение работников к дисциплинарной ответственности за нарушение требований безопасности при эксплуатации подъемно-транспортного оборудования.